1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процессуальное законодательство это

Характеристика процессуальных отраслей права

Процессуальные отрасли права

Конституция гарантирует право на судебную защиту, как для граждан, так и для их объединений. В часть 1-ой статьи 46 указано, что все могут рассчитывать на судебную защиту прав и свобод. В части 3-ей статьи 35 прописано, что гражданин или организация могут лишиться своего имущества исключительно через решение суда.

К процессуальным отраслям права относятся:

  • гражданско-процессуальное право;
  • уголовное судопроизводство;
  • арбитражное разбирательство;
  • административные и правовые процедуры.

Определение 1

Гражданское судопроизводство (гр. процесс) – это процесс рассмотрения гражданских дел, определяемый нормами гражданского судебного права. При всем этом гражданские дела являются делами, возникающими в связи с широким кругом правовых отношений.

Целью гражданского судопроизводства является:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав;
  • защита свобод и охраняемых законом интересов граждан;
  • защита интересов организаций и их объединений;
  • охрана государственных и социальных интересов;
  • предупреждение правонарушений.

Права и обязанности граждан

Гражданский процесс включает в себя процессуальные действия суда, сторон, иных членов процесса, их процессуальные права и обязанности. Суду и всем другим сторонам определенные процессуальные права предоставляются законом в целях достижения целей правосудия, при этом на них возложены обязанности по судебному разбирательству.

Процессуальные права и обязанности реализуются в процессе. Например, право на обращение в суд осуществляется путем подачи иска, право на защиту от действия – путем подачи возражения или подачи встречного иска. Право истца и ответчика на участие в судебном заседании соответствует обязанности суда надлежащим образом информировать стороны о времени и месте встречи. Участники процесса руководствуются гражданским процессуальным законодательством и вступают в общественные отношения с судом как органом, имеющим гражданско-процессуальные отношения.

Гражданско-правовой закон является отраслью права, которая включает в себя набор процессуальных норм в определенной системе, регулирующей социальные отношения, возникающие между судом и участниками процесса отправления правосудия по гражданским делам. Нормы гражданского процессуального права устанавливаются для каждого из участников процесса по гражданскому делу.

ГПК Российской Федерации учитывает случаи судебного разбирательства (тт. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ) и дела, не связанные с претензиями (п. 2-6 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). Основным и наиболее распространенным видом судебных разбирательств считается судебный процесс, который касается судебных процессов, возникающих в связи с гражданскими, жилищными, семейными, рабочими и другими правовыми отношениями. Во всех случаях нормы судебного судопроизводства являются обычными в соответствии с гражданским правом. Процесс внесудебного судопроизводства также осуществляется на основе этих принципов, но с определенными исключениями и дополнениями, установленными специальными правилами для неисковых дел.

К видам судебных разбирательств относятся:

  • дела по связям с общественностью (ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
  • дела, связанные с заявлениями граждан, организаций или прокурора оспаривание всех или части нормативных актов;
  • защита избирательного законодательства или участие в референдуме граждан РФ и т.д.

Элемент участия государства в лице его органов, руководящих лиц по делам, которые возникают в связи с связями с общественностью (конституционные, административные, финансовые и т.д.), определяет специфику процедуры изучения и разрешения указанных дел (ст. 246, 247, 249 и т.д.ГПК РФ).

Суд также рассматривает дела, в которых нет споров о законе. Он отстаивает законные интересы людей и организаций методом установления определенных юридических фактов, правового состояния лица, а также наличия или отсутствия бесспорных прав, требующих подтверждения судебного решения. Такие случаи в силу собственной специфики относятся к специальным процедурам (статья 262 ГПК РФ).

Уголовно – процессуальная процедура (уголовное производство):

  • деятельность следственного органа, следователя, прокурора и суда по возбуждению, расследованию и урегулированию уголовного дела деятельности соответствующих органов и их взаимоотношений;
  • порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела регулируемого законом;
  • надлежащая процедура возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела и т. д.

В наиболее общем виде уголовный процесс призван решать проблемы справедливого наказания виновных и реабилитации невиновных. Метод решения этих проблем является уголовно-процессуальной формой, то есть набором процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Уголовное судопроизводство – правильная правовая форма (процесс предусмотренных законом), в рамках которой устанавливается наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для уголовной ответственности за совершение деяния с элементами преступления.

Задачами уголовного процесса считаются:

  • защита прав, свобод и законных интересов отдельных лиц и предприятий;
  • своевременное, полное и быстрое раскрытие подготовленных и совершенных преступлений;
  • разоблачение виновных в преступлениях и реабилитация невиновных;
  • правильное применение в уголовном судопроизводстве Конституции Российской Федерации, всех общепризнанных принципов и норм международного права, договоров Российской Федерации с иностранными государствами, норм национального законодательства и стандартов;
  • воспитательное и профилактическое воздействие на участников уголовных дел и других лиц с криминальным кризисным комплексом.

Уголовное-процессуальное право

Уголовно-процессуальное право – это механизм для принудительного регулирования предполагаемых уголовно-правовых отношений между государством и лицом, совершившим действие с признаками преступления.

Нормы уголовно-процессуального законодательства устанавливают рациональные (или оптимальные) формы и процедуры, отвечающие требованиям уголовно-правовых норм, что предопределяет процесс дифференциации и унификации форм уголовного преследования. Уголовное право без уголовно-процессуального законодательства бессильно, а уголовно-процессуальное законодательство без уголовного права бессмысленно и неуместно, как справедливо отмечают многие авторы.

Уголовно-процессуальное законодательство является отраслью российского законодательства, состоящим из ряда правовых норм, регулирующих правоотношения уголовного дела об урегулировании вопросов уголовной ответственности отдельных лиц и деятельности участников.

Источниками процессуального права являются формы, в которых соответствующие правовые нормы закреплены и функционируют извне.

К ним относятся:

  • конституция Российской Федерации;
  • принципы и нормы международного права, которые, как правило, охраняются международными конвенциями, контрактами и другими документами, международными соглашениями с другими государствами Российской Федерации;
  • Уголовно-процессуальное законодательство;
  • другие законы, содержащие уголовное преследование, в частности, иные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», касающиеся уголовного судопроизводства и некоторые другие.

Гражданские права

Гражданские права защищены в Российской Федерации в соответствии с установленной юрисдикцией арбитражных судов, третейских судов и административных производств. Арбитражные суды в отношении судов общей юрисдикции являются специальными судами, поскольку они осуществляют правосудие, рассматривая и разрешая экономические споры, возникающие между организациями (юридическими лицами) и предпринимателями.

Урегулирование экономических споров и рассмотрение других дел в арбитражном суде осуществляется в соответствии с процессуальными нормами арбитража:

  • АПК РФ, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве);
  • № 96-Фз от 24.07.2002 «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации предусматривает федеральный закон о принятии Арбитражных правил и т.д. В рамках рассмотрения и урегулирования дела в арбитражном суде осуществляются гражданские и административные процедуры, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Рассмотрение и урегулирование экономических споров арбитражными судами проводится в соответствии с нормами закона о порядке судопроизводства в арбитражных судах либо арбитражных разбирательствах. Другими словами, арбитраж является юридической формой арбитража для защиты спорных или нарушенных прав организаций и предпринимателей.

Источниками процессуального права являются те, в которых соответствующие правовые нормы укоренились и функционируют извне. 1 ст. 13 АПК Российской Федерации предоставляет перечень нормативных актов, на основании которых арбитражный суд рассматривает дела.

В то же время законодательный орган в этом списке использует, по сути, 2 классификации, известные в юридической науке:

  • во 1-х, проводится классификация правовых актов по юридической силе (базовая классификация): правовые акты находятся в порядке убывания юридической силы;
  • во 2-х, нормативы сгруппированы по уровням их принятия: международный, федеральный, региональный, местный.

Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Читать еще:  Процессуальный порядок осмотра места происшествия

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также — суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарий к статье 1 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Гражданское судопроизводство представляет собой урегулированную гражданским процессуальным законодательством деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, направленную на рассмотрение и разрешение споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, а в случаях, предусмотренных законом, — из иных, в т.ч. публичных, отношений.

Нельзя не отметить, что понятие «гражданское судопроизводство» синонимично понятию «гражданский процесс». Основной целью гражданского судопроизводства является защита прав и законных интересов граждан, организаций и публичных образований.

2. На основании ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Таким образом, основной формой защиты гражданских прав является судебная форма защиты. Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. В комментируемой статье определен перечень нормативных правовых актов, которые регулируют порядок осуществления производства в судах общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции включает в себя федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей. К федеральным судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районные суды.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем субъекты Федерации и органы местного самоуправления не могут принимать акты, содержащие нормы процессуального права. В противном случае принятые акты не должны применяться судами как противоречащие Конституции РФ и подлежат отмене.

4. Все нормы гражданского процессуального права независимо от источника их выражения взаимосвязаны между собой и образуют строго логическую систему . При этом, безусловно, важнейшим нормативным правовым актом является Конституция РФ, в которой определены основные принципы гражданского судопроизводства: принцип осуществления правосудия только судом, принцип независимости судей и подчинения их только закону, принципы гласности, состязательности, процессуального равноправия сторон и др.

Учебник «Гражданский процесс» (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации — Городец, 2007 (2-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Учебник гражданского процесса / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Спарк, 1996. С. 31 — 32.

Другим важным источником гражданского процессуального права является Закон о судебной системе. Значение указанного Закона для гражданского судопроизводства состоит в определении основных принципов гражданского судопроизводства, правового статуса судей. Так, ст. 1 Закона устанавливает принцип осуществления правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также другие федеральные законы не должны противоречить Закону о судебной системе.

5. Комментируемый Кодекс принят Государственной Думой 23 октября 2002 г. и введен в действие с 1 февраля 2003 г. (Закон о введении в действие ГПК РФ); ГПК РСФСР был введен в действие 1 октября 1964 г. и действовал без малого 40 лет.

Как и другие кодифицированные акты, ГПК РФ является федеральным законом. Конституция РФ не предусматривает приоритет одних федеральных законов перед другими. Но в силу сложившейся практики кодексы традиционно имеют приоритет перед федеральными законами (например, ст. 3 ГК РФ определяет, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи порядок гражданского судопроизводства регулируется не только настоящим Кодексом, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним. Это означает, что другие федеральные законы не должны противоречить ГПК РФ, а в случае противоречия приоритет должен иметь Кодекс. В соответствии с абз. 2 ст. 4 Закона о введении в действие ГПК РФ впредь до приведения в соответствие с ГПК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты с момента введения в действие настоящим Федеральным законом ГПК РФ применяются в части, не противоречащей этому Кодексу.

6. Нормы гражданского процессуального права могут содержаться в материально-правовых актах, в частности в Гражданском, Семейном, Трудовом кодексах и др. В случае возникновения противоречий между нормами кодифицированных актов материального права и ГПК РФ по общему правилу подлежит применению акт, принятый позже.

В числе иных федеральных законов о гражданском судопроизводстве следует отметить Закон об исполнительном производстве, Закон о статусе судей и др. Процессуальные нормы федеральных законов не должны противоречить ГПК РФ.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Порядок гражданского судопроизводства у мировых судей регулируется всеми перечисленными выше нормативными правовыми актами, а также Законом о мировых судьях. Многие нормы этого Закона повторяются в настоящем Кодексе, в частности, положения о подсудности дел мировым судьям с некоторыми уточнениями. Нормы Закона о мировых судьях также не должны противоречить положениям Кодекса.

7. Законодательство о гражданском судопроизводстве не включает в себя подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

8. В число источников гражданского процесса, безусловно, входят международные договоры, в которых участвует Россия. Международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации и даже имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Часть 2 комментируемой статьи повторяет положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применительно к гражданскому судопроизводству, за исключением упоминания об общепризнанных принципах и нормах международного права.

В числе международных договоров, в которых участвует Россия, — Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г., Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Минская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. и др.

9. Процессуальное законодательство не имеет обратной силы. Определяя порядок действия законодательства о гражданском судопроизводстве во времени, ч. 3 комментируемой статьи воспроизводит традиционное положение ГПК РСФСР о том, что при рассмотрении и разрешении гражданского дела применяется не тот процессуальный закон, который действовал в момент возникновения материальных правоотношений или возбуждения дела в суде, а тот закон, который действует во время рассмотрения и разрешения гражданского дела. Данное положение распространяется также на совершение отдельных процессуальных действий или исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов.

Читать еще:  Расследование краж чужого имущества

Данные положения имеют очень важное значение при изменении процессуального законодательства в связи с вступлением в силу нового Кодекса. Так, например, если дело было возбуждено до 1 февраля 2003 г. (до вступления в силу ГПК РФ) в соответствии с ГПК РСФСР, а рассматривается после указанной даты, то порядок проведения судебного заседания, обжалования, исполнения решения суда, а также совершения других процессуальных действий будет регулироваться ГПК РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит ряд новых по сравнению с ГПК РСФСР положений, существенно изменяющих функции прокуратуры в гражданском процессе, а также порядок обжалования судебных постановлений в надзорном порядке, а с 1 января 2012 г. — также порядок обжалования в апелляционном и кассационном порядке.

10. В отличие от ранее действовавшего ГПК РСФСР, который в качестве собирательного обозначения судебных решений, определений, приказов, постановлений использовал термин «судебные акты», ГПК РФ оперирует понятием «судебное постановление». При разрешении дел по существу суд выносит решения, в приказном производстве — судебный приказ, президиумы судов надзорной инстанции выносят постановления, в остальных случаях выносятся определения.

11. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип аналогии в гражданском процессе, предусматривавшийся ГПК РСФСР. Как и ГК РФ (ст. 6), СК РФ (ст. 5), ГПК РФ предусматривает аналогию закона и аналогию права. Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, которые применяются при аналогии права, раскрываются в Конституции РФ, Законе о судебной системе и ГПК РФ (например, ст. ст. 5 — 10). Возможность применения принципа аналогии в гражданском процессе неоднократно оспаривалась. Однако в связи с тем, что гражданско-процессуальное право все более приобретает черты диспозитивности, и в силу невозможности урегулировать все категории дел, которые возникают в судах, принцип аналогии в гражданском процессуальном праве имеет важное практическое значение. Так, нормы об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ) могут быть применены по аналогии к заявлению о вынесении судебного приказа (ст. 123 ГПК РФ). В качестве примера применения аналогии закона может служить применение ч. 1 ст. 101 ГПК РФ к праву ответчика на возмещение расходов на оплату услуг представителя в случае оставления без рассмотрения искового заявления на основании абз. 8 ст. 222 ГПК РФ. В соответствии с абз. 8 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу. Правовая норма, регулирующая вопрос возмещения ответчику расходов на оплату услуг представителя в случае оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с абз. 8 ст. 222 ГПК РФ, в данном Кодексе отсутствует. В связи с этим в случае оставления искового заявления без рассмотрения на основании абз. 8 ст. 222 ГПК РФ следует руководствоваться ч. 4 ст. 1 и ч. 1 ст. 101 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 101 ГПК РФ при отказе истца от иска истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела .

———————————
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года» // Бюллетень ВС РФ. 2009. N 9.

Как и для кого правят процессуальное законодательство

Инвентаризация процессуального законодательства

За 25 лет судебной реформы процессуальное законодательство полностью обновилось. Регламентировано конституционное судопроизводство Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и административное судопроизводство – Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. На смену прежним кодексам: УПК РСФСР, ГПК РСФСР и КоАП РСФСР пришли новые: УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ. Реализовано одно из важнейших направлений судебной реформы – дифференциация форм судопроизводства.

По сравнению с 1991 годом количество процессуальных кодексов удвоилось. Два кодекса из шести устанавливают не только правила судебного процесса, но и порядок образования и структуру суда (КС РФ), а также административную ответственность за нарушение общеобязательных правил поведения (КоАП РФ).

Более подробно и дифференцированно изложено гражданское судопроизводство. Несмотря на то, что АПК РФ является первым актом, который воспроизвел демократические начала судебного процесса, все более их упрочняя и расширяя в 1995 и 2002 годах, сегодня его действие подходит к концу в связи со слиянием Высшего арбитражного суда России и Верховного суда России и унификацией правил судопроизводства. В обозримом будущем гражданское судопроизводство будет регулировать один процессуальный кодекс.

Лидером по дисперсии процессуальных норм является административное судопроизводство, которое рассредоточено по КАС РФ, КоАП РФ и АПК РФ, что не может считаться устойчивым правовым регулированием судебного процесса, учитывая историю и дифференциацию гражданского судопроизводства. Более того, такая дисперсия норм затрудняет доступ в суд.

По количеству правок, вносимых в процессуальное законодательство, устойчивость правовых норм распределяется следующим образом.

Общее количество правок в процессуальном законодательстве

Лидером нестабильности является КоАП РФ, затем следуют УПК РФ и ГПК РФ. Однако не все 529 федеральных законов вносили правки в процедуру рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а лишь их часть, но даже их внушительное количество не позволило устранить имеющиеся проблемы, о которых будет сказано далее.

В то же время нельзя утверждать, что сравнительно небольшое количество вносимых изменений и дополнений в дореформенное процессуальное законодательство означает удовлетворенность общества уровнем правовых гарантий и качеством правосудия. Напротив, это обусловлено длительной работой над проектами новых процессуальных кодексов, принятие которых ожидалось обществом.

Учитывая общее количество внесенных правок в процессуальное законодательство, можно было бы утверждать, что мы двигались семимильными шагами в течение 25 лет, но так ли это, если посмотреть с точки зрения содержания норм права? Ответ на этот вопрос дадут диаграммы.

По качеству вносимых изменений и дополнений в процессуальное законодательство картина выглядит следующим образом.

Распределение качества правок в действующем процессуальном законодательстве

Как видно из диаграмм, преобладающий сегмент в процессуальном законодательстве индифферентный, т. е. содержащий нормы как упраздняющие правовые гарантии, так и устанавливающие их, что обусловливает невысокий градиент курса устойчивого развития в области правосудия. При этом абсолютными лидерами в части движения по модели «шаг вперед и шаг назад» являются КоАП РФ и КАС РФ. Затем следуют УПК РФ, ГПК РФ, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и АПК РФ.

Следующим по удельному весу идет позитивный сегмент, а затем негативный. При этом позитивный сегмент больше, чем негативный, во всех процессуальных кодексах, но этого факта недостаточно для общей положительной оценки законодательной работы в данной сфере. Лидером в позитивном сегменте является АПК РФ, который больше остальных процессуальных кодексов содержит правки, повышающие правовые гарантии лиц, участвующих в деле. Далее за ним следуют Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ГПК РФ, а замыкает список УПК РФ. Относительно последнего необходимо отметить, что имеющиеся результаты по меньшей мере разочаровывают, учитывая то, что за 15 лет с момента принятия УПК РФ всего лишь два федеральных закона внесли правки, повышающие уровень правовых гарантий, и постоянные декларации власти о заботе соблюдения гуманистических идеалов права в уголовном судопроизводстве.

Читать еще:  Расследование и судебное рассмотрение уголовных дел

В негативном сегменте сложилась интересная картина: в нем АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ разделили первое место, затем – Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». КАС РФ и КоАП РФ не вошли в этот сегмент вообще, но это не означает, что их правила эффективны с точки зрения судебной защиты прав, свобод и законных интересов.

Исходя из этого, общий градиент правовых гарантий в процессуальном законодательстве оценивается как низкий и имеет тенденцию к снижению, учитывая положения законопроектов.

Что касается распределения вносимых правок в процессуальное законодательство по субъекту законодательной инициативы, то результаты имеют следующие значения.

Распределение качества правок в процессуальное законодательство по субъекту законодательной инициативы

Наибольшее количество правок в процессуальное законодательство внесло правительство России. При этом негативный сегмент больше, чем позитивный, как по сравнению с законодательной активностью этого же органа исполнительной власти, так и по сравнению с другими субъектами законодательной инициативы.

Далее президент России, Высший арбитражный суд России и Верховный суд России внесли по два проекта федеральных законов, которые после их принятия повысили уровень правовых гарантий в судебных процедурах. Паритет в количестве правок негативного сегмента у президента России и Верховного суда России, что не соответствует положениям статьи 18 и пункту 2 статьи 80 Конституции России.

По одной правке в процессуальное законодательство внесли Высший арбитражный суд России, субъекты Федерации и член Совета Федерации. При этом негативные правки принадлежат представителям Государственной думы и субъектам Федерации. Позитивную правку внес член Совета Федерации.

Инвентаризация процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромное количество вносимых изменений и дополнений, уровень правовых гарантий в судебных процедурах растет крайне медленно и незначительно вопреки ожиданиям общества и заверениям власти, особенно в периоды предвыборных кампаний.

С целью действенного роста правовых гарантий в процессуальном законодательстве и пресечения политических спекуляций, деформации общества, о заботе, соблюдении и обеспечении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а равно организаций, необходимо публиковать замеры индекса правосудия «до» и ожидаемое «после» принятия законопроекта на официальном сайте парламента, а также общие рейтинги субъектов законодательной инициативы, авторов законопроекта.

Процессуальное законодательство

  • Нарушение процессуального законодательства.
  • Публикации

Советы юристов:

5. Юристы, адвокаты, прокоментируйте пожалуйста; простым языком, что это означает!

Постановлением заместителя Генерального прокурора Р.Ф..10.09.18 г. названное дело возвращено для производства дополнительного расследования в связи с существенными нарушениями уголовно процессуального законодательства, в том числе связанными с необоснованностью предъявленного обвинения.

8.1. Здравствуйте! Суд должен привести приговор в соответствии в порядке ст. 10 УК РФ.

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла части второй статьи 10 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2006 N 4-П.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

11.1. ☼ Здравствуйте, Поясните более подробно, где вы эти слова вообще взяли, Гражданин может участвовать в процессуальных действиях, смотря что вы имеете ввиду

Желаю Вам удачи и всех благ!

13. Михаил Александрович!

Я юрист, закончил юрфак в Киргизии, имею опыт работы, в т.ч. по трудовому праву. По воле судьбы оказался в Москве. Изучил трудовое законодательство России.

В настоящий момент ищу опытного наставника в Москве, у которого можно б было «поднатаскаться» по материальному и процессуальному праву, способам и методам привлечения и ведения клиентов.

За обучение (стажировку, работу в качестве помощника) готов заплатить.

14. Здравствуйте, Юлия Викторовна!

Я юрист, закончил юрфак в Киргизии, имею опыт работы, в т.ч. по трудовому праву. По воле судьбы оказался в Москве. Изучил трудовое законодательство России.

В настоящий момент я ищу опытного наставника в Москве, у которого можно б было «поднатаскаться» по материальному и процессуальному праву, способам и методам привлечения и ведения клиентов.

За обучение (стажировку, работу в качестве помощника) готов заплатить.

15. Здравствуйте, Петр Дмитрович!

Я юрист, закончил юрфак в Киргизии, имею опыт работы, в т.ч. по трудовому праву. По воле судьбы оказался в Москве. Изучил трудовое законодательство России.

В настоящий момент я ищу опытного наставника в Москве, у которого можно б было «поднатаскаться» по материальному и процессуальному праву, способам и методам привлечения и ведения клиентов.

За обучение (стажировку, работу в качестве помощника) готов заплатить.

Приложением №7 к Административному регламенту (Приказ МВД №185) определен и установлен образец схемы места совершения административного правонарушения, которую автовладельцы называют просто: Схема административного правонарушения или схема нарушения правил.
В Приложении четко определены все критерии, указывающие на то, что именно (какие сведения) должна содержать схема инспектора полиции.

П.п. 118. При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения (приложение N 7 к Административному регламенту), которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись. Собственно, подобная запись должна делаться в любом протоколе, если автовладелец отказался от его подписи.

Проверьте есть ли схема нарушения в приложении!
Схема и протокол, рапорт и определение – это, по факту, обязательные документы дела об административном правонарушении. Схема, при этом, прилагается к протоколу, о чем делается в соответствующей графе протокола об АП. Однако, согласно п.п.118 схема места совершения правонарушения не является обязательной и составляется при необходимости изложить иные сведения, которые невозможно отразить в протоколе. В нашей практике мы за несколько лет встречали лишь 2 дела в которых отсутствовала схема нарушения ПДД по статье 12.15.4 КоАП

17.1. Имеют право.
УПК РФ, Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

17.2. Добрый день! К сожалению Вы ошибаетесь, нарушений здесь нет, т.к. указанные сотрудники выносят постановление от имени ОРГАНА ДОЗНАНИЯ. Постановление подписывают, утверждают первые лица ОВД (145 УПК).

С уважением, юрист Антонов Виталий
тел. +7 922 886 98 36
Все консультации платные за исключением консультаций
для жителей г. Оренбурга и Оренбургского района.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector