0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор осуществляет надзор за постановлением приговора судом

Статья 37. Прокурор

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ статья 37 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 37 . Прокурор

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 УПК РФ

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

ГАРАНТ:

Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2012 г. N 465

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

ГАРАНТ:

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 499-ФЗ

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть 2 статьи 37 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 15 января 2011 г.

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 322-ФЗ часть 2 статьи 37 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.2

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

ГАРАНТ:

Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 марта 2010 г. N 107

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 8.1 изменен с 23 ноября 2018 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 411-ФЗ

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 18 января 2017 г.

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ пункт 12 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2011 г.

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ пункт 14 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в пункт 15 части 2 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ статья 37 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 4 статьи 37 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 2800-О

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 6 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

>
Следователь
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Надзор за законностью судебных решений

Реферат по теме:

Надзор за законностью судебных решений

1. Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

2. Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого, объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1) законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений;

2) исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами гражданских, хозяйственных и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами решений, приговоров, определений, постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания.

Участники гражданского, хозяйственного и уголовного судопроизводства, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому.

Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили. Согласно ч.6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые по его мнению, должны быть отменены. По смыслу закона, прокурор, также, как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства (пример с рассмотрением дела о разделе квартиры «отсутствующей» супруги).

Прокурор действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реакции любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом.

Читать еще:  Процессуальный статус эксперта в уголовном процессе

Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт.

Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы.

3. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений определены Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», а также гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, процессуально-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством.

1) участвовать в судебном разбирательстве дел первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам;

2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);

3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста;

5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);

6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

4. Решения, приговоры, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах.

Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам — апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом, как с участием прокурора, так и без его участия и опротестовать судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного или необоснованного решения суда (пример дела «девочки ломали забор»).

Прокуроры осуществляют надзор за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам, делам об административных правонарушениях в пределах их компетенции.

По уголовным делам право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела.

Аналогично решается вопрос о кассационном опротестовании судебных решений, вынесенных в первой инстанции, в гражданском судопроизводстве.

Вместе с тем, по иному решается вопрос об опротестовании прокурором решений хозяйственного суда. Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на не вступившее в законную силу решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста.

Что касается дел об административных правонарушениях, то по смыслу закона представляется следующее: протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле.

Срок, в течение которого может быть принесен протест, ограничен законом. Кассационные протесты на приговор суда первой инстанции по уголовным делам могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

По гражданским делам кассационный протест может быть принесен в течение десяти дней со дня вынесения судом решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.

По хозяйственным делам апелляционный протест может быть подан в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления.

Статья 37. Прокурор

Статья 37. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 37. Прокурор

Как инициирование принятия решения о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу, так и обоснование перед судом необходимости избрания именно данной меры пресечения и невозможности избрания другой возлагается на прокурора либо, с его согласия, на дознавателя или следователя. Это обусловлено особенностями функций прокурора как должностного лица, уполномоченного в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (статья 37 УПК Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При этом уголовно-процессуальный закон, устанавливая, что процессуальные решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть четвертая статьи 7 УПК Российской Федерации), а даваемые прокурором органу дознания, дознавателю, следователю указания являются обязательными (часть третья статьи 37 УПК Российской Федерации), не предполагает, что отмена прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с целью проведения дополнительной проверки сообщения о преступлении может осуществляться произвольно и неоднократно по одним и тем же основаниям.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, как специально указывает часть первая его статьи 1, основан на Конституции Российской Федерации, в ряде своих положений также непосредственно различает федеральный конституционный закон и федеральный закон (часть четвертая статьи 31; часть четвертая статьи 355), имея в виду под федеральным законом именно обычный федеральный закон (пункты 31, 42 и 44 статьи 5; пункт 1 части второй статьи 37). Кроме того, конкретизируя предписания статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть третья статьи 1 УПК Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Кодексом, то применяются правила международного договора.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

Читать еще:  Расследование краж и ограблений

В полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК Российской Федерации полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений.

8. При применении п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ. В каждом случае решение об изъятии и передаче уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому должно быть мотивировано и изложено в письменном виде в соответствующем постановлении.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

Оспариваемая заявителем статья 124 УПК Российской Федерации не содержит каких-либо положений, которые допускали бы ограничение предусмотренных статьей 37 УПК Российской Федерации полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, органов предварительного следствия, нижестоящих прокуроров, — как подлежащая применению во взаимосвязи с иными положениями уголовно-процессуального закона, гарантирующими право на обжалование и процессуальных решений, и действий (бездействия) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (статьи 19 и 123 УПК Российской Федерации), она не только не нарушает права заявителя, но, напротив, обеспечивает возможность их защиты.

Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 июля 2002 года, предусматривая полномочие прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возобновлять производство по делу, вместе с тем закрепляет правило, согласно которому возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу возможно в связи с вновь открывшимися и новыми обстоятельствами, но лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Передавая уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому, прокурор обязан соблюдать правила подследственности (аналогичный порядок предусмотрен п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, который вступит в действие с 01.07.2002).

Прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений

К судебным решениям относятся все виды судебных документов, которые выносит суд или судья по окончательным или промежуточным результатам рассмотрения дела. По уголовным делам выносятся приговоры, определения, постановления; по гражданским и хозяйственным делам – решения, постановления, определения; по делам об административных правонарушениях – постановления и определения. Прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью этих судебных актов, а также следит за соблюдением законодательства при их исполнении.

Движение судебного процесса прокурор не определяет. Наоборот, в судебном заседании он подчиняется суду. В УПК сказано, что председательствующий руководит заседанием, принимает меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела. Возникает вопрос: какую роль в судебном заседании играет прокурор? В общем виде можно сказать, что предметом надзора является законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским, хозяйственным и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законодательства при их исполнении (ст. 26 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь»).

В рамках этой функции роль прокурора неодинакова при рассмотрении различных категорий дел.

При осуществлении правосудия по уголовным делам прокурор поддерживает в суде государственное обвинение. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное лицу обвинение не нашло подтверждения, он обязан отказаться от обвинения. Прокурор обязан опротестовать в кассационном или надзорном порядке незаконный и необоснованный судебный акт (решение, приговор, определение, постановление). Он руководствуется УПК, Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь», приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые оформляются в виде постановлений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении уголовных дел. В его обязанности входит:

1) проверять законность действий суда при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;

2) выступать в суде в качестве государственного обвинителя;

3) предъявлять иски и поддерживать их в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, прав и законных интересов граждан;

4) давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

5) опротестовывать незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;

6) давать заключения в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;

7) проверять своевременность обращения к исполнению приговоров, определений, постановлений судов;

8) осуществлять надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;

9) принимать меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

УПК не предоставляет прокурору преимуществ перед участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. Статус прокурора иной. Если обвиняемый и потерпевший выступают от своего имени, а защитник – по поручению обвиняемого, то прокурор – от имени государства. Он способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор в стадии судебного разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о квалификации преступления и меры наказания в отношении обвиняемого, подводит итоги деятельности по уголовному преследованию и деятельности, направленной на изобличение обвиняемого в совершении преступления.

Структура речи прокурора не определена в законе, однако она должна состоять из взаимосвязанных элементов: 1) вступительная часть; 2) изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела); 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) соображения о мере наказания; 7) рассмотрение вопросов, связанных с возмещение причиненного преступлением материального ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению; 9) заключение [197]. Последовательность этих элементов может быть иной. Все зависит от особенностей конкретного уголовного дела.

В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор также вправе опротестовать приговор, решение, определение, вступившее в законную силу.

При рассмотрении протеста в суде кассационной и надзорной инстанции прокурор поддерживает принесенный протест, высказывает свое мнение о законности и обоснованности обжалованных решений.

При исполнении приговора прокурор следит за тем, чтобы приговор был своевременно и законно приведен в исполнение. И если возникают вопросы, связанные с исполнением приговора, например, об отсрочке исполнения приговора, об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжкой болезнью осужденного, препятствующей исполнению наказания, и в других, указанных в законе случаях, прокурор участвует в их рассмотрении судом путем дачи заключения по рассматриваемому вопросу.

При рассмотрении судом гражданских дел прокурор включен в состав лиц, участвующих в деле, но по своему статусу он отличается от них, поскольку участвует в гражданском процессе в целях охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Поэтому он кроме прав, которые предоставлены ему как лицу, участвующему в деле, обладает правомочиями, которых другие лица не имеют. Ему принадлежит право знакомиться с материалами любого дела в суде и приносить по делу протест.

Действующий ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: 1) возбуждение производства в суде первой инстанции осуществляется по инициативе прокурора путем обращения в суд с иском; 2) участие прокурора в суде первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по иску других лиц.

Прокурор выполняет в гражданском процессе свои задачи независимо от формы его участия в деле. Так, он полномочен давать заключения по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, а также по всему делу в целом, независимо от того, предъявлял иск он сам или судебный процесс начался по инициативе других лиц.

Участие прокурора в суде второй инстанции также возможно в двух формах: 1) возбуждение производства в суде второй инстанции по инициативе прокурора в результате принесения кассационного или частного протеста; 2) вступление прокурора в дело, рассматриваемое по жалобе других лиц, участвующих в деле (сторон, третьих лиц, представителей, заинтересованных граждан и др.).

Прокурор обязан опротестовать незаконные или необоснованные решения или определения суда независимо от формы участия в судебном процессе.

Прокурор осуществляет надзор также за законностью и обоснованностью решений и определений суда, вступивших в законную силу путем принесения протеста и поддержания его при рассмотрении дела судом в порядке надзора. Он дает заключения по делам, возбужденным в порядке надзора должностными лицами судов (Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителями, председателями областных судов и Минского городского суда и их заместители).

Прокурор вправе возбудить дело в стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Он может вступить в эту стадию судебного процесса и в случае возбуждения ее по инициативе других лиц.

В стадии исполнения судебных решений, определений и постановлений прокурор обязан осуществлять надзор за законностью и своевременностью их исполнения. Особое внимание он должен обращать на исполнение судебных решений по делам о возмещении материального ущерба, о взыскании алиментов.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе должно способствовать формированию правового государства, охране прав и свобод граждан.

Прокурор осуществляет надзор за законностью постановлений суда по делам об административных правонарушениях, путем принесения протеста.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения, постановления принадлежит:

– Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям – на решения, приговоры, определения и постановления любого суда (судьи) Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

– прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам, их заместителям – на решения, приговоры, определения и постановления районного (городского) и приравненного к ним суда (судьи); на определение судебной коллегии соответствующего областного, Минского городского суда, рассматривающей дело в кассационном порядке; на решения, определения и постановления хозяйственного суда, кроме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Протест на постановление судьи по делам об административных правонарушениях может быть принесен прокурором района (города), межрайонным и приравненным к ним прокурорам, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Право принесения протеста на судебные акты в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.

Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом – одна из отраслей прокурорского надзора.

Согласно ст. 33 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», предметом надзора данной отрасли прокурорской деятельности являются:

1) законность в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемых судом (судьей);

2) соблюдение установленных законодательством порядка и условий содержания либо отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурорский надзор, осуществляется как в отношении лиц, которые еще не осуждены судом и находятся в местах содержания задержанных или местах предварительного заключения, так и осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания.

Осуществляя надзор, прокурор вправе: 1) в целях проверки соблюдения законов посещать систематически и в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, места лишения свободы и иных мер уголовного наказания, а также всех других мер принудительного характера, назначаемых судом; 2) знакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера; 3) своим постановлением освобождать незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами; 4) производить опрос задержанных, арестованных, осужденных и иных лиц, к которым применены принудительные меры; 5) проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрациями учреждений содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждений, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом (судьей), опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от представителей администрации; 6) проверять исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых административному аресту, задержанию в связи с совершением преступления, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявление по принадлежности в установленном порядке, принимать меры в случае нарушения администрацией этих требований закона.

Читать еще:  Процесс лишения родительских прав

Осуществляя данный вид надзора, прокурор вправе вносить протесты, представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается. Прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из помещений камерного типа, штрафного изолятора и т.п.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 4499 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Статья 37. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Комментарий к Ст. 37 УПК РФ

1. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Наряду с другими функциями прокуратура осуществляет:

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»).

Этими функциями и определяется положение прокурора в уголовном процессе, формулировка которых воспроизводится и в части первой комментируемой статьи.

2. Согласно определению, содержащемуся в пункте 31 статьи 5 УПК, прокурор в контексте уголовно-процессуального права — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

3. При неизменности его законных функций в уголовном процессе и ответственности за эффективность их осуществления в положении российского прокурора в досудебном производстве по уголовным делам произошли существенные перемены, базирующиеся на Федеральном законе от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Российская газета. 2007. 8 июня). Впервые в своей истории российский прокурор лишен почти всех правомочий, связанных с личным производством предварительного следствия, участием в следствии по уголовному делу, находящемуся в производстве поднадзорного следователя, дачей обязательных указаний следователю, санкционированием следственных решений, отстранением следователя, изъятием у него уголовного дела с передачей другому, отменой постановления следователя, продлением сроков следствия, поддержанием следственных ходатайств перед судом и т.д. и т.п.

4. Хотя комментируемая статья помещена в Общей части УПК, она содержит правовые нормы, характеризующие процессуальное положение прокурора главным образом в досудебном производстве по уголовным делам, и регулирует его правоотношения со следователем и дознавателем. О прокурорской деятельности в судебном производстве по уголовным делам см. текст статей 246, 292, 336, 354, 376, 399, 402, 407, 415, 416, 448 УПК и комментарий к ним, а о действиях и решениях прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, — текст статей 221 — 222 и 226 УПК и комментарий к ним.

5. Право прокурора знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя следственного органа любого ведомства (часть 2.1 комментируемой статьи), означает, что в ответ на его мотивированный письменный запрос в адрес соответствующего руководителя следственного органа прокурору на его рабочее место, в его распоряжение, на время, необходимое ему, должны быть незамедлительно любым способом представлены все надлежащим образом оформленные материалы следственного производства. Такая трактовка этих отношений вытекает из того факта, что прокуратура — орган надзора, а следственный орган, независимо от его ведомственной принадлежности, — поднадзорный.

6. Через все содержание комментируемой статьи красной нитью проходит идея существенного различия в отношениях прокурора со следователем и руководителем следственного органа, с одной стороны, и с дознавателем — с другой. Если общий смысл нынешних отношений прокурора с сотрудниками следственных подразделений независимо от их ведомственной принадлежности может охарактеризоваться понятиями «проверять», «выносить мотивированное постановление о направлении», «требовать» (см. пункты 1 — 3 части второй комментируемой статьи), то для отношений прокурора с дознавателем применяются прежние, хорошо известные (статья 37 УПК в дореформенной редакции) понятия: «давать письменные указания», «давать согласие», «отменять», «отстранять», «изымать», «утверждать» (см. пункты 4 — 6, 10 — 11 и 13 части второй комментируемой статьи). Сосредоточение прокурорского надзора на дознании, т.е. на производстве по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (см. статью 223 УПК), в теоретическом отношении — одно из самых вольных и труднообъяснимых законодательных решений, тем более что за деятельностью дознавателя осуществляют процессуальный контроль и начальник органа дознания (пункт 17 статьи 5 УПК), и начальник подразделения дознания (пункт 17.1 статьи 5 УПК).

7. Пункт 12 части второй комментируемой статьи содержит два положения, определяющие полномочия прокурора по отношению к органам предварительного следствия любой ведомственной принадлежности:

1) исправляя ошибку следователя в определении законной подследственности, установленной статьей 151 УПК, изъять у него уголовное дело и передать органу предварительного следствия другого ведомства в точном соответствии с требованиями упомянутой статьи;

2) руководствуясь соображениями качества расследования или доследственной проверки сообщения о преступлении, изъять любое уголовное дело и любые материалы доследственной проверки из любого органа предварительного следствия и передать их следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи. Это позволяет прокурору, как и прежде, властно влиять на ход и качество предварительного следствия по конкретному уголовному делу, поручая его более опытному или более надежному следователю (через руководителя следственного органа).

Нынешнее положение российского прокурора в уголовном процессе ненормально, противоестественно, курьезно. Со столь усеченными полномочиями в досудебных стадиях этого процесса эффективное осуществление функции уголовного преследования, от которой российскую прокуратуру формально никто не освобождал, практически невозможно. С позиции теории соотношения судебной, следственной и прокурорской властей сложившееся положение объяснению не поддается. Оно сформировалось после вынужденного отторжения от прокуратуры предварительного следствия (2007 — 2010 гг.), которому в недрах этого ведомства угрожало разложение. Последующие события (2011 г.) показали, что проблема такого разложения самой прокуратуры настолько запущена, что на страницах издания в жанре научно-практического пособия к ней нет смысла даже прикасаться.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector