0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

169 ук комментарий

Комментарий к ст. 169 УК РФ

1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии); 5) ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; 7) иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации. При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23): а) непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Законом определен перечень представляемых в соответствующий лицензирующий орган документов, который может быть уточнен в зависимости от специфики деятельности в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Положении о лицензировании. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этот же срок лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в письменной форме о принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является: 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

7. Уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает умышленное невыполнение должностным лицом своей обязанности провести регистрацию или выдать лицензию при наличии для этого законных оснований либо (при наличии законных оснований) в установленные сроки отказать в регистрации (выдаче) лицензии.

8. Ограничение прав индивидуального предпринимателя и юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства. В целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законодательство предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и организаций в праве занятия теми или иными видами предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения для получения лицензии и т.п.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, лицензионному контролю, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическому надзору, налоговому, валютному и бюджетному контролю, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и т.п.

9. Часть 1 ст. 169 содержит формальный состав преступления, наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.

10. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

11. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской или иной деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого. Мотивы подобного поведения могут быть различными.

12. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст. ст. 11, 12, 13 ГК РФ), арбитражным процессуальным законодательством (ст. 198 АПК РФ), а также законодательством о государственной регистрации и лицензировании вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169. Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

13. Крупный размер ущерба от воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч. 2 ст. 169 УК) исчисляется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е. в неполучении доходов, которые предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы их права не были нарушены (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями (бездействием) крупному ущербу может быть как умышленной в виде прямого или косвенного умыслов, так и неосторожной.

14. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности является специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК) и превышению должностных полномочий (ст. 286 УК), а воспрепятствование в том или ином виде законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта является к тому же специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК). В силу правила, закрепленного в ч. 3 ст. 17 УК, при конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (см. коммент. к ст. 17).

15. Частным случаем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что предусмотрено специальной нормой (ч. 2 ст. 178 УК).

Читать еще:  158 ук рф часть 2 срок

Статья 169 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Ст 169 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 169 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления описана с помощью следующих альтернативных действий и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

  • 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Законный отказ возможен только в случаях:
    • а) непредставления документов, необходимых для государственной регистрации;
    • б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
  • Отказ должен быть сделан в письменной форме в тот же срок, что и решение о регистрации (по общему правилу в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган);
  • 2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Законным отказ может быть, если:
    • а) документы, представленные соискателем лицензии, содержат недостоверную или искаженную информацию;
    • б) принадлежащие соискателю лицензии или используемые им объекты не соответствуют лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.
  • Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней с момента предоставления всех необходимых документов;
  • 3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;
  • 4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства; следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

2. Рассматриваемое преступление может быть совершено путем уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо от выдачи специального разрешения (лицензии). В этом случае оно будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии, при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

3. Обязательным признаком объективной стороны является способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми он обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

5. Уголовная ответственность усиливается, если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2). Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер выражается как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 169 УК РФ

1. Содержание терминов «индивидуальный предприниматель» и «юридическое лицо» раскрывается в ГК (ст. ст. 23, 48 и др.). О предпринимательской деятельности и лицензировании см. коммент. к ст. 171.

2. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в определенных в комментируемой статье формах, необходимо прежде всего установить, каков порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения. Положения, в общем и конкретно определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся, в частности, в ГК, Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012) , от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2012) , от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) , а также в многочисленных актах органов исполнительной власти.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343; N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437, 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1. Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 18. Ст. 1941; РГ. 2011. N 159, 261, 278.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

Читать еще:  135 ук рф комментарий

СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

3. Отказ в удовлетворении законных требований о регистрации и т.д. состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. С вынесением соответствующего решения и принятием предусмотренных мер по доведению до сведения заявителя о данном решении связан в данном случае момент окончания преступления. Отказ должен быть окончательным. Неправомерным следует считать отказ в нарушение положений вышеупомянутых нормативных актов, касающихся оснований для отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

4. Уклонение в отличие от отказа может выражаться в любых действиях (не только в бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства либо лицензии. Фактически речь, как правило, идет об умышленном затягивании установленных сроков регистрации либо выдачи специального разрешения. Преступление в этом случае является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого действия должны были быть совершены, при том что в последнем случае совершению действий объективно ничего не препятствовало.

5. Ответственность предусмотрена и за иные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Указанная формулировка предусматривает настолько широкий круг возможных правонарушений в самых разнообразных формах, насколько широк перечень прав, предоставленных законодательством лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, в последнее время начинает складываться практика осуждения по ч. 1 комментируемой статьи глав муниципальных образований за то, что они под угрозой проведения необоснованных проверок принуждали предпринимателей к непредусмотренному законодательством перечислению средств в специально созданные местные фонды, имущество которых использовалось для проведения различных празднований, встреч комиссий и т.п.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. К числу субъектов преступления следует отнести должностных лиц, чьи полномочия связаны с процедурой регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также должностных лиц, определенных подобным образом в примеч. к ст. 285 УК, однако с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.

8. По ч. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать действия, заключающиеся в продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, в форме незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица независимо от того, на основании какого материального закона было принято судом решение о незаконности действий должностного лица.

9. К крупному ущербу, причиненному воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, следует относить не только реальный материальный ущерб, но и упущенную выгоду (статья 15 ГК РФ), исчисляемую с учетом приводимых потерпевшими расчетов.

169 ук комментарий

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 72-ФЗ)

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 72-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей.
(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 169 УК РФ.

1. В соответствии со ст. 8 Конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В ст. 34 Конституции предусмотрено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Статья 2 ГК определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
3. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься все граждане и юридические лица. Они имеют право самостоятельно избирать не противоречащую закону сферу своей деятельности.
4. Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц подлежит обязательной государственной регистрации. Право заниматься такой деятельностью возникает только с момента регистрации (ст. 23 и 51 ГК).

КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.11.2003 N 1410 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации».

Регистрация в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1194.

5. Статья 49 ГК устанавливает порядок, в соответствии с которым отдельными видами деятельности, определенными законом, предприниматели вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение, определяется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.12.2003) , иными нормативными актами.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020; 2003. N 2. Ст. 169, N 9. Ст. 805, N 11. Ст. 956, N 13. Ст. 1178, N 52 (ч. 1). Ст. 5037.

6. Отказ в регистрации предпринимательской деятельности по основаниям, не предусмотренным законом, недопустим и является формой злоупотребления должностным лицом своим служебным положением.
7. Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается:
а) в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
б) в умышленном уклонении от регистрации;
в) в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности;
г) в уклонении от выдачи лицензий;
д) в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;
е) в ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
ж) в ином незаконном вмешательстве в их деятельность.
8. Субъектами преступления являются должностные лица (примеч. к ст. 285 УК).
9. Ответственность по комментируемой статье за неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации, отказ в выдаче или уклонение от выдачи лицензии могут нести лишь те должностные лица, которые уполномочены принимать решения о регистрации или выдаче лицензии.
10. Другие должностные лица самостоятельно, с использованием своего служебного положения, препятствующие принятию правильного решения, несут в соответствующих случаях ответственность за злоупотребление должностным положением.
11. Ответственность по комментируемой статье за иные формы вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации наступает для всех должностных лиц, осуществляющих такое вмешательство.
12. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Мотивы преступного поведения должностного лица при совершении им преступления значения для квалификации по комментируемой статье не имеют.
13. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является способом вымогательства взяток, действия должностного лица должны квалифицироваться не только по комментируемой статье, но и как получение (покушение на получение) взятки, сопряженной с вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК).
14. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены два квалифицирующих вида воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.
В первом случае ответственность по ч. 2 комментируемой статьи наступает, если деяния, указанные в ч. 1 названной статьи, совершаются в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, которым решение или действие должностного лица признаны незаконными.
15. Во втором случае квалифицирующим видом преступления является воспрепятствование в той или иной форме законной предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб.
Согласно примеч. к комментируемой статье крупным ущербом признается ущерб, превышающий 250 тыс. руб.
При этом, во-первых, необходимо иметь в виду, что крупный ущерб, наступивший в результате преступления, может выражаться и в виде реального материального ущерба, и в виде упущенной выгоды.
Во-вторых, при определении крупного ущерба следует учитывать финансовое положение потерпевшего — индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Читать еще:  174 ук рф

169 ук комментарий

То, что я должен, записано в налоговом кодексе, все, что не должен — в уголовном. Остальное на мое усмотрение. Если Вы зашли на эту страницу, то возможно, Вы или Ваши близкие столкнулись с проблемами, для решения которых требуются профессиональный опыт и юридические знания. Доверие, профессионализм, конфиденциальность!

«Адвокат не Господь Бог и даже не пастырь, однако его моральная обязанность, по примеру Господа, вселять в страждущих надежду, а профессиональный долг, по примеру пастырей, делать все возможное, чтобы надежда обрела реальность». Наша основная цель – оказание профессиональных юридических услуг, обеспечение правовой безопасности наших доверителей, как физических,так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, различного рода организаций, различных областях и сферах. Закон неслучайно установил незыблемое правило, что осуществлять защиту лица, обвиняемого в преступлении, может исключительно адвокат. Приняв на себя защиту обвиняемого, адвокат в буквальном смысле берет в свои руки судьбу человека. Опыт адвоката, его профессиональное мастерство и искусство владения законом порой определяют вверенную ему судьбу подзащитного.
Мы готовы в любое время защитить интересы наших клиентов в правовом поле, основанном на принципах справедливости, индивидуального и разумного подхода к именно Вашей проблеме, которая порой требует немедленного решения, помощь специалистов и знаний юриспруденции.
Основной принцип нашей работы – независимость в совокупности с профессионализмом Вашего советника по возникшим правовым вопросам. Многолетние успехи в оказании нами юридических услуг достигнуты благодаря высокой эффективности и качеству работы наших специалистов, которые ставят конечной целью достижение максимально возможного положительного результата в интересах доверителя. Все действия наших адвокатов основаны только на законе с его квалифицированной интерпретацией в интересах доверителя.

Мы — воины правды. И должны сражаться за нее всегда и везде! Мы никогда не боялись отстаивать поруганные Честь и Достоинство Человека. Боролись за правое дело. Цель нашей земной жизни – служение людям. «Адвокатура объединяет общество и государство на ниве права. В этом ее социальная ценность».

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2 Конституции Российской Федерации). «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации закрепляет такие права как равенство всех перед законом и судом (ст. 19), право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст.21) и др. Указанные положения Конституции Российской Федерации, а также их объем расшифровываются в действующем законодательстве.

Ряд на­ших ад­во­ка­тов успеш­но от­ста­и­ва­ет ин­те­ре­сы до­ве­ри­те­лей в су­деб­ных спо­рах, свя­зан­ных с на­сле­до­ва­ни­ем, пра­вом соб­ствен­но­сти, в том чис­ле на объ­ек­ты недви­жи­мо­сти, при­зна­ни­ем сде­лок недей­стви­тель­ны­ми и воз­вра­том иму­ще­ства, ис­пол­не­ни­ем до­го­во­ров, спо­рах, свя­зан­ных с жи­лищ­ны­ми, кор­по­ра­тив­ны­ми и хо­зяй­ствен­ны­ми пра­во­от­но­ше­ни­я­ми, банк­рот­ством, а та­к­же спо­рах, воз­ни­ка­ю­щих на рын­ке цен­ных бу­маг, брач­но-се­мей­ных спо­рах, в том чис­ле свя­зан­ных с вос­пи­та­ни­ем де­тей, а та­к­же спо­рах о за­щи­те че­сти и до­сто­ин­ства.

Дру­гие на­ши кол­ле­ги не ме­нее успеш­но осу­ществ­ля­ют за­щи­ту прак­ти­че­ски по всем ка­те­го­ри­ям уго­лов­ных дел, осо­бен­но по де­лам о долж­ност­ных и эко­но­ми­че­ских пре­ступ­ле­ни­ях.

«Будем разбивать обвинительную связку между судами и правоохранительными органами и будем исключать возможности для самоуправства и произвола правоохранительных органов».
http://chasovnya.com/

В соответствии с законом, лицо, которое обвиняют в совершении противоправных действий, преследуемых по закону, считается невиновным, пока не будет доказано обратное, при этом гражданин не должен доказывать свою невиновность, все это возлагается на обвинение, а любое сомнение трактуется в пользу подозреваемого. Несмотря на это, часто возникают ситуации, когда подозреваемого начинают считать обвиняемым еще до сбора соответствующих доказательств и передачи дела в суд. Высокий прфессионализм адвоката Эдуарда Амасьянца и его команды помогут найти верные доводы и защитить ваши права.
— составление заявлений, жалоб, ходатайств и другие документы по вопросам уголовного права;

— представление интересов доверителя в правоохранительных органах на стадии проверочного материала;

— представление интересов доверителя на стадии дознания и предварительного следствия, при вызове на допрос в правоохранительные органы в качестве свидетеля;

— представление интересов доверителя, как потерпевшего по уголовному делу на стадии дознания и предварительного следствия;

— защита по уголовному делу подозреваемого или обвиняемого на стадии дознания или предварительного следствия;

— посещение обвиняемых в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах;

— защита интересов подсудимого в суде первой инстанции, независимо от продолжительности нахождения уголовного дела в суде;

— написание кассационных жалоб на приговор суда первой инстанции;

— защита интересов осужденного в суде кассационной инстанции;

— защита интересов осужденного в суде надзорной инстанции;

— представление интересов при досрочном погашении судимости;

— представление интересов осужденных в комиссии по помилованию.

«СВОБОДА — ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ»

Адвокат Эдуард Амасьянц помогает человеку, просящему о помощи, всегда, даже тогда, когда это очень трудно, или практически невозможно. Адвокат считает , что если ты оказал помощь человеку, помог ему вновь обрести свободу и веру в справедливость – значит, ты свою жизнь прожил не зря». На процессах, в которых участвовал адвокат Эдуард Амасьянц, можно было видеть молодых адвокатов, правозащитников, журналистов. Он делал невероятное: порою в море произвола, беззакония, своим высоким профессионализмом создавал островок праведного и справедливого разрешения ситуации.

Э.А.Амасьянц участвовал в самых разнообразных уголовных делах, многие из которых отличались крупным масштабом и сопровождались общественным резонансом. Он, в частности, был защитником одного из заместителей Председателя Верховного суда Узбекистана, крупных хозяйственников и финансистов, ряда видных следователей и адвокатов. Клиентами адвоката были известные в стране люди.

Привычным и проверенным приемом в выступлениях Э.А.Амасьянца на протяжении многих лет служат ссылки на литературные произведения, параллели с миром искусства, упоминание характерных исторических фактов. Многие фрагменты его речей по праву считаются классикой отечественной судебной риторики. Яркий пример — обращение Амасьянца к шекспировскому «Отелло» на судебном процессе, в ходе которого обвиняли ревнивого мужа, убившего свою жену. Следствие посчитало, что причин для ревности не было, и вменило в вину подсудимому «убийство из хулиганских побуждений». В своем выступлении Эдуард Акопович напомнил, что великий драматург на протяжении всей пьесы не позволяет нам усомниться в чистоте и невинности Дездемоны. «Но разве это дает нам основание, — задал вопрос адвокат, — считать, что Отелло задушил Дездемону из хулиганских побуждений. » Этот неожиданный довод и был воспринят судом при внесении приговора.

До высшей судебной инстанции доходили и другие, «обычные» дела, где оппонентом обвинения выступал тот же защитник. И каждый раз судьи отмечали глубочайшее знание им законодательства, общих принципов права и правосудия, а также редкое умение взглянуть на дело с новой, подчас совершенно неожиданной позиции и ярко, образно донести свою мысль до всех участников процесса.

Но, где бы мы не работали, и чьи бы интересы не представляли, мы всегда придерживаемся трех главных принципов:

  • высочайшее качество предоставляемых услуг;
  • глубокое понимание проблем наших клиентов;
  • приверженность стандартам этики, основанным на лучших исторических традициях российской адвокатуры и общепринятых мировых стандартах адвокатской деятельности.

Эти принципы и правила закреплены в нашем партнерском договоре.

Наша цель – объединить лучший мировой опыт и интеллектуальный потенциал с практическим опытом российских специалистов и направить их на пользу наших клиентов для эффективного решения поставленных задач.

В наш бурный век развития демократического общества все больше и больше людей оказываются втянутыми в водоворот гражданских правоотношений, о которых многие их участники имеют лишь общее представление, не зная всех юридических тонкостей и последствий. Порой некоторые граждане, выступая в качестве одной из сторон таких отношений, не осознают реальных последствий, а порой и опасностей, совершаемых ими юридически значимых действий.

Так, например, их же собственная подпись, необдуманно поставленная на том или ином документе, приводит к невосполнимым материальным потерям, а порой и становится их злейшим врагом, неумолимо свидетельствуя против них в судебном разбирательстве.

Кто-то, в силу тех или иных жизненных обстоятельств, вольно или не вольно, становятся участниками уголовного судопроизводства, проходя по уголовным делам в качестве обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей. Очевидно, что, чем интенсивнее развивается наше общество, тем и потребность в своевременном получении квалифицированной юридической помощи становится более острой, а для кого-то единственной возможностью защитить свои законные права и интересы.

Законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» оказание квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации возложено на адвокатов.
Тем не менее, хочу всем пожелать, чтобы у каждого в жизни было как можно меньше ситуаций, при которых бы требовалась профессиональная юридическая помощь адвоката, ну а если необходимость в таковой станет для Вас очевидной, а Ваши требования будут законными и обоснованными, то наши адвокаты смогут достойно защитить Ваши законные права и интересы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector