1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор функции и полномочия

Полномочия прокуратуры в России

Понятие прокуратуры содержится в статье 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Виды прокуратур в России

В систему прокуратуры Российской Федерации входят следующие виды прокуратур:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации,
  • прокуратуры субъектов Российской Федерации,
  • приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные и др.),
  • прокуратуры городов и районов,
  • другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Полномочия прокуратуры

Законодательством на прокуратуры возложены следующие полномочия:

  • осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • возбуждает дела об административных правонарушениях и осуществляет проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ.
  • участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
  • рассматривает заявления, жалобы и иные обращения.

Полномочия прокурора

Полномочия прокурора определены в статье 22 Закона о прокуратуре.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Важно. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

  • информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
  • информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Справочно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Санкция статьи подразумевает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Акты прокурорского реагирования

К полномочиям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов относятся права на принятие актов прокурорского реагирования:

  • принесение протестов;
  • внесение представлений;
  • вынесение постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направлении должностным лицам предостережений о недопустимости нарушения закона;
  • направление исковых заявлений в суд;
  • направление материалов в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела.

Дополнительная информация по теме:

Права и обязанности прокурора, основные функции и полномочия

Прокурор имеет огромные преимущества перед другими органами правоохранительной структуры. В первую очередь, потому что он наделен властью, которая позволяет ему наказывать нарушителей закона вне зависимости от их положения в обществе и звания.

Каждый день прокуроры работают на благо государства и общества. Выкладываются на все сто процентов и не откладывают дела на завтра. Они следят за каждым и наказывают в соответствии с действующим Законом. В данной статье мы рассмотрим права и обязанности прокурора, главного законного представителя обвинения.

Предыстория системы

Для того чтобы понять права и обязанности прокурора, необходимо заглянуть в историю.

Указом 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи. Она была создана для осуществления контроля и надзора за соблюдением закона во всех областях государственной власти. Работа проводилась гласно, в отличие от службы фискалов. Учредив прокуратуру и наделив ее контрольно-надзорной функцией, правитель вызвал к жизни систему специальной правовой нормы, которая регулирует отношения в обществе.

Указ императора в 1772 году возложил на прокуратуру особые обязанности в правовой деятельности. В частности, он гласил о том, что надзор осуществляется непосредственно за высшими государственными органами страны. Так как Сенат соблюдал строгие предписания указаний императора, генеральный прокурор имел право предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Другими словами, прокуратура наделялась определенными полномочиями в сфере правотворчества.

Значение

Прежде чем рассматривать права и обязанности прокурора, необходимо узнать значение этого слова. У Ушакова оно ( прокурор — от латинского procuro, т.е. «надзираю») многозначно:

  1. Представитель прокуратуры, является ее главой. Имеет полное право, а также обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике.
  2. Государственный обвинитель в судебном разбирательстве (вне зависимости от сложности и типа дела).

Общие полномочия

Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:

  1. Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
  2. Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
  3. Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
  4. Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
  5. Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.

Основные права и обязанности прокурора предоставляют возможность совершать действия:

  • выносить протесты, не противоречащие закону;
  • записывать представления об устранении нарушений;
  • обращаться в суд с требованиями официально признать то, что правовой акт является недействительным (так как отменить его имеет право только суд);
  • выносить письменное постановление о возбуждении уголовного дела (а также гражданского, арбитражного и так далее);
  • письменно требовать привлечения виновного лица к ответственности.

Прокурорская деятельность делится на представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственную деятельность. Прокурор вправе выбрать направление и заниматься продвижением дела. Но стоит учесть тот факт, что деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает не только принятие обвинительных доказательств от следователя, но еще и передачу дела в суд. После чего ему будет необходимо доказывать вину подсудимого на протяжении всего процесса. Обязанность прокурора заключается в том, что он должен грамотно излагать суть своего обвинения. Именно уверенная позиция в суде и достойный отпор доказательствам со стороны защиты дает шансы на вынесение обвинительного приговора.

Читать еще:  Прокурор это должностное лицо

Если решение судьи не устраивает прокурора, то у него есть полное право подать апелляцию на пересмотр дела в вышестоящем суде. Таким правом наделена не только сторона обвинения, но и защита (ответчик или адвокат). Специалисты надзорно-следственного органа обязаны рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации. Любое дело или рассмотрение начинается с письменного заявления.

Если нарушение имеет место, то прокурор обязан немедленно отреагировать на заявление. Именно это и является общей характеристикой прав и обязанностей прокурора. Причем на рассмотрение письменного заявления с фактами, доказывающими вину, — оно обязательно должно быть на столе у прокурора — дается определенное время.

Структура

В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:

  1. На вершине стоит генеральная прокуратура России.
  2. После идет прокуратура субъектов.
  3. Образовательные и научные учреждения.
  4. Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
  5. Ключевым завершением является прокуратура района и города.

Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.

Основная функция прокурора

Не только права и обязанности прокурора в РФ закреплены в ФЗ. В его статьях идет речь и о функциях этого надзорного органа, которые включают в себя контроль:

  • за дознавательным органом;
  • за представителем предварительного следствия.

В обязанности подконтрольных организаций входит также:

  • исполнение и применение мер принудительного характера;
  • надзор за соблюдением человеческих прав и свобод.

Контроль осуществляется также над действиями оперативно-розыскных органов, так как они не должны противоречить Настоящему закону. Прокурор может проводить проверку в отношении любого человека в нашей стране, независимо от его статуса и звания. Причем действия в отношении физического лица разрешаются только при поступлении заявления.

Арбитражный процесс

Арбитражный процесс рассматривает дела, которые связаны непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Обычно бытовая сфера предметом рассмотрения в таком суде не является. В арбитражном процессуальном кодексе в статье 52 указано, что прокурор:

  1. Имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов (а также правовых).
  2. Признать недействительной сделку.
  3. Потребовать изъять государственное имущество у чужого незаконного владения.

Прокурор, который обратился в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности истца. Прокурору не может быть предъявлен встречный иск. Именно такие обязанности и права в арбитражном процессе прокурор имеет. Его работа непосредственно связана с проверкой исполнения закона.

Гражданский процесс

Процессуальные права и обязанности прокурора при обращении в суд прописаны в Настоящем законе. Поэтому при обращении в суд он является истцом и имеет все полномочия, включая:

  • право на заключение мирового соглашения сторонами;
  • обязанность по уплате всех необходимых судебных расходов.

Гражданский процесс отличается от других тем, что в суде рассматриваются только дела граждан Российской Федерации. В заседании участвует истец и ответчик. Они оба имеют право представлять доказательства, которые оправдывают или доказывают вину. Но если прокурор обращается с заявлением, он наделяется правом:

  • на полное или частичное изменение основания заявленного требования;
  • на изменение размера требования.

Гражданско-процессуальный кодекс в статье 394 гласит о том, что прокурор вправе подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в суде. Прописанные в гражданском процессе права и обязанности прокурора несильно отличаются от его основной деятельности.

Уголовный процесс

Правонарушения в сфере уголовного кодекса оказывают огромное влияние на общество. Поэтому принципиальная задача прокурора заключается в законности и конституционном устройстве государства, а также поддержке прав гражданина Российской Федерации. Его функции:

  1. Контроль над исполнением закона.
  2. Обеспечение раскрытия нарушений и противоправных деяний.
  3. Осуществление уголовного преследования.
  4. Обеспечение правовой защиты.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе должны соблюдаться четко, так как от этого зависит правильный ход расследования и выявление преступных лиц. В компетенцию прокурора входит:

  • отстранение человека от работы, если он допустил нарушения;
  • привлечение при необходимости специалиста узкого профиля;
  • возможность принять самоотвод дознавателя по заявлению.

Обязанность прокурора во время судебного разбирательства:

  • предоставить доказательную базу обвинения;
  • сформулировать аргументы;
  • отвечать на контраргументы со стороны защиты обвиняемого;
  • предложить наказание в соответствии с законом.

Прокурор является полноправным участником суда. Он имеет полное право выказывать свое недовольство, задавать вопросы и подчеркивать замечания.

Что категорически запрещено?

Мы подробно рассмотрели права и обязанности прокурора, но также необходимо сказать о том, что ни в коем случае нельзя ему делать. Запрещено:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью (ИП).
  2. Участвовать в общественно-политической деятельности.
  3. Работать в другой оплачиваемой организации (за исключение научной, преподавательской и творческой структуры).
  4. Приобретать ценные бумаги.
  5. Получать вознаграждения за исполненную службу от юридических или физических лиц.
  6. Получать почетные или специальные звания, награды от иностранных государств.

Функции прокуратуры

В статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по:

  • обеспечению верховенства закона,
  • обеспечению единства и укреплению законности;
  • обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина,
  • обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно интересов со стороны общества и государства.

Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.

Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.

Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день — основная функция прокуратуры в досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.

Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица и собственники.

Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.

Уголовное преследование

В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.

На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части:

  • досудебная часть расследования и уголовного преследования;
  • уголовное преследование непосредственно в суде.

Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая — в форме поддержания в суде государственного обвинения.

В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.

Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве.

Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.

Читать еще:  Порядок рассмотрения жалоб в органах прокуратуры

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства.

Поддержание государственного обвинения – отдельная функция прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

Субъектами, которые имеют исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

  • прокурор;
  • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований действующего законодательства РФ.

Административное преследование

Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др., обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.

Конституционные основы прокуратуры РФ. Функции и полномочия прокуратуры

Основные функции и задачи прокуратуры

Прокуратура не входит в судебную власть . Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Читать еще:  Решение присяжных заседателей по уголовному делу называют

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные проку­ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга­нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе­тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене­рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести­тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот­ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже­годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ­ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова­нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро­ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку­рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под­чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк­турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе­мая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Основные функции прокуратуры РФ

Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.

Система

В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

  1. Генеральная прокуратура России.
  2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
  3. Учреждения научного и образовательного характера.
  4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
  5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

Принципы работы

Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры — основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.

  • Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
  • Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
  • Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
  • Принцип гласности или открытостиобеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
  • Принцип единства. Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
  • Принцип внепартийности работников прокуратуры. Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.

Основная функция органов прокуратуры

Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

Иные функции

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Функции Генеральной прокуратуры

В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

  • Ведение надзора.
  • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
  • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
  • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
  • Выпуск определенных изданий.
  • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
  • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

Функции прокурора в уголовном процессе

Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

Обязанности

В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.

  • Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
  • Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector