7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Санкция это мера государственного принуждения

Юридическая ответственность и государственное принуждение. Санкции. Меры защиты

Государственное принуждение – это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. Оно выступает в виде вспомогательного (в условиях социалистического общества) способа подавления отрицательных волевых устремлений отдельных субъектов для обеспечения подчинения этих лиц государственной воле.

Государственное принуждение и юридическая ответственность неделимы. Однако в юридической ответственности выражается не всякое и любое государственное принуждение (в определенных исторических условиях государственная принудительная деятельность может выражаться и в прямых актах революционного насилия, и в актах фактического принуждения). Юридическая ответст-

венность опосредствует только правовое принуждение, т.е. такое

принуждение, которое впитало в себя «правовые начала» – черты и свойства права. В сфере права принуждение отличается единством и всеобщностью, строгой регламентацией объема, оснований и процедуры применения принудительных мер и т.д. Оно является наиболее развитой разновидностью государственного принуждения, полностью соответствующей гуманистической природе социалистического общества, ленинским принципам государственного и правового строительства.

1 Представляет существенный интерес высказанное в литературе мнение, в соответствии с которым правовую ответственность следует рассматривать как «определенное правовое состояние наказанного правонарушителя, его ущербный правовой статус» (Смирнов В.Н. Понятие дисциплинарной ответственности // Правоведение. 1969.

№ 3. С. 54). Вряд ли только оправдано противополагать такое определение юридической ответственности ее характеристике через юридическую обязанность. Ведь «ущербное правовое состояние» субъекта и выражается в несении им юридической обязанности по претерпеванию государственно-принудительных мер.

Глава XXI. Юридическая ответственность

Указывая на единство юридической ответственности и правового принуждения, необходимо сделать еще одно уточнение. Юридическая ответственность является важнейшей (но все же – только) разновидностью правового принуждения. Помимо юридической ответственности существуют и другие способы правового государственного принуждения. К их числу относятся:

превентивные принудительные средства, в том числе предупредительно-обеспечительные меры (обыски, выемка, наложение ареста), а также меры, выражающие предупреждение возможности причинения обществу необратимого вреда (профилактическое изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и др.);

меры защиты (восстановления), включая специфические для административного права меры пресечения1.

Все эти меры (средства), включая меры ответственности, охватываются понятием санкции. «Санкции», следовательно, это широкая категория, характеризующая всю систему средств правового принуждения. В этом смысле санкции являются необходимым элементом содержания всех охранительных правоотношений2.

Сопоставляя разновидности правового принуждения, особо важно провести достаточно точные разграничительные линии между юридической ответственностью и мерами защиты (восстановления).

Указанные способы правового принуждения имеют определенные черты сходства. И юридическая ответственность, и меры защиты являются правовыми последствиями, порождаемыми неправомерными действиями. Причем эти последствия охватываются одним понятием – «санкции». И то, и другое в одинаковой степени может быть

В литературе по административному праву вполне основательно различаются, с одной стороны, меры административного взыскания (ответственности), а с другой – меры административного пресечения и административные меры предупредительного характера (Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. Госюриздат, 1961. С. 52–53, 90 и сл.).

Более дробную классификацию мер государственного принуждения отстаивает и С.Н. Кожевников, который наряду с ответственностью, мерами предупредительного характера разграничивает меры защиты и меры пресечения (Кожевников С.Н. Меры защиты в советском праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. С. 9–11).

Как видно из изложенного, термин «санкция» в юридической науке имеет несколько значений. Он обозначает одну из частей правоохранительных норм, а также государственно-принудительные меры, применяемые в случае правонарушения. Кроме того, термином «санкция» обозначается придание юридической силы нормативным актам. Термином «санкция», наконец, обозначаются некоторые индивидуальные акты (например, санкция прокурора на совершение принудительных действий).

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

охарактеризовано в качестве государственного принуждения к исполнению требований права1.

Вместе с тем между юридической ответственностью и мерами защиты существуют качественные различия.

Прежде всего они разграничиваются по своим основаниям. Если основанием юридической ответственности является правонарушение (виновное, осуждаемое обществом деяние, приносящее вред обществу), то для применения мер защиты достаточно объективно противоправного действия – того, что под несколько иным углом зрения может быть названо «правовой аномалией», в том числе и отклонения от нормального порядка в области административного права2. Иными словами, вина не входит в фактическое основание мер защиты; это основание ограничивается фактом нарушения права, интереса управомоченного.

Отсюда вытекает и различие в функциях и содержании рассматриваемых мер правового принуждения. Если главная функция юридической ответственности – штрафная, карательная (виновное лицо

«держит ответ»), то функция мер защиты сводится к восстановительным задачам, к тому, чтобы обеспечить исполнение юридической обязанности, защиту права. Меры защиты могут быть охарактеризованы в качестве «первичных» правоохранительных санкций, имеющих ограниченную программу – «восстановление нарушенного (нарушаемого) правового состояния. «Образно выражаясь, мера ответственности преследует более глубокую, «стратегическую» цель: нравственно-психологическое преобразование сознания правонарушителя; непосредственная же цель меры защиты исчерпывается ее «тактическим» действием. »3. Здесь, при применении мер защиты, оказывается вполне достаточно одного только принуждения к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановления нарушенного (нарушаемого) состояния.

Меры защиты широко применяются в гражданском праве. Яркими примерами использования мер защиты являются принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска, исключение имущества из описи, «восстановление чести» по ст. 7 ГК РСФСР и др. Используют-

Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. С. 54.

Ардашкин В.Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве:

Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 1968. С. 7–8.

Ардашкин В.Д. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. 1970. № 7. С. 38.

Глава XXI. Юридическая ответственность

ся меры защиты и в других отраслях социалистического права. К числу мер защиты относятся, в частности, признание акта недействительным, меры пресечения в административном праве и т.п.

Надо, разумеется, видеть, что в определенной степени функции и содержание ответственности и мер защиты могут совпадать.

Так, при применении мер защиты определенное лицо (например, добросовестный приобретатель при изъятии у него вещи в порядке виндикации) также может претерпеть известные лишения личного или имущественного порядка. Но такого рода отрицательные последствия не являются «ответной реакцией» на правонарушение. Если подобные последствия и наступают, то это происходит «попутно». Главное здесь защита права, принадлежащего управомоченному, обеспечение его интересов.

Читать еще:  Статья за клевету и оскорбление

Необходимо также учитывать своеобразие юридической ответственности и мер защиты, связанное с особенностями свойственных им методов в отдельных отраслях права. Это прежде всего касается гражданского права – отрасли, которая со стороны своих правоохранительных задач нацелена прежде всего на восстановление нарушенного состояния. Гражданско-правовая ответственность так же, как гражданско-правовые меры защиты, «приспособлена» для обеспечения не только штрафных, но и право-восстановительных функций. В некоторых гражданско-правовых санкциях (например, в возмещении убытков, выплате компенсационной неустойки) штрафная и компенсационная функции занимают, по-видимому, однопорядковое, «равное» положение. Этим в значительной степени и объясняется такое специфическое правовое явление, как «ответственность без вины».

Своеобразие меры защиты находит все большее признание в советской юридической литературе, причем не только в общетеоретической, но и в отраслевой (В.Д. Ардашкин, Ю.Г. Басин1 и др.). И это вполне закономерно. Дифференцированный анализ средств правового принуждения позволяет глубже познать их специфические функции, заложенные в них программы, а отсюда дать верный ориентир и для решения ряда практически важных вопросов (в частности, для решения вопросов о соединении различных правоохранительных санкций, их замены друг другом, учета вины при их применении). Ведь именно с разграничением рассматриваемых разновидностей правового принуждения связано главное деление правоохранительных санкций на: а) штрафные и б) правовос-

1 Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (сборник материалов). Саратов, 1971. С. 32–37.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

становительные. Причем имеет существенное практическое значение то, что штрафные санкции могут быть заменены мерами общественного воздействия, а правовосстановительные не могут. Штрафные санкции в принципе устанавливаются за виновные правонарушения, а правовосстановительные меры защиты могут быть применены за объективно-противоправные деяния; когда штрафные санкции не обеспечивают восстановления нарушенного состояния, широко допускается соединение штрафных и право-восстановительных санкций, т.е. соединение мер ответственности и мер защиты1.

Против теоретической конструкции «меры защиты» высказаны и определенные возражения. Главным аргументом (кроме указания на некоторые неудачные примеры) является ссылка на то, что сторонники «мер защиты» дают различное объяснение отрицательному реагированию государства «на одни и те же факты»2. Но это же не так! Факты здесь разные: в одном случае правонарушение, в другом – объективно-противоправное деяние (правовая аномалия). Не выдерживает критики также утверждение, согласно которому и в случае мер защиты лицо претерпевает определенные лишения3. Многие меры защиты не связаны с претерпеванием (исключение имущества из описи, «восстановление чести», признание акта недействительным и др.). А главное – при применении мер защиты такой цели и не ставится. Государственное принуждение применяется здесь потому, что нет иного пути для защиты права, для восстановления нарушенного (нарушаемого) состояния; причем отрицательные последствия, которые могут наступить для лица, оказываются «попутными», вынужденными, лежащими вне сферы программы, заложен-

ной в данной группе правоохранительных санкций.

Конечно, необходимо проанализировать то общее, что свойственно всем мерам правового государственного принуждения, выявить их особенности в качестве инструментов, обеспечивающих исполнение требований права. Но ведь это анализ только на уровне «первичных» правоохранительных санкций – санкций (мер защиты и мер ответственности), выполняющих восстановительные функции. Для такого анализа не требуется обособления правонарушения от «просто» неправомерных действий. С целью же выяснения глубинных, «стратегических» функций юридической ответственности нужно идти дальше, дифференцируя не только разновидности неправомерных действий, но и сообразно этому различные виды правового государственного принуждения.

Меры государственного принуждения: понятие, виды, примеры

Государство может насильно воздействовать на своих граждан, чтобы принудить их выполнить те или иные действия. Разные меры государственного принуждения используются исключительно при наличии веских причин и оснований. Они заключаются в том, что сотрудники правоохранительных органов страны применяют определенные действия по отношению к какому-либо лицу. Такие действия могут быть не только физическими, но и моральными. Именно за счет них обеспечивается оптимальное для государства поведение со стороны населения или отдельных лиц.

Понятие

Меры государственно-правового принуждения заключаются в насильственном воздействии на человека. Они представлены не только физическим задержанием или арестом, но и воздействием на волю или сознание граждан. При таких условиях граждане не могут свободно изъявлять свою волю.

Существует несколько видов принуждения, причем главная цель каждой заключается в защите правопорядка и устранении из общества опасных элементов.

Виды принуждения по характеру

По характеру меры государственного принуждения могут быть:

  • психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
  • имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
  • физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
  • организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.

Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.

Принципы

Применение мер государственного принуждения должно осуществляться с учетом некоторых значимых принципов. К ним относится то, что применять такие мероприятия могут только представители государства.

Не допускается применение в отношении лиц какой-либо дискриминации, а также должна использоваться презумпция невиновности.

У государства имеется монополия на применение данных мер

Не разрешается использование этих мероприятий другими гражданами, так как это расценивается как самосуд или месть. Люди не могут самостоятельно защищать права других лиц, свобод или интересов. Особенно если применяемыми способами они нарушают права иного гражданина.

В качестве исключения является ситуация, когда непосредственно Правительством РФ делегируются полномочия гражданам по защите их жизни, благ, здоровья и имущества. Это обычно осуществляется при введении военного положения в стране или при иных чрезвычайных ситуациях.

Все люди равны перед законом и судом

Не допускается во время применения мер пресечения или иных действий пользоваться какой-либо дискриминацией. Одинаковые мероприятия применяются к людям разных возрастов, гражданства, места проживания и статуса.

Не разрешается дискриминация по национальности, полу, образованию, религии или политическим убеждениям.

Читать еще:  Разглашение государственной тайны ст 283

Наличие у каждого человека презумпции невиновности

Гражданин не может признаваться преступником до того момента, пока его вина не будет официально доказана. Люди не должны самостоятельно доказывать свою невиновность или давать показания против себя и родственников.

Именно государственные органы должны заниматься сбором доказательств, подтверждающих вину конкретного человека. Если выявляются какие-либо неустранимые сомнения, то они должны использоваться исключительно в пользу обвиняемого.

Использование гуманизма в процессе применения мер принуждения

Не допускается применение должностными лицами жестокости, пыток или телесных наказаний. К тому же в России действует мораторий на смертную казнь. Поэтому работники полиции или других государственных органов должны действовать таким образом, чтобы не нанести какой-либо физический или моральный вред гражданину.

Представители правоохранительных органов должны уважать личность человека, а также не могут применять к нему огнестрельное оружие без веских оснований.

Однократность и соразмерность наказания

Применяемые меры государственного принуждения за совершенное правонарушение должны соответствовать тяжести данного преступления. За одно нарушение наказание должно применяться однократно. При этом учитывается семейное положение человека, причины для совершения проступка и другие обстоятельства.

Люди, пострадавшие от государственных мер, могут требовать возмещения причиненного вреда. Они могут рассчитывать на определенные меры поддержки, если их обвиняли незаконно.

Виды принуждения по закрепленности в законодательстве

Мерами государственного принуждения пользуются представители правоохранительных органов, суды или другие аналогичные учреждения. По законности такие меры бывают:

  • Правовыми. Все совершаемые действия осуществляются в рамках закона, поэтому не нарушаются права и интересы граждан. Все такие мероприятия легко поддаются контролю, являются справедливыми и обоснованными. Даже они могут быть обжалованы гражданами в суде.
  • Неправовыми. Они заключаются в произволе, который совершается представителями государственных органов. С помощью таких незаконных действий причиняются физические и моральные страдания людям. Такие мероприятия используются в антидемократических и тоталитарных государствах. В России за такие действия должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

В РФ могут использоваться только правовые меры государственного принуждения, представленные несколькими видами.

Меры безопасности

Они используются для предотвращения разных преступлений, а также для их превенции. Они направлены на защиту от разных действий или событий, которые могут угрожать общественности. Такие виды мер государственного принуждения могут быть представлены в следующих вариантах:

  • проведение ревизий или проверок;
  • направление граждан на карантин при выявлении серьезных инфекционных заболеваний;
  • инвентаризация разных предприятий;
  • проверка личных документов граждан;
  • административный надзор, применяемый для бывших заключенных;
  • остановка автомобилей для проверки документов водителей;
  • досмотр багажа людей при использовании воздушных или водных судов;
  • применение пропускного режима на разных охраняемых объектах;
  • проведение розыска или иных оперативных мероприятий.

При совершении таких действий не имеется какой-либо угрозы для граждан или общества в целом. Меры безопасности могут применяться даже к лицам, которые не совершили какое-либо правонарушение. При таких условиях немного ограничиваются свободы граждан, но при этом обеспечивается защита жизни и здоровья всего населения.

Меры пресечения

Они предназначаются для прекращения правонарушений или преступлений, а также другого поведения людей, которое каким-либо образом нарушает безопасность общества. К таким мерам относятся разные действия, совершаемые работниками правоохранительных органов. Задержание как мера государственного принуждения позволяет прекратить неправомерные действия со стороны какого-либо человека. Дополнительно сюда относится привлечение гражданина к ответственности.

Основанием для использования мер пресечения выступает наличие угрозы для общества или отдельных лиц. Для этого важно иметь доказательства правонарушения.

К основным видам таких мер относится:

  • запрет на движение автомобилей или передвижение пешеходов по какому-либо участку дороги;
  • оцепление участков земли;
  • воздействие физического характера;
  • использование разных инструментов для пресечения преступлений, например, палок из резины, наручников или слезоточивого газа;
  • применение огнестрельного оружия при крайней необходимости;
  • задержание правонарушителей;
  • введение комендантского часа;
  • досмотр имущества или документов;
  • проведение медицинского освидетельствования;
  • изъятие товаров;
  • приостановление операций по счетам в банках;
  • закрытие объектов;
  • принудительная эвакуация;
  • наложение ареста на недвижимость;
  • закрытие границ;
  • запрет на использование разных объектов.

Отдельные меры государственного принуждения могут применяться в совокупности при определенных ситуациях.

Меры ответственности

Они представлены в применении к гражданам каких-либо санкций, причем их основной целью выступает наказание правонарушителей или преступников. С помощью таких мер воздействия можно предотвратить будущие нарушения со стороны граждан.

Ответственность может быть административной, гражданской, уголовной или дисциплинарной. Конкретная ответственность выбирается в зависимости от того, выявляется ли проступок, преступление или правонарушение. Поэтому выделяются следующие меры:

  • уголовные санкции представлены крупными штрафами, лишением свободы, обязательными исправительными работами, ограничением на занятие высоких должностей, конфискацией имущества или лишением высоких званий и наград;
  • административная ответственность заключается в использовании штрафов и предупреждений, конфискации имущества, административном аресте, депортации и лишении права занимать какую-либо должность;
  • гражданские санкции представлены неустойками, штрафами, пенями или процентами;
  • при использовании дисциплинарных мер применяется замечание, выговор или увольнение.

Наиболее серьезные меры наказания назначаются исключительно судом, поэтому требуется проведение судебного разбирательства.

Меры восстановления

Они требуются для устранения нанесенного вреда. Обычно они представлены перечислением компенсации за причиненный вред. Они могут использоваться как отдельно, так и с другими видами наказаний.

Обычно меры восстановления заключаются в выплате компенсации морального вреда, неустойки или алиментов. Могут быть представлены выдворением лиц, незаконно занявших недвижимость, признанием какой-либо сделки недействительной или отменой правовых актов.

Заключение

Существует несколько мер государственного принуждения. Наказание, выбираемое для каждого правонарушителя или преступника, зависит от того, какие именно действия были совершены. Государственными органами должны учитываться некоторые принципы, позволяющие учитывать права и интересы каждого человека.

В России применяются только правовые меры принуждения. Поэтому если должностные лица по разным причинам превышают свои полномочия, применяют к подозреваемым физическое наказание или унижают их морально, то они сами привлекаются к уголовной ответственности.

Юридическая ответственность и правовые санкции

Во-вторых, нужно отграничить собственно санкции от тех мер защиты прав, часть из которых могут применять сами потерпевшие в отношении правонарушителей.

Наказание — принудительно осуществляемое средством воздействия. Следовательно, принудительно реализуются и санкции, предусматривающие наказание. Это обстоятельство нередко служит основанием для отождествления понятий санкции, меры наказания и меры государственного принуждения.

Государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами и должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение). Такой метод государственной деятельности применяется при решении разных задач для достижения различных целей, но естественно, что наибольшее применение он находит в сфере правоохрани­тельной деятельности государства. Разнообразные меры, охраны прав граждан, общественных и государственных организаций, предусмотренные нормами социалистического права, если они не осуществляются обязанными лицами добровольно, реализуются принудительно.

Читать еще:  Растрата государственных средств ук рф

Следовательно, осуществление наказания является одной из целей применения государственного принуж­дения. Государственное принуждение является средством, обеспечивающим реализацию предусмотренной в санкции нормы юридической ответственности наказания правонарушителя. Итак, санкция — это структурный элемент нормы юридической ответственности. Юридическая ответственность есть не что иное, как реализация санкции нормы права, ибо содержание санкции сводится к установлению определенных юридических последствий поведения[22].

Она определяет вид и пределы наказания (норм) правонарушителя, применяется на основе правонарушения, конкретизируется актом применения соответствующей правовой нормы, реализуется, как правило, посредством государственного принуждения, воздействует на статус правонарушителя и имеет своей целью его исправ­ление воспитание.

Понятие «юридическая санкция» имеет, таким образом, строго определенные смысл и значение, что позволяет четко разграничить, дифференцировать разнообразные правоохранительные меры, предусмотренные нормами различных отраслей права.

Санкция есть мера наказания (кары) правонарушителей, т.е. мера юридической ответственности. Без санкции юри­дическая ответственность не может ни возникнуть, ни осу­ществиться — настолько органична их взаимосвязь

Юридические санкции — это разновидность правоохра­нительных мер. Специфика санкций состоит в том, что ими предусмотрены меры наказания правонарушителей. К. Маркс, раскрывая социальное назначение наказания, писал: «Наказание есть не что. иное, как средство самозащиты общест­ва против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия. Именно карательная сущность позволяет выделить юридические санкции из всего множест­ва предусмотренных правом мер защиты, имеющих различ­ные основания и разные цели применения.»

Юридические санкции предусмотрены нормами матери­ального права, хотя могут применяться и на основании на­рушений процессуальных норм (ответственность свидетеля за отказ или за дачу ложных показаний, ответственность экспертов, специалистов, переводчиков и т. д.) Будучи ин­ститутом материального права, юридическая ответственность, таким образом, обеспечивает нормальный процесс реализа­ции права, карает его нарушителей. Отождествление мер защиты юридическими санкциями приводит, на наш взгляд, к выводу о существовании про­цессуальных санкций и процессуальной ответственности. Например. Н, А. Чечина и П. С, Элькинд отождествляют юридические санкции с другими охранительными мерами, которые предусмотрены процессуальными отраслями права и тем самым обосновывают существование процессуальной ответственности. Правонарушение без ответственности перед законом — явление ненормальное, фундамент без самого здания. Существование юридической ответственности как способа разрешения противоречий между интересами общества и отдельных субъектов — это выражение объективной социальной необходимости.

Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:

а) восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать причиненный вред, ставший причиной правонарушения);

б) понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф, отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.).

Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридической ответственности. Только возмещение причиненного вреда могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем.

В данной работе с позиции новичка в юридической теории попыталась раскрыть понятие «юридическая ответственность и правовые санкции». Вопрос был рассмотрен, насколько представлялось возможным, достаточно подробно. Проанализированы соотношения юридической ответственности и правовых санкций, определены признаки, характерные для ответственности и санкций.

В главе под понятием юридическая ответственность рассмотрены признаки ответственности, которые представляют собой наиболее серьезную форму государственно-принудительного воздействия на нарушителя норм права. А так же рассмотрены и иные формы и способы воздействия на поведения людей, например, меры оперативного воздействия, государственно-принудительные меры превентивного и регулятивного характера, которые не могут быть отождествлены с юридической ответственностью, поскольку не отвечают названным в работе признакам. Здесь раскрыт каждый вид юридической ответственности, но нужно не забывать и то, что в отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по разному, что обуславливает специфику их регламентации и реализации. Нужно заметить и то, что виды юридической ответственности полностью совпадают с видами правонарушений, но условно можно подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом. В работе показана классификация видов юридической ответственности, но большее внимание получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают 5 видов юридической ответственности о которых шла речь в работе.

По второй главе можно сделать следующие выводы, что под понятием правовые санкции понимается мера применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов, санкции делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые и имущественные санкции. Каждый вид правовых санкций рассмотрен в работе. Раскрыто понятие санкция как структурный элемент нормы юридической ответственности. Таким образом установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектов положительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функцию, которая выступает одной из охранительных функций. И единственным основанием для применения (реализации) санкции служит правонарушение.

В целом, как представляется, в работе удалось раскрыть заданную тему. По моему мнению, не будь юридической ответственности и правовых санкций сообществам людей, было бы гораздо труднее установить какие либо рамки цивилизованных отношений между собой, что могло бы и не привести к сегодняшнему пониманию идеала человеческих отношений. И, может быть, общество не достигло бы того уровня развития вообще, а так же не могло бы существовать в том человеческом качестве, которое определяется отношением к законности, способности каждого не переступать грань разумного. Наличие юридической ответственности и правовых санкций оказывает воздействие на большую часть общества. Большинство людей осознает, что возмездие за совершенное правонарушение неотвратимо. И благодаря таким людям держится правопорядок в обществе. Через правопослушное население возможно осуществление положительного воздействия на правонарушителей. Таким образом, юридическая ответственность имеет цель защищать и сохранять общественный порядок. Эта цель достигается путем применения к правонарушителю санкций предусмотренных нормами права.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector