5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наемничество состав преступления

Наемничество как метод воздействия на страны в военных конфликтах

Когда идет война, люди со стороны видят «белую» и «черную сторону» — агрессора и жертву. Но зачастую под маской четкой полярности скрываются третьи лица, влияющие на ход событий. Иногда они не раскрывают своих лиц и действуют через «другие руки».

Один из рычагов их воздействия выражается через наемников. Итак, давайте узнаем, почему наемничество является преступлением против мира по международному уголовному праву.

Общие сведения о злодеянии

Вмешательство в жизнь другого государства, особенно неявное, никогда не останется безнаказанным или безответным. Поэтому всеми законами запрещено наемничество в военных конфликтах. Когда воюют два государства можно с достаточной точностью оценить силы противника. Но когда в игру вступают дополнительные силы с неизвестными целями, угроза значительно возрастает.

Предотвратить это явление стараются законами и иными нормативно-правовыми актами. В последнее время наемничество является серьезной проблемой мирового характера. Ее пытаются устранить не только отдельные государства, но и на уровне их глобальных объединений.

Уголовно-правовая характеристика наемничества

Термин наемничество определяется согласно Дополнительному протоколу Женевской конвенции 1949 года. Он означает лицо, принимающее участие в военных действиях неофициально за денежное вознаграждение. Наемник:

  • Не является гражданином государства-участника;
  • Не проживает длительное время на его территории;
  • Не выполняет официальных поручений.

Наказание за наемничество в России диктуется статьей (ст.) из УК РФ под номером 359. Запрещает действие наемников Декларация Генеральной Ассамблеи ООН. Непосредственное распространение наемники получили из-за применения в локальных конфликтах, в частности на территории бывшего СССР.

Про объективные признаки наемничества и его состав преступления поговорим далее.

Более подробно о том, что такое наемничество, расскажет это видео:

Состав преступления и его квалификация

  • Объективная сторона преступления заключается трех видах действий:
    • По первой части статьи – выполнение руководящими лицами действий, направленных на создание и направление наемников на военные действия;
    • По второй части статьи – выполнение тех же действий лицами, использующими свое служебное положение или использующими в качестве наемников несовершеннолетние лиц;
    • По третьей – функционирование наемников в военных действиях.
  • Субъект по всем трем частям один и тот же – лицо, достигшее возраста 16 лет.
  • Субъективная сторона кроется в прямом умысле. Невозможно подготовить наемника или являться им самим и не осознавать своих действий.

Не являются наемниками добровольцы, которые вступили в ряды армии воюющей страны.

Статья 359 из Уголовного кодекса Российской Федерации отвечает не только за существование самих наемников. Ее первая часть определяет наказание за следующие типы деятельности:

  • Вербовка людей;
  • Обучение и подготовку кадров;
  • Финансирование, любое обеспечение наемников;
  • Непосредственное управление наемником.

Остальные типы преступления полностью раскрываются в формулировках статьи. Наемничество может выражаться исключительно в военной форме, поэтому классификация действий будет зависеть только от методики и навыков самих нанятых людей.

Наказание и ответственность

Уголовная ответственность за наемничество предполагает следующее:

Часть статьи 359Наказание
ПерваяЛишение свободы на 4-8 лет с возможным ограничением свободы на не более чем два года
ВтораяЛишение свободы на 7-15 лет с возможным:

  • Штрафом до 500 000 рублей;
  • Ограничением свободы на 1-2 года
ТретьяЛишение свободы на 3-7 лет с ее ограничением до года

Следующее видео расскажет о том, каким стало первое в истории РФ дело, возбужденно по статье «Наемничество»:

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к Ст. 359 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.

2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 — 635.

3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие «наемник».
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.

Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей и

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Также за преступление отвечает любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, пытается совершить одно из преступлений, является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое из преступлений, указанных в Конвенции, и ничто не ограничивает сферу применения этого положения.

4. Кроме этого, согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. , каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65 — 73. Т. 1.

5. Российская Федерация не участвует в Международной конвенции от 4 декабря 1989 г., однако на основе Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. в примеч. к комментируемой статье дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Читать еще:  Криминологическое значение квалификации преступлений

Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою работу, деятельность денег или любых других материальных ценностей, выгод имущественного характера.

Под постоянно не проживающим на территории страны — участницы вооруженного конфликта или военных действий понимается лицо, имеющее гражданство другого (третьего) государства или лицо без гражданства.

6. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных в командировку для выполнения определенных двусторонними соглашениями стран официальных обязанностей военных советников, консультантов, инструкторов и других лиц, участвующих в оказании помощи в подготовке военных кадров, в обучении военному делу и т.д.

Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы осуществляется также и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Такие иностранные граждане имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 28.07.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, 30; N 17. Ст. 2315; N 22. Ст. 3238; N 46. Ст. 6407; N 47. Ст. 6608; N 51. Ст. 7448; 2012. N 10. Ст. 1273; N 25. Ст. 3270; N 26. Ст. 3443; N 31. Ст. 4326; N 43. Ст. 5933.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется указанными в законе действиями: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, а предусмотренного ч. 3 — участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

8. Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, на достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства об его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.

9. Под обучением понимается деятельность по физической, психологической подготовке, процессу получения наемником специальных военных знаний, тренировке его в навыках, приемах обращения, пользовании боевым оружием, взрывчатыми веществами, техникой, стратегии, тактики, способам действий, иным навыкам, необходимым для участия в вооруженном конфликте и боевых действиях.

10. Под финансированием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое финансовое обеспечение наемника, в том числе передача наемнику денег, открытие на имя наемника счетов в банках за проделанную работу, передача денег для содержания баз подготовки, штата инструкторов, обучения, вербовки и использования наемников, закупки вооружения, обмундирования, продовольствия и т.д.

11. Под иным материальным обеспечением наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое материальное обеспечение наемника, в том числе предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией и т.д.

12. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается привлечение их к непосредственному участию в совершении таких действий.

13. Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается его непосредственное личное участие в таких действиях, в том числе в их подготовке, планировании.

14. Обязательным признаком является обстановка совершения преступления — вооруженный конфликт или военные действия.

15. Преступление окончено с начала совершения указанных в законе вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, его использования в вооруженном конфликте или военных действиях, начало участия в них самого наемника.

16. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

17. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

18. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные лицом: 1) с использованием своего служебного положения или 2) в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием виновным лицом своего служебного положения понимаются действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, или действия недолжностного лица, государственного служащего или служащего органов местного самоуправления, или действия лица, выполняющего управленческие функции в негосударственной организации, направленные на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

Под совершением наемничества в отношении несовершеннолетнего понимается вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение несовершеннолетнего наемника, которому не исполнилось 18 лет, использование такого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Глава 2. Уголовно правовая характеристика наемничества в ук рф. Параграф 1. Объект преступления.

Уголовный кодекс РФ в ст. 359 в примечание 1 говорит, что наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. 14

Наемничество активизирует вооруженные конфликты, способствует поддержанию военного психоза, и в этом состоит его опасность. Наемничество как средство и метод ведения войны запрещено Генеральной Ассамблеей ООН. Каждое государство — член ООН обязано воздерживаться от организации или поощрения организации нерегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. 15

Объектом наемничества являются мир и мирное сосуществование государств и народов.

Наемничество (ч. 1 ст. 359 УК РФ)собъективной стороны включает: 1) вербовку; 2) обучение; 3) финансирование или 4) иное материальное обеспечение наемника; а равно 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка наемников состоит в подборе людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Это и поиск, и приглашение людей для военной выучки, чтобы использовать их в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Обучение наемников заключается в целенаправленной тренировке, занятиях по овладению и использованию оружия, боевых припасов, тактики ведения боя.

Наемничество всегда сопряжено с финансированием (обеспечением денежными средствами) или иным материальным обеспечением, которое заключается в экипировке обмундированием, в вооружении наемников, обеспечении их боеприпасами, средствами передвижения и т.п.

Под использованием наемника следует понимать привлечение его к боевым операциям, выполнение им приказов, поручений или распоряжений по обеспечению акций военного характера и т.д.

Параграф 2. Субъект преступления.

Субъект данного преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника либо использует его в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает совершить такие действия.

Часть 2 ст. 359предусматривает два квалифицирующих признака рассматриваемого преступления:

1) использование виновным при совершении преступления своего служебного положения (в этом случае субъектами преступления могут быть должностные лица, государственные и муниципальные служащие, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях);

Читать еще:  Квалификация преступлений виды

2) совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего (вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста). 16

Часть 3 ст. 359ук содержит самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством.

Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями, состоящими в личном участии лица в вооруженном конфликте или военных действиях. В число обязательных объективных признаков также включается обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359УК, является формальным. Оно окончено с того момента, как лицо, завербованное в качестве наемника, совершает действия, состоящие в его непосредственном участии в планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает действовать таким образом. Обязательным субъективным признаком в данном случае является цель — получение лицом материального вознаграждения за свое участие в вооруженном конфликте или военных действиях. 17

Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359УК, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника. Понятие наемника, законодательно определенное впримечании к ст. 359УК, практически совпадает с рассмотренным ранее международно-правовым определением.

На сегодняшний день, в судебной практики данного рода преступления еще не существовало, и все же это да поры, до времени. В связи с обострившейся ситуации в мире, преступления не заставили себя ждать. В итоге 26 ноября 2014 г. Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики осудил гражданина Нагоева М.З., совершившее умышленное преступление против мира и безопасности человечества по части 3 статьи 359 УК РФ, за участие в вооруженном военном конфликте на стороне «Вооруженной оппозиции», против Сирийской Арабской республики. Таким образом гражданин Нагоев М.З. получил наказание в виде лишения свободы сроком на 4(четыре) года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы сроком на 6 (шесть) месяцев, установив ему в соответствии с ч.1 ст.53 УК РФ, после отбытия срока наказания в виде лишения свободы, следующие ограничения: не изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, а также выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы и являться туда для регистрации один раз в месяц; не уходить из постоянного место проживания с 22 часов вечера до 6 часов утра. 18

Наемничество (ст. 162 УК)

Иные преступления против мира и безопасности человечества

Наемничество квалифицировано преступным и наказуемым во многих резолю­циях и решениях ООН. Прежде всего, следует отметить резолюцию Совета Безопас­ности от 24 ноября 1961 г. о принятии энергичных мер, включая применение силы, для «немедленного ареста, задержания и высылки всего иностранного военного и полувоенного персонала, «не находящегося под командованием ООН, а также наемников». Решительное осуждение государств, разрешающих вербовку наемников на своей территории и их содержание, имеется в резолюциях 1967 и 1970 гг.

В 1968 году Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2465(ХХШ) установила, что практика использования наемников является уголовно-наказуемым деяни­ем, а сами наемники являются преступниками, находящимися вне закона. Одновременно подчеркнута необходимость принятия во всех странах нормативных ак­тов об ответственности лиц, объявляющих набор, финансирование и обучение на­емников на их территории, и о запрете своим гражданам поступать на службу в качестве наемников.

Запрещение наемничества содержится и в Уставе ООН: «каждое государство обязано воздержаться от организации иррегулярных сил и вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства».

Конечно, наемничество как явление больше характерно для периода средневе­ковья, но значительное распространение оно получило и в последние годы, особен­но и ходе так называемых «локальных» войн. Случаи наемничества встречаются и в ходе кровопролитных конфликтов на территории бывшего Советского Союза.

Трансформация международно-правовых норм о наемничестве в националь­ное законодательство явилась важнейшим вкладом в дело борьбы с этим преступ­лением со стороны Республики Казахстан.

Впервые в УК КазССР 1959 г. уголовно-правовая норма, предусматривающая от­ветственность за наемничество (ст. 62-2), была введена Законом от 15 октября 1993 года. Пробелом данной нормы явилось то, что остались за чертой наказуемых деяний вербовка, обучение, использование и финансирование наемников, т.е. не были учтены положения, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.

Диспозиция статьи 162 нового УК устраняет эти недостатки.

Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или в военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны, так как в человеческом обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные от­ношения, обеспечивающие соблюдение принципов правового регулирования воо­руженных конфликтов.

Объективная сторона наемничества характеризуется совершением действий, выраженных в одной из предусмотренных диспозицией части 1 статьи 162 УК форм:

а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспече­ние наемника: г) использование наемника в вооруженном конфликте или в воен­ные действиях.

Под вербовкой наемников понимается набор, найм или привлечение людей для участия в вооруженном конфликте или в военных действиях за, как правила, мате­риальное вознаграждение. Вербовка начинается с поисков кандидатов в наемни­ки, затем состоит в психическом воздействии на них любым способом (уговором, шантажом, обещаниями и т д.) с целью привлечения их к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях, наконец, заключается соглашение, которое может иметь разную степень юридической оформленности. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно.

Обучение наемников (имеется в виду военное) — проведение с ними специаль­ных занятий по вопросам наиболее эффективного применения оружия, взрывча­тых веществ, устройства военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года, а также инструктаж непосредственно в ходе боевых действий.

Финансирование наемников — это обеспечение наемников, а возможно и их се­мей, денежными средствами. Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их продовольствием, соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения, организация баз для подготовки и обучения наемников и т.п.

Под использованием наемника в вооруженном конфликте или в военных действи­ях понимается непосредственное привлечение его к участию в боевых операциях или акциях военного характера, как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Преступление по части 1 статьи 162 УК считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных в законе действий.

Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, перечисленные в ч. 1 рассматриваемой статьи, и желает этого.

Субьектом является лицо, достигшее 16 летнего возраста.

Состав наемничества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 162 УК) вклю­чает два квалифицирующих признака. Первый состоит в совершении преступле­ния с использованием виновным своего служебного положения, который охваты­вает сферу — должностной и более широкой служебной деятельности. Как правило, она связана с военной службой вербовщика. Однако может использоваться и ав­торитет иного государственного служащего. В этом случае субъект преступления специальный должностное лицо, государственный служащий, служащий местно­го органа самоуправления или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Вторым квалифицирующим признаком яв­ляется совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего, т.е. вербов­ка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также ис­пользование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 3 статьи 162 УК, характеризуется действиями самого наемника, состоящими в его личном участии в вооруженном конфликте или в военных действиях. Лицо, завербованное в каче­стве наемника, принимает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций. Участие может выражаться в разнообразных формах: нахождение во время вооруженных конфликтов или во­енных действий в местах, где они происходили, оказание помощи какой-либо из конфликтующих сторон, руководство, инструктирование участников вооружен­ного конфликта или военных действий и т.п. Обязательным признаком объектив­ной стороны этого преступления является особая обстановка совершаемого преступления — обстановка военных действий или вооруженного конфликта.

Читать еще:  Лицо совершившее преступление в состоянии опьянения

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо сознает, что действует в качестве наемника в вооруженном конф­ликте или в военных действиях, и желает действовать таким образом.

Комментируемая статья УК в части 4 предусматривает ответственность за действия наемника, участвующего в вооруженном конфликте или в военных действиях, повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия. Для наличия состава данно­го квалифицированного вида преступления требуется фактическое наступление ги­бели людей или иных тяжких последствий. Закон не дает определения тяжких по­следствий. Какие последствия считать тяжкими — это вопрос конкретного факта, который решается с учетом всех обстоятельств дела. В частности, к тяжким послед­ствиям следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью человеку во время во­енных действий или вооруженного конфликта, причинение крупного материально­го ущерба в виде уничтожения или повреждения зданий, сооружений, мостов, дорог и т.п., причинение вреда окружающей среде, растительному или животному миру. Субъектом преступления, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 162 УК является наемник. Впервые это понятие было раскрыто в статье 47 Дополнительного протоко­ла I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны. Это – лицо, которое:

— специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

— фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду в виде обещанного материального вознаграждения, существенно превышающего вознаграждение комбатанта того же ранга и функций;

— не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

— не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

— не послано государством, которое не является воюющей стороной, для выполне­ния официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил 1 .

Выделяют следующие критерии наемничества:

Во-первых, побудительным мотивом действий наемника является повышенное материальное вознаграждение. Оно может быть регулярным, в виде денежного довольствия, либо разовым (за убитого, пленного, за уничтожение военной техни­ки и т п.). При этом оно гораздо выше вознаграждения комбатанта, который уча­ствует в боевых действиях рядом с ним.

Во-вторых, наемник специально вербуется для участия в конкретном вооруженном конфликте. Где и кем он завербован, значения не имеет.

В-третьих, наемник не является гражданином данного государства, не прожи­вает постоянно на его территории и не послан третьим государством в качестве советника или для выполнения других официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил данного государства. Военные советники направляются временно на службу в иностранную армию по договору между государствами и не принимают непосредственного участия в военных действиях.

В-четвертых, принадлежность наемника к вооруженным силам одной из воюю­щих сторон, но не включение его в личный состав этих вооруженных сил.

Только наличие всех признаков, сформулированных в ст. 47 Дополнительного протокола I, позволяет отнести соответствующее лицо к наемнику. Эти критерии помогают четко отделить комбатанта от наемника. Ведь с точки зрения современ­ного международного права допустимо участие отдельных лиц в силу своих поли­тических, патриотических убеждений, а не материальных выгод, на стороне одно­го из воюющих против агрессии иностранного господства. В отличие от наемников добровольцы включаются в состав вооруженных сил воюющей стороны, поэтому являются комбатантами, а государство несет за них ответственность. Наемник же в списки личного состава не включается

В примечании к ст. 162 УК законодателем определено понятие наемника, которое совпадает с определением, содержащимся в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года.

Как свидетельствует практика, наемникам зачастую удается уйти от наказа­ния за совершенные преступления. Известным прецедентом международной борь­бы с наемничеством стал судебный процесс над 13 наемниками в Народной рес­публике Ангола. Он проходил в Луанде в 1976 году. Факт осуждения наемников, в том числе к смертной казни, явился важным вкладом в становлении правовой нор­мы, закрепленной и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Состав наемничества, меры наказания и судебная практика

Наемничество – это преступление, подразумевающее ответственность наемного лица за участие в войнах и иных вооруженных конфликтах на территории государства не гражданской принадлежности, которое не преследует иных целей, кроме извлечения выгоды для себя лично, а также ответственность иных лиц, способствующих увеличению количества наемников методами, указанными в диспозиции статьи УК РФ .

Исходя из международных документов, солдаты Иностранного легиона французской армии, а также непальских гуркхов британских вооруженных сил не относятся к числу наемников, так как считаются частью армий невоюющих государств.

Состав преступления по УК РФ

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.

Меры наказания

Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.

Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).

По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.

Судебная практика

Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».

Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector