0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резерв по сомнительным долгам особенности формирования в бухгалтерском учете статья

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

Формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете происходит по разным правилам. Рассмотрим, в чем состоят отличия между ними.

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

  1. Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
  2. Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
  3. Формируются с разделением долгов по аналитике.
  4. Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
  • изменению величины резерва;
  • восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
  • списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
  1. При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
  • на прочие расходы-доходы — в БУ;
  • на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
  1. Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
  2. Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.

Порядок образования бухгалтерского резерва

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.

Как формируется налоговый резерв

В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.

О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.

Читать еще:  Программы кредитования как банки привлекают новых клиентов

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

  • оценки долга как сомнительного;
  • признания контрагента неплатежеспособным;
  • определения вероятности погашения долга;
  • установления размера образуемого резерва.

Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва. И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов. Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.

Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей. Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.

Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.

Итоги

Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.

Резерв по сомнительным долгам: особенности формирования в бухгалтерском учете

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, способом, предложенным в налоговом учете. Разберем подробнее.

Какая задолженность организации является сомнительной?

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть достоверной, то целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в балансе достоверной дебиторской задолженности.

Сомнительная задолженность выявляется посредством инвентаризации расчетов. Инвентаризации подлежит не только задолженность за реализованные товары, работы, услуги, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Создание резерва по сомнительным долгам

Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Резерв по сомнительным долгам, проводки

Создание или доначисление резерва по сомнительным долгам отражается проводкой:

Дебет 91.2 Кредит 63

Начисление резерва отражается в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки.

Как списать невостребованные долги?

Списание задолженности в сумме начисленного ранее резерва отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 62,76

Обратите внимание, в течении 5 лет сумма списанной задолженности должна быть отражена на забалансовом счете 007. То есть делается запись: Дебет 007. Это делается на случай, если у организации появится возможность ее взыскать.

Если резерв до конца отчетного года не использован?

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Дебет 63 Кредит 91

Резерв сомнительных долгов в балансе

Остаток по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе отдельно отражать не следует. На сумму начисленного резерва следует уменьшить величину дебиторской задолженности.

Если резерв создается только в бухгалтерском учете?

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Дебет 99 Кредит 68

Для тех, кому нужно быстро и легко разобраться в сути ПБУ 18/02, советуем посмотреть видеозапись вебинара «Применение ПБУ 18/02: просто о сложном».

Резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

либо нарушение должником срока оплаты;

либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Читать еще:  Рубль падает стоит ли брать кредит

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Резерв по сомнительным долгам и инвентаризация

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

На дату создания (увеличения) резерва

Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3)

Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности

Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

— в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

не погашен в срок, установленный договором;

не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ Покивайлова Е.А.,Дудина Е.

Сибирский федеральный университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

резерв по сомнительным долгам, дебиторская задолженность, reserve on doubtful debts, receivables

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье исследуется порядок формирования резерва по сомнительным долгам в целях бухгалтерского и налогового учета с учетом требований законодательства

Текст научной статьи

Одним из аспектов управления в работе с дебиторской задолженностью является создание и применение резервов по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация создает резервы сомнительных долгов. Резервы создаются по любой дебиторской задолженности, которая признается организацией сомнительной. При этом сомнительной может быть признана и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но высока вероятность, что при наступлении его задолженность не будет погашена. Кроме этого, если на отчетную дату имеется уверенность в погашении просроченной дебиторской задолженности, то резерв по данному долгу не создается. Понятие сомнительного долга в бухгалтерском и налоговом учете отличается и целью работы является исследование различия образования резерва сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России №34н (ред. от 24.12.2010) [6] были внесены изменения, по которым все коммерческие организации обязаны создавать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. При этом с 01.01.2011г. резервы сомнительных долгов в бухгалтерском учете создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой сомнительной, ранее такие резервы могли создаваться только по расчетам за товары, работы, услуги. Кроме того, сомнительной может признаваться задолженность, которая не погашена в установленный срок, а также не просроченная, но имеющая высокую вероятность не быть погашенной своевременно. Целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в отчетности правдивой и достоверной информации о сумме дебиторской задолженности. В бухгалтерском балансе величина дебиторской задолженности отражается за вычетом резерва. Согласно ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений») [4] величина резерва признается в бухгалтерском учете оценочным значением, его величина определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично(п.70 Положения №34н) [6]. На практике, как и в теории, вопрос управления дебиторской задолженностью имеет особую актуальность. Так, эти аспекты были рассмотрены в ряде статей отечественных авторов. Проблема формирования резервов по сомнительным долгам освещена в нормативно-правовой документации (в части налогового и бухгалтерского учета), поскольку имеет под собой разное начало возникновения сомнительной задолженности. В бухгалтерском учете, в отличие от правил налогового учета резерв создается на полную или невозможную к взысканию сумму долга. Суммы резервов сомнительных долгов созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, по окончании отчетного года присоединяются к прибыли отчетного года. Новые резервы создаются по состоянию на отчетную дату на основании инвентаризации резерва, которая заключается в проверке обоснованности зарезервированных сумм и расчетов. Если в отчетном году сумма задолженности была погашена должником, то соответствующая часть резерва подлежит списанию на финансовые результаты (в составе прочих доходов). Законодательство не регулирует сроки создания резерва и периодичность его корректировки. Каких-то конкретных рекомендаций по порядку формирования резерва, а также его величине в нормативных актах по бухгалтерскому учету нет. Поэтому методика формирования резерва должна быть разработана организацией самостоятельно и закреплена в учетной политике. В налоговом учете создание резерва, является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете. В соответствии с пп. 7 п.1 ст.265 НК РФ [1] налогоплательщик имеет право на образование резерва по сомнительным долгам, только при условии применения метода начисления. Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов в последний день отчетного (налогового) периода и уменьшают базу этого периода. Порядок формирования резерва установлен ст.266 НК РФ [1]. Использование резерва не является обязательным, но если налогоплательщик принял решение о создании и использовании резерва, то этот факт следует указать в учетной политике организации для целей налогообложения. К сомнительным долгам согласно ст.266 НК РФ[1] относится любая задолженность перед налогоплательщиком, если задолженность эта удовлетворяет одновременно трем условиям: — возникла в связи с реализацией товаров, работ, услуг; — не погашена в сроки, установленные соответствующим договором; — не обеспечена залогом , поручительством , банковской гарантией. Если поручитель находится в стадии банкротства, то задолженность также не включается в резерв. Также не может быть учтена в качестве сомнительной в силу последнего условия: — дебиторская задолженность продавца по товарам проданным в кредит, т.к согласно п.5 ст.488 ГК РФ [3] такой товар считается находящимся в залоге у продавца до полного погашения задолженности; — задолженность комитента перед комиссионером в той части, которая обеспечена вещами, находящимися у комиссионера и подлежащими передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом в соответствии со ст.996 ГК РФ. При формировании резерва не учитываются проценты к получению по долговым обязательствам любого вида — займы, векселя, облигации и приобретенные права требования, т.к. они не связаны с операциями по реализации товаров, работ, услуг. В резерв не включается задолженность контрагента, получившего предоплату, т.к. имущество которое получено (передано) в порядке предварительной оплаты товаров, работ, услуг не включается в доходы (расходы) организации согласно пп.1п.1 ст.251,п.14 ст.270 НК РФ [1]. Если по одному и тому же контрагенту одновременно имеется и дебиторская и кредиторская задолженность, то в состав резерва включается часть дебиторской задолженности, превышающая сумму кредиторской с учетом НДС. Для целей налогового учета согласно п.4 ст.266 НК РФ [1] для определения суммы резерва по сомнительным долгам, проводится инвентаризация дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода на основании приказа (распоряжения, постановления) о проведении инвентаризации. Результаты проверки оформляются актом и справкой. При расчете отчислений в резерв по сомнительным долгам данного отчетного (налогового) периода не учитываются следующие задолженности: задолженность с просрочкой платежа менее 45 дней на момент инвентаризации; списанная налогоплательщиком в качестве безнадежной к взысканию задолженность, признававшаяся ранее сомнительной, и учитывавшаяся в таком качестве в целях налогообложения в предыдущем отчетном (налоговом) периоде; задолженность, признававшаяся ранее сомнительной, и учитывавшаяся в таком качестве в целях налогообложения в предыдущем отчетном (налоговом) периоде. Все остальные дебиторские задолженности, не оплаченные вовремя дебиторами, подлежат включению в резерв сомнительных долгов в таком порядке: включаются в полном объеме, если задолженность просрочена свыше 90 календарных дней; включаются в объеме 50%,если задолженность просрочена от 45 до 90 календарных дней. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ [1]. При этом выручка в целях исчисления предельной величины резерва рассчитывается без НДС. Также, в соответствии с пп.2 п.2 ст.265 НК РФ [1] сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период и совокупная сумма перенесенного и вновь созданного резерва по сомнительным долгам также не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Так же следует отметить, что для организаций возможны следующие варианты формирования резерва: формирование резерва только в бухгалтерском учете или и в бухгалтерском и налоговом учете. При формировании резерва по сомнительным долгам только в бухгалтерском учете формируются постоянные разницы согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [4]. При формировании резерва по сомнительным долгам и в бухгалтерском и налоговом учете, для целей их сближения целесообразно применять порядок начисления суммы резерва в бухгалтерском учете аналогично порядку, предусмотренному в ст.266 НК РФ [1]. В программе «1С: Бухгалтерия 8.0» реализована возможность автоматического начисления резерва по сомнительным долгам. Настройка начисления устанавливается в Учетной политике организации. Начисление резерва в бухгалтерском учете производится «по правилам налогового учета», но без применения 10% ограничения по выручке. В качестве сомнительной задолженности для целей формирования резервов рассматривается только непогашенная задолженность на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками». При формировании резерва по сомнительным долгам в программе «1С: Бухгалтерия 8.0» не проверяется, является ли дебиторская задолженность действительно сомнительной, т.е. не обеспечена гарантиями, залогом и т.д. Возможности программы позволяют установить показатель «Установлен срок оплаты по договору», в случае превышения срока оплаты задолженность считается сомнительной. Начисление и корректировка резервов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения производится с помощью регламентной операции «Расчет резервов по сомнительным долгам» в форме «Закрытие месяца». Если в Учетной политике стоит флажок формирования резервов или в одном или в обоих учетах, то программа предлагает выполнять эту регламентную операцию ежемесячно и вновь необходимо учитывать как организацией предоставляются декларации по налогу на прибыль. Таким образом, теоретические аспекты и организационные особенности, где инструментом управления дебиторской задолженностью выступает формирование резерва по сомнительным долгам имеет свои трудности в применении. К определению его величины, использованию и образованию новых резервов установлены требования. В статье проанализированы особенности формирования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector