Сведения о привлечении к уголовной ответственности
Верховный суд РФ разъяснил порядок исключения из базы МВД РФ сведений о прекращении уголовного дела.
В жизни гражданина возникают возможности устроится на новую работу в крупной корпорации или в соответствующий орган в качестве государственного или муниципального служащего. Служба безопасности проверяет сведения о гражданине, которые хранятся в соответствующих информационных базах правоохранительных органов. И если выясняется, что в отношении гражданина выносилось постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении гражданина в качестве обвиняемого, а в последствии постановление о прекращении уголовного дела, то часто работодатель отказывает в принятии на новую перспективную должность. В связи с этим возникает вопрос о законных способах оспаривать данные сведения. Верховный Суд РФ в своем Определении от 17 февраля 2015 г. N 81-КГ14-20 изложил следующие позиции по одному из указанных споров.
- Разрешая дело по существу и удовлетворяя заявленные гражданином требования об исключении из информационной базы сведений о нём о прекращении в отношении уголовного дела суд первой инстанции, посчитал установленным, что ответчиками не доказано событие преступления, основания возбуждения уголовного дела в отношении гражданина не имеется доказательств того, какие нарушения были им допущены, истребовались ли от заявителя какие-либо объяснения, было ли предъявлено ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, разъяснялось ли данному гражданину его право возражать против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, вручена ли заявителю копия постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела и разъяснено ли ему право его обжалования, отсутствуют какие-либо доказательства его вины. Факт возбуждения уголовного дела и его прекращения не свидетельствует о том, что при возбуждении и прекращений уголовного дела были соблюдены права и законные интересы заявителя истец надлежащим образом был уведомлен о возбуждении в отношении него уголовного дела и прекращении уголовного дела.
- Суд апелляционной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции.
- Верховный Суд РФ не согласился в с постановленными решениями суда, указав следующее:
- Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
- В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.
- В соответствии с пунктами 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
- Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
- Согласно приведенным нормам учетная запись в базу информационного центра Главного управления МВД России по субъекту федерации о прекращении уголовного дела в отношении заявителя должна была быть внесена на основании постановления следователя.
- Данных о том, что гражданин обжаловал постановление следователя о возбуждении в отношении него уголовного дела, как и постановление о прекращении данного уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в порядке, предусмотренном статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в материалах дела не содержится.
- При указанных обстоятельствах, имеющим значение для удовлетворения требований гражданина об исключении записи о прекращении уголовного дела из базы данных информационного центра обстоятельством, подлежащим установлению судом для правильного разрешения данного дела, являлось не выяснение вопроса правомерности возбуждения в отношении гражданина уголовного дела и его прекращения по нереабилитирующим основаниям, а правомерность внесения информационных сведений в базу данных информационного центра Главного управления МВД России по субъекту федерации, т.е. наличие или отсутствие постановлений следователя, как оснований для внесения такой записи, что судом, в нарушение требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сделано не было.
- Гражданин, выражая свое несогласие с действиями должностных лиц по возбуждению и прекращению в отношении него уголовного дела, вправе обратиться в суд в ином порядке, а не в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом Верховный Суд РФ определил порядок и основания оспаривания сведений о гражданине, содержащихся в информационной базе МВД РФ.
Верховный суд разрешил хранить информацию о гражданах, которые имели проблемы с законом
Если запросить в МВД справку о наличии либо отсутствии судимости, то в ней может быть указано о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого, о прекращенных уголовных делах на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью, истечением сроков давности, примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также об осуждении за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, – до достижения заявителем 80 лет (п. 15.1 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию).
ИСТЦЫ: Н. Шашко, Д. Комаров, В. Митронов, И. Шаповалов, А. Пуляев, Г. Белая, А. Фокин.
ОТВЕТЧИКИ: МВД, Минюст, МЧС, Минфин, Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР, ФТС, ГФС, СК, Генпрокуратура .
СУД: Верховный суд РФ.
ДЕТАЛИ ДЕЛА: О признании частично недействующим пункта правил, по которым выдаются справки о наличии либо отсутствии судимости.
РЕШЕНИЕ: В иске отказать.
Получив справки с такой информацией, группа граждан решила обжаловать ее указание, для чего обратилась в Верховный суд. На суде представитель заявителей пояснил: хранение сведений о лицах в зависимости от их возраста и независимо от погашения и снятия судимости противоречит действующему законодательству. Кроме того, некоторые категории информации – о прекращенных на стадии предварительного следствия уголовных делах, декриминализированных преступлениях, погашенных судимостях – не предусмотрены законом. Между тем эти данные можно было бы перевести в архив.
Представители МВД, Минюста, ФСБ, Генпрокуратуры и других ведомств настаивали, что оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Ознакомившись с материалами, ВС напомнил: полиция имеет право обрабатывать сведения о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных. Полиция также может использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное (п. 33 ч. 1 ст. 13 закона о полиции). ВС решил: хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости не может рассматриваться как юридическое последствие судимости и ограничение прав лиц, ранее имевших судимость. Такое хранение осуществляется на законной основе и не противоречит нормам права. Поэтому ВС отказал в удовлетворении административных исковых заявлений. Это решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию ВС (№ АКПИ17-1073).
«Позиция ВС представляется верной. МВД хранит информацию о лицах, уголовное производство в отношении которых было прекращено не из-за отсутствия события преступления, а по причине невозможности привлечения лица к ответственности. Амнистирование либо декриминализация преступления не отменяет того факта, что на момент совершения указанного деяния оно считалось преступлением. Справка с информацией о возбуждении уголовного дела не может нарушать права заявителей, поскольку предполагает простое констатирование имевшего место юридического факта».
Партнер практики «Судебные споры и банкротство» ALTHAUS Legal Андрей Бежан
У управляющего партнера ЮК V&P LEGAL Юрия Воловикова другое мнение. «Этим решением ВС закрепил сложившуюся практику хранения и обработки информации о гражданах, которые по тем или иным основаниям подвергались уголовному и административному преследованию. Указанная информация хранится и обрабатывается вне зависимости от того, было ли лицо в конечном итоге признано виновным в совершении правонарушения или нет. На практике это может повлечь ограничение прав невиновного лица в той или иной мере. К примеру, распространены случаи, когда работодатель требует от кандидата на работу справку об отсутствии судимости. Наличие сведений об уголовном преследовании в большинстве случаев влечет отказ в приеме на работу. Работодателю проще отказаться от сомнительного кандидата, нежели разбираться в тонкостях его дела. В этом контексте решение суда можно расценивать как прецедент, имеющий негативные последствия для многих граждан, попадавших в поле зрения правоохранительных органов», – заявил Воловиков. А советник АБ «Казаков и партнеры» Василий Фотинский рассказал, что ВС и раньше рассматривал аналогичные дела (например, № АПЛ 14-583). «Формирование и ведение банков данных о гражданах предполагает в том числе и обработку информации вопреки воле заявителя, по запросам государственных и муниципальных органов. Информация о погашенной, снятой судимости или о привлечении к уголовной ответственности предоставляется для применения запретов и ограничений на определенные сферы деятельности. Таким образом, нарушается конституционный принцип справедливости и недопустимости ответственности дважды за одно и тоже деяние», – уверен Фотинский.
Как убрать сведения о судимости из базы МВД, если она погашена? ИЦ / ГИАЦ МВД
Людей, которые в прошлом имели судимость, а в настоящем испытывают проблемы с поиском хорошей работы волнует злободневный вопрос — как убрать сведения о судимости из базы МВД, если она погашена? На юридических форумах, в социальных сетях и в различных блогах сломано много копий на эту тему. В интернете полно сомнительных предложений удалить сведения о судимости из базы данных МВД за ту или иную денежную сумму. Одни юристы заявляют, что способны законно убрать сведения о человеке из картотеки судимости, другие заявляют, что могут убрать даже непогашенную судимость из ГИАЦ МВД по суду. Сейчас мы вместе разберемся где истина и существует ли реальная возможность стереть сведения о привлечении к уголовной ответственности из оперативно-справочного учета информационных центров и Главного информационно-аналитический центра МВД России.
Первое, что вы должны знать — никто не может гарантированно убрать сведения о судимости из базы МВД, даже если она погашена, информация о привлечении к уголовной ответственности человека будет храниться до его 80-летия! Данный норматив установлен п. 15.2 Приказа МВД России от 09.07.2007 г. N 612ДСП, согласно которому в пофамильных картотеках учетные карточки хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Судебная практика по искам об удалении данных о судимости из ИЦ / ГИАЦ
Вот несколько цитат из судебной практики последних лет в отношении жалоб на хранение и обработку персональных данных и требований истцов удалить из информационных массивов МВД России информацию о наличии судимости и фактов уголовного преследования:
Определение № 33А-1145/2016 от 11 февраля 2016 г. по делу № 33А-1145/2016
Пункт 15 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергнутых уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, предусматривает хранение информации на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-ти летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости. Учитывая, что административный истец не достиг 80-ти летнего возраста, у Управления отсутствуют правовые основания для уничтожения из банка данных Информационного центра сведений о судимости.
М-1318/2017 М-1318/2017 от 11 мая 2017 г. по делу № 2-1619/2017
Ответом ГУ МВД России от 27.03.2017г. № ФИО13 разъяснено, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России, информация на лиц, уголовные дела, в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, подлежат хранению в оперативно-справочных учетах до достижения лицом 80-летнего возраста.
М-359/2017 М-359/2017 от 4 июля 2017 г. по делу № 2А-271/2017
В соответствии с Наставлением по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №дсп/ 19дсп/ 73дсп/ 1адсп/ 113дсп/ 108дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ 63дсп/ 14/95дсп (согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации) установлены сроки хранения учетных документов. Сведения на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Что в итоге, о чем говорят эти судебные решения и определения?
- Данные о судимости хранятся до достижения осужденным 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
- Данные о судимости в ГИАЦ через суд убрать невозможно, даже если судимость погашена или снята.
Вы конечно можете найти адвоката, который пообещает вам удалить данные о вашей судимости из ИЦ и ГИАЦ МВД, и возьмет с вас за эти услуги определенную сумму денежных средств, но вы практически гарантированно потеряете время и деньги, а информация о судимости из базы не исчезнет пока вам не исполнится 80 лет.
Через сколько после судимости можно убрать сведения из ИЦ / ГИАЦ МВД?
Ответ на этот вопрос зависит исключительно от арифметики, берёте возраст в 80 лет, возраст, в котором судимость была снята, либо погашена и вычитаете из 80 лет, это и будет тот срок, через который сведения о судимости можно будет убрать из ИЦ / ГИАЦ МВД на законных основаниях.
Законные способы удаления информации о судимости из базы данных МВД
Единственные варианты когда возможно удаление сведений о судимости из базы данных ИЦ / ГИАЦ МВД России по действующему законодательству:
- Ошибочно были занесены данные о судимости в ИЦ / ГИАЦ МВД — удаляется через суд.
- Дело было прекращено мировым соглашением — информация удаляется через суд.
- Человеку исполнилось 80 лет (если к этому моменту судимость снята или погашена).
Таким образом вы не можете получить справку об отсутствии судимости! Вам никто не выдаст такую справку до тех пор, пока сведения о вашей судимости находятся в базе данных МВД. При обращении за таким документом вам будет выдана справка установленной формы «о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», в которой будут отражены сведения о всех ваших судимостях (снятых и погашенных).
Обратите внимание, что когда вы устраиваетесь на работу согласно ст. 65 ТК РФ, работодатель при заключении с вами трудового договора может потребовать от вас справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, или иным федеральным «законом» не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Сведения о привлечении к уголовной ответственности
О порядке хранения информации о привлечении к уголовной ответственности и сроках ее удаления из базы данных Информационного центра для ряда категорий граждан
Разъясняет начальник организационно-методического отдела управления правовой статистики Денис Витальевич Поникаров
В органы прокуратуры Челябинской области систематически поступают обращения граждан с просьбами о признании незаконными действий сотрудников ГУ МВД России по Челябинской области по сбору, обработке, хранению и предоставлению информации о привлечении к уголовной ответственности, обязании исключить сведения о судимости, в том числе погашенной, либо о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) из базы данных Информационного центра.
Свои доводы заявители мотивируют тем, что в соответствии с требованиями УК РФ лицо, совершившее преступление, но освобожденное от наказания по различным основаниям, либо с погашенной судимостью является не судимым, однако, сведения о привлечении к уголовной ответственности из базы данных ИЦ не удаляются. Указанное влечет для них и их близких неблагоприятные последствия, нарушают права на тайну частной жизни, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в том числе выбор сферы деятельности и места работы.
В связи с распространенностью данной проблемы имеется необходимость проинформировать о порядке хранения информации о привлечении к уголовной ответственности и сроках ее удаления из базы данных Информационного центра для ряда категорий граждан.
Так, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1-6 хранятся:
а) на приговоренных к пожизненному заключению; на приговоренных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;
б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по не реабилитирующим основаниям (за исключением уголовных дел частного обвинения, прекращенным в связи с примирением), – до достижения ими 80-летнего возраста;
в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, — 15 лет со дня назначения данной меры.
Из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления; на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по реабилитирующим основаниям, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда.
Таким образом, хранение в базе данных ИЦ сведений о привлечении граждан к уголовной ответственности в течение вышеуказанного срока в перечисленных случаях соответствует требованиям действующего законодательства.
Использование материалов, размещаемых на официальном веб-сайте Прокуратуры Челябинской области, в других средствах массовой информации, электронных и печатных изданиях возможно при условии обязательной ссылки на «официальный веб-сайт Прокуратуры Челябинской области.
Заявление (ОБРАЗЕЦ) о привлечении к ответственности по ст.137 УК РФ — распространение ложной информации и нарушение непкрикосновенности частой жизни
Последнее время участились случаи обращений в нашу адвокатскую контору потерпевших, в отношении которых в социальных сетях размещается порочащая их честь и достоинство информация. Иногда бывают размещены фотографии с оскарбительными надписями и другими унижающими достоинство изоборажениями. Иногда бывает так, что в социальные сети выложены не только фотографии, но и видео.
Что делать если Вы попали в такую неприятную ситуацию. Обращение к администрации сайта (в службу поддрежки) с жалобой может дать свои результате, однако обидчик останется безнаказанным.
Данные действтия подпадают под статью 137 УК РФ или статью 128.1 Уголовного кодекса РФ. Их расселедование подведомственно следственному комитету, а не полиции, и не прокуратуре. Итак для защиты своих прав нужно написать заявление по нижепредствленному образцу и подать его именно в следственный комитет по месту вашего жительства. Прокуратура и отдел полиции не расследует подобные преступления.
Так же хочется заметить, что если вы реально хотите привлечь виновного к ответственности, то необходимо заранее позаботиться о доказательствах: сделать скриншоты страниц, а лучше обратиться к нотариусу за составлением протокола осмотра страницы интернета. Последний осмотрит страницы сделает скриншот и выдаст Вам протокол, которые может быть потом приобщен к материалам проверки (процедура не дешевая и будет стоить около 5 000 рублей). Все это нужно сделать на случай если виновник решит удалить информацию до того, как эту информацию увидит и запротоколирует следователь.
Заявление можно подать в следственный комитет как почтой, так и лично на приеме.
После подачи заявления, решение правоохранительными органами должно быть принято в течение одного месяца со дня обращения.
Если по истечение месяца вы получили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, Вы вправе обжаловать его в прокуратуру или суд.
В Следственный отдел СУ Следственного комитета РФ по Кемеровской области в Центральном районе г.Новокузнецк.
ЗАЯВИТЕЛЬ: Павлюк Маргарита Вячеславовна, г.Новокузнецк, пр.Марковцева, д.543, кв.6.
Паспорт: 31 01 949323, выдан, Отделом УФМС в Ленинском районе городе Кемерово
о привлечении к уголовной ответственности
Я, Павлюк Маргарита Вячеславовна, желаю сообщить о совершенном в отношении меня преступлении предусмотренном ст. 137 УК РФ, в соответствии с которой собирание или размещение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо их распространение в публичном выступлении или средствах массовой информации является незаконным.
В 1 апреля 2018 года мой знакомый Кирпичников Витор Юрьевич, выставил мои обнаженные фотографии в глобальной сети «Интернет» на публичное обозрение для доступа неограниченному кругу лиц. Помимо этого он указывал для публичного обозрения информацию об мне порочащую мою честь и достоинство. Данная информация была распространена в социальных сообществах интернет:
«Невконтакте», «Многоклассники», «Чириттер», в которых им были созданы специальные группы, в которых начались и продолжаются до настоящего времени, обсуждения моих фотографий. В переписке с неустановленными лицами он писал оскорбительные фразы в отношении, меня которые унижают мою честь и достоинство. Я вынуждена оправдываться перед своими коллегами по работе и отвечать на вопросы друзей, кто это такой. а правда ли это. и т.д.
При этом согласия на выгрузку фотографий я не давала.
В соответствии со ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное распространение информации о частной жизни лица, составляющих его личную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в средствах массовой информации является уголовно наказуемым деянием.
Данные фотографии носили личный характер, и я не давала своего согласия на их размещение в социальных сообществах.
Размещение данных фотографий в социальных сообществах нарушают мое право на неприкосновенность частной жизни, порочит мою честь и достоинство.
В качестве доказательств мною могут быть представлены:
Скриншоты со страниц социальных сетей
Кроме этого, он распространил ложные сведения порочащие мою честь и достоинство, что является уголовно-наказуемым деянием в соответствии со ст. 128.1 УК РФ.
Таким образом, действия Карпова В.В. оказали негативное влияние на мою жизнь. Была опорочена моя честь и достоинство.
На основании изложенного ПРОШУ:
Провести проверку по вышеуказанным фактам и в случае их подтверждения возбудить уголовное дело по ст.137 УК РФ, 128.1. УК РФ
Сведения о Кирпичникове Ю.В.
Место жительства: г.Прокопьевс, ул.Ленина, 389 кв.678
Копии скриншотов с сайтов
Об ответственности за заведомо ложный донос предупреждена_____________________________