Смертная казнь по конституции рф - Юридическая помощь advocattynyanaya.ru
e082649d
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смертная казнь по конституции рф

Смертная казнь: от СССР до современной России

Советский Cоюз

Первый в Советской России смертный приговор был оглашен 21 июня 1918 года в отношении начальника Морских сил Балтийского моря Алексея Щастного. Ему предъявили обвинение «в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой во флоте, неисполнении приказов советской власти и планомерной дискредитации ее в глазах матросов». Члены трибунала после пятичасового совещания признали доказанным, что Щастный «сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного, государственного переворота» (см. «Первый в Советской России смертный приговор»). И в СССР, и в России смертная казнь приводилась в исполнение путем расстрела в следственных изоляторах и тюрьмах – что и произошло с Щастным (см. «Камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов»).

С 1920 по 1950 год к высшей мере наказания приговаривали за самые разные преступления: заключение убыточных договоров, вынесение неправосудного приговора, незаконное задержание, получение взятки, бесхозяйственное использование рабочей силы в военное время, неисполнение обязательств по договору, хищение из государственных складов. Согласно УК РСФСР 1922 года, нельзя было расстреливать детей до 18 лет и беременных женщин (см. «Последняя пуля для женщины по приговору суда СССР»). При этом смертная казнь применялась даже во внесудебном порядке.

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году был взят курс на либерализацию и гуманизацию общественной жизни. В 1960 году вступил в силу УК РСФСР, согласно которому смертную казнь могли назначить за мародерство, посягательство на жизнь народного дружинника, добровольную сдачу в плен, измену Родине, получение взятки должностным лицом в особо крупном размере, нарушение правил о валютных операциях в крупных размерах и другие преступления. Спустя два года была восстановлена смертная казнь за изнасилование, взяточничество и ряд экономических преступлений. Глава государства мог принять решение о помиловании, но делал это довольно редко. В случае помилования расстрел заменялся лишением свободы на 25 лет либо пожизненным заключением.

С конца 1980-х количество смертных приговоров начало сокращаться. А Конституция РФ 1993 года и вовсе установила: «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В итоге в 1993 году было вынесено 157 смертных приговоров, в 1994 году – 160, в 1995 году – 141.

28 февраля 1996 года Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отменяющую смертную казнь, – что в дальнейшем и было сделано. Президент РФ Борис Ельцин 16 мая 1996 года издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». В московской «Бутырке» 2 августа 1996 года был казнен Сергей Головкин, обвиняемый почти в 40 изнасилованиях и убийствах мальчиков на территории Московской области – по некоторым данным, он и «закрыл» российский расстрельный список (см. «Последняя смертная казнь в Бутырке. За что расстреляли Головкина»).

16 апреля 1997 года РФ подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен; государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но так и не сделала этого.

Формально документ для РФ не вступил в силу, но по международным правилам после подписания договора страна должна вести себя как в случае его ратификации – поэтому на смертную казнь в России с 16 апреля 1997 года наложен мораторий.

В феврале 1999 года Конституционный суд принял постановление № 3-П, которым запретил применять смертную казнь до появления на всей территории России судов с участием присяжных заседателей. Произойти это должно было 1 января 2010 года, когда присяжные будут сформированы в Чеченской Республике.

Мораторий (лат. moratorium – «замедляющий») – отсрочка исполнения договорных обязательств или воздержание от их исполнения.

Таким образом, 1 января 2010 года должен был истечь срок введенного моратория, но, несмотря на появление в Чечне суда присяжных, КС вынес определение № 1344-О-Р, которым заключил: «В течение 10 лет в РФ действует комплексный мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период» (см. «Конституционный суд о запрете применения смертной казни в России»).

Современная Россия

Несмотря на запрет применения высшей меры наказания, норма о ней до сих пор содержится в УК. Согласно кодексу, преступника можно расстрелять за убийство с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК), геноцид (ст. 357 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК). В УК прописано: эта мера наказания является исключительной и не может быть назначена совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 60 лет. Порядок исполнения смертной казни установлен гл. 23 УИК. Нормы о смертной казни будут исключены из действующего законодательства (или установлены за действия, совершённые во время войны либо при неизбежной угрозе войной) в случае ратификации протокола № 6.

Несмотря на однозначную позицию КС – в России смертная казнь не применяется – споры о ней не утихают и по сей день. Президент Владимир Путин во время «Прямой линии» в 2013 году сказал, что сомневается в эффективности этой меры. «Рука сама тянется к авторучке, чтобы подписать какие-то документы на возвращение смертной казни, просить об этом депутатов, но надо поговорить со специалистами, с криминологами. Я понимаю возмущение граждан и желание наказать преступников. Вопрос в эффективности», – сообщил Путин. При этом он напомнил о существовании пожизненного тюремного заключения и заверил, что «условия содержания там не санаторно-курортные». В том же году глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что не имеет ничего против возвращения высшей меры наказания: «Боюсь навлечь на себя гнев противников смертной казни, но если не как министр, а как простой гражданин, я не видел бы ничего предосудительного в таком наказании».

В мае 2015 года Госдума выступила против возврата смертной казни в качестве наказания для террористов. При этом в конце 2015 года председатель СКР Александр Бастрыкин заявил: «Я лично выступаю за смертную казнь, прежде всего как человек». По его мнению, тем, кто совершает тяжкие преступления, не место на земле (см. «Бастрыкин высказался за отмену моратория на смертную казнь»).

В январе 2017 года глава думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников предложил убрать из УК все упоминания о смертной казни. Он считает, что фактически такого вида наказания в РФ уже нет, поскольку оно не только не применяется, но и не может выноситься судом (см. «Крашенинников предложил убрать смертную казнь из Уголовного кодекса»). В мае 2017 года председатель КС Валерий Зорькин заявил на VII Петербургском международном юрфоруме: «В России сложился конституционно-правовой режим на протяжении длительного времени, в результате которого граждане получили право не быть приговоренными к смертной казни».

Летом 2017 года глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев предложил выносить смертные приговоры террористам, но с отсрочкой до тех пор, пока в Европе не снимут на них запрет. «Мы идем к гуманизации, но я бы хотел, чтобы в случаях, когда речь идет об особо тяжких преступлениях, когда страдает огромное количество людей, когда погибают люди от взрывов, от терактов, все-таки прописывали в приговоре, что нужно применять именно эту меру наказания, но отсрочить исполнение до того, как появится всеобщее осознание, что эту меру надо применять», – сказал он (см. «В Думе предложили применять к террористам смертную казнь с отсрочкой»).

В этом году дискуссия об отмене моратория на смертную казнь развернулась после убийства девятилетней девочки в Саратове. Трагедия стала поводом для опроса жителей страны, который инициировала нижняя палата парламента. Около 80% респондентов выступили за возвращение смертной казни для убийц детей и педофилов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что такой вопрос в Кремле не обсуждается.

Все эксперты Право.ru отрицательно отнеслись к идее восстановления смертной казни в России. «Во-первых, полагаю, ни один человек, даже совершивший самые страшные преступления, подобного наказания не заслуживает. Во-вторых, в России большие проблемы с правоприменением, и далеко не всегда наказание назначается тому, кто реально совершил преступление. В случае применения смертной казни исправить ошибку уже не возможно», – говорит старший партнер АБ Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг группа Уголовное право 49 место По выручке Профайл компании × Андрей Гривцов. По его мнению, нужно наоборот исключить такое наказание из Уголовного кодекса: «Это было бы хорошим шагом, свидетельствующим о либеральном направлении законодательной мысли». «Судебная система в глубоком кризисе, и при таких условиях введение смертной казни привело бы к непоправимым ошибкам», – считает адвокат, партнер Capital Legal Services Capital Legal Services Федеральный рейтинг группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Управление частным капиталом группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность Профайл компании × Ирина Оникиенко. «Рассмотрение смертной казни как способа возмездия приведет к возрождению принципа талиона. Государство не должно лишать кого-либо жизни, это очень плохой message обществу, который говорит, что само насильственное лишение жизни человека возможно», – уверен вице-президент Адвокатской палаты Ленинградской области, член Комиссии ФПА по этике и стандартам, председатель КА «Первая адвокатская контора» Денис Лактионов.

Читать еще:  Сумма с которой начинается уголовная ответственность

Адвокат МКА Князев и партнеры Князев и партнеры Федеральный рейтинг группа Уголовное право × Рустам Жане предложил углубиться в статистику различных исследований, начало которых было положено еще в XIX веке А.Ф. Кистяковским. «Например, исследование Роджера Худа по заказу ООН 1988 года, дополненное в 2002 году, статистическими данными доказывает: смертная казнь не влияет на снижение числа убийств в большей степени, чем пожизненное наказание. Более того, в XX веке криминологическая наука в мире накопила немалое количество эмпирических данных, свидетельствующих об отсутствии эффективности смертной казни. Например, по статистике только 5-8% убийств являются заранее спланированными», – рассказал Жане. Согласно докладам ООН, в странах, где разрешена смертная казнь, чаще случаются преступления, за которые она полагается. «Исторический опыт показал, что наличие такого наказания как смертная казнь не влияет на уровень преступности. А «теория устрашения» и «теория ужесточения» содержат исследовательские ошибки», – подтвердил Лактионов. Он напомнил: отказ от моратория приведет к исключению из Совета Европы и лишит наших граждан возможности обращаться в Европейский суд по правам человека. При этом Россия является лидером по количеству жалоб и решений, вынесенных этим судом (см. «ЕСПЧ подвел итоги 2018 года. Россия – лидер по числу жалоб и нарушений»).

Если предположить, что восстановление смертной казни неизбежно, эксперты предлагают применять ее только при условии рассмотрения дел судом присяжных. «Это может быть хоть какой-то гарантией объективности. Суды присяжных прекрасно зарекомендовали себя в России», – говорит Оникиенко.

Поправки в Конституцию Российской Федерации – повлияют ли они на институт смертной казни в России?

Краткое содержание:

Многие из вас наверняка слышали о том, что в России в настоящее время не могут назначить такой вид наказания, как смертная казнь. Но если вы откроете статью 59 Уголовного кодекса РФ, вы удивитесь. Оказывается, такой вид наказания есть, и его никто не отменял.

Как же так, спросите вы, ведь смертная казнь не применяется уже давно? И даже маньякам назначается наказание в виде пожизненного заключения.

Все дело в том, что Россией подписан, но не ратифицирован Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни.

Положения международной конвенции становятся для России обязательными с момента подписания Россией Конвенции. Однако полностью конвенция вступает в силу с момента ратификации путем принятия федерального закона.

То есть период с момента подписания до момента ратификации является переходным периодом, в течение которого Россия должна подготовиться к ратификации, то есть привести внутреннее законодательство в соответствие с международным, а также обеспечить исполнение требований Конвенции.

16 мая 1996 года Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

В 1997 году Россия подписала указанный выше Протокол № 6 об отмене смертной казни.

Конституционный суд РФ, в свою очередь, подкрепил данные позиции своим Постановлением от 02.02.1999 года № 3-П, в котором указал, что смертная казнь не может применяться до введения во всех субъектах РФ суда присяжных, и Определением от 19.11.2009 года № 1344-О-Р, согласно которому введение суда присяжных на всей территории РФ не означает возможность применения смертной казни, поскольку за 10 лет в России сложилась устойчивая правовая практика не применения смертной казни как вида наказания.

Однако в Уголовном кодексе РФ такой вид наказания как смертная казнь предусматривается. То есть законодательство РФ до сих пор не приведено в соответствие с международным, Протокол № 6 не ратифицирован, а изменения в УК РФ не внесены.

Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает верховенство международных договоров Российской Федерации над законами РФ, в случае возникновения между ними противоречий.

Таким образом, можно сделать вывод, Протокол №6 относительно отмены смертной казни имеет большую юридическую силу, чем Уголовный кодекс РФ.

Но это только пока.

Сейчас идет активное обсуждение пакета поправок в Конституцию РФ, предложенных Президентом РФ. Одной из поправок является установление приоритета Конституции РФ над нормами международного права – в том случае, если эти нормы противоречат Конституции нашего государства.

Означает ли это, что «мертвые» нормы Уголовного кодекса РФ о назначении наказания в виде смертной казни начнут действовать и применяться на практике?

Часть 2 статьи 20 Конституции РФ в действующей редакции гласит: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Получается, что Конституция РФ допускает применение смертной казни в случае рассмотрения уголовного дела судом присяжных.

Споры о необходимости введения смертной казни в России не утихают много лет. Сторонниками смертной казни, как правило, являются люди, которые не подвергались уголовному преследованию и не имеют представления об особенностях российской правоохранительной системы.

Они убеждены, что есть преступления, за которые виновного необходимо лишать жизни.

В число противников входят многие практикующие юристы, особенно адвокаты, которые осуществляют защиту по уголовным делам и постоянно сталкиваются с нарушениями закона со стороны следователей, прокуроров и судей.

Профессиональные защитники считают, что в нынешних реалиях высока вероятность применения смертной казни в отношении невиновных. Если осужденный будет приговорен к длительному или пожизненному сроку лишения свободы, у него всегда остается шанс эту свободу вернуть.

В судебной практике существует много примеров, когда человека признавали невиновным спустя долгие годы заключения. В случае применения смертной казни восстановить права лица, незаконно осужденного, уже не получится.

Любое наказание должно соответствовать степени тяжести содеянного и должно вести к исправлению виновных. Наказание в виде смертной казни такими свойствами не обладает.

По сути, смертная казнь представляет собой такое же убийство, только разрешенное государством. А реальность такова, что жестокость всегда будет порождать жестокость.

Раньше казни носили публичный характер и осуществлялись как некое зрелищное изощренное представление. Обыватели приходили «полюбоваться» на это действо, чтобы удовлетворить свое любопытство.

К сожалению, с тех пор наше общество мало изменилось и не стало более культурным. Согласно докладам Организации объединенных наций в странах, где разрешена смертная казнь, преступления, за совершение которых она назначается, случаются чаще.

А вы что думаете по поводу возможности возвращения смертной казни в нашей стране, и как вы к ней относитесь?

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Статья 59. Смертная казнь

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Комментарий к Ст. 59 УК РФ

1. Смертная казнь в законе определена как исключительная мера наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Действующее уголовное законодательство предусматривает смертную казнь по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) и геноцид (ст. 357 УК).

3. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции смертная казнь является временной мерой наказания и применяется впредь до полной ее отмены.

Российской Федерацией в соответствующих правовых формах выражено согласие с международно-правовыми актами, направленными на отмену смертной казни в мирное время: в частности, подписав 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация обязана, как того требует ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. , воздерживаться от действий, которые лишили бы данный Протокол его объекта и цели, до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать его участником. Между тем до настоящего времени Российская Федерация не ратифицировала Протокол N 6, но и не выразила своего намерения не стать его участником.
———————————
Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Согласно Постановлению КС РФ от 02.02.1999 N 3-П до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральным законом от 27.12.2006 N 241-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Вводного закона в части определения времени введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, которыми введение данной формы уголовного судопроизводства в Чеченской Республике было отложено до 1 января 2010 г. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей введены на всей территории РФ.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 4.

Читать еще:  Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против жизни

Вместе с тем правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р, рассматривает Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с вышеуказанным Постановлением от 02.02.1999 N 3-П в качестве оснований недопустимости применения наказания в виде смертной казни, предусмотренного уголовным законодательством.

Постановление от 02.02.1999 N 3-П действует в течение достаточно большого срока и, кроме того, имеет распространение во времени и по кругу лиц, аналогичное нормативным предписаниям, КС РФ при разъяснении данного Постановления исходил из его взаимосвязи с другими правовыми актами, в том числе с действующими в сфере международного права прав человека нормами о неприменении смертной казни как вида наказания и международными договорами РФ, а также из динамики регулирования соответствующих правоотношений и тенденций в мировом сообществе, частью которого осознает себя Российская Федерация.

В Российской Федерации в результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни, сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этой санкции.

3. Федеральным законом от 17.12.2009 N 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 59 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» комментируемая статья дополнена ч. 2.1, согласно которой смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена, либо неприменение смертной казни является условием выдачи, либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям. Данное требование корреспондирует положениям Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. (Конвенция вступила в силу для России 9 марта 2000 г.), согласно ст. 11 которой, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6161.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Пути решения проблемы наказания в виде смертной казни в России

Дата публикации: 13.01.2023 2020-01-13

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Веселов А. Е. Пути решения проблемы наказания в виде смертной казни в России // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/archive/292/66236/ (дата обращения: 13.02.2023).

В рамках настоящей статьи исследована проблема применения наказания в виде смертной казни в России и предложены пути ее решения.

Ключевые слова: смертная казнь, мораторий на смертную казнь, судебная ошибка, суд присяжных заседателей, Конституция РФ, Конституционное Собрание.

Изначально Конституция современной России [1], принятой всенародным голосованием 12.12.1993, в своей части 2 статьи 20 закрепила возможность применения смертной казни (до ее отмены) при определенных условиях, а именно при ее установлении федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни и при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Таким образом, признавая за федеральным законодателем дискреционные полномочия окончательного отказа от применения смертной казни, Конституция РФ, однако, предусматривает и дозволение на ее применение при соблюдении определенных условий.

В настоящее время сложилась такая ситуация, что основу недопущения применения смертной казни в России ставится не обязанность России ратифицировать Протокол № 6 [2], не демократические ценности и гуманистические идеи, проповедуемые ею, а лишь сомнительное [5, с. 11] формальное ее членство в Совете Европы. Эта позиция лишний раз свидетельствует о реальности опасений по поводу возврата к применению смертной казни в Российской Федерации, поскольку это непозволительно лишь в силу членства в Совете Европы, выход из которого с учетом известных последних событий не так уж и иллюзорен.

На наш взгляд, с представленными тезисами и аргументами можно согласиться частично. Нельзя однозначно утверждать, что в России отсутствие фактического применения и исполнения в настоящее время смертной казни связано только с членством в Совете Европы. Да, в 1997 г. мораторий был наложен именно из-за вступления в Совет Европы, но с тех пор многое изменилось, значительно изменилась вся правовая система России. Смертная казнь не исключается из видов наказаний, предусмотренных УК РФ [3], но возможность значительных изменений ее применения или полной отмены в случае выхода России из Совета Европы, также вероятна, как и возврат полноценного применения и исполнения смертной казни.

По мнению автора настоящей статьи, решение проблемы применения наказания в виде смертной казни в России должно приниматься на общегосударственном уровне, однако, по нашему мнению, в настоящее время необходимость в однозначном принятии решения, применять смертную казнь или нет, стоит достаточно остро.

При любом из принятых решений, действующее законодательство России требует серьезных корректировок. В том случае, если будет принято решение о сохранении смертной казни в виде наказания и ее применение, необходимо существенное совершенствование уголовно-процессуального законодательства в России. Вызвано это тем, что самым весомым аргументом против смертной казни является наличие судебных ошибок, которые в случае смертного приговора необратимы.

По большей части против смертной казни выступают те, кто переживает за то, что суд может допустить ошибку и казнить невиновного. Согласно мировой практике, такие опасения имеют право на жизнь; можно привести массу случаев, когда казнь была осуществлена в отношении лиц, которые впоследствии были признаны невиновными. Судебная ошибка является ужасным, но вполне закономерным явлением. Человек всегда совершал, совершает и будет совершать ошибки, вне зависимости от сферы деятельности.

Установление ошибочности квалификации, как правило, влечет за собой необходимость изменения квалификации. Переквалификация преступного деяния может повлечь различные последствия. В случае же смертной казни самое негативное последствие — это исполнение приговора в отношении невинного лица.

В наиболее правильном смысле судебная ошибка в делах о смертной казни представляет собой акт правосудия, которым осуждается к смертной казни лицо, не являющееся субъектом того преступления, за которое и назначается смертная казнь (хотя, возможно, и виновный в других преступлениях), при условии отсутствия вины органов предварительного следствия и самого суда. Нельзя считать судебной ошибкой осуждение, наступившее в результате преступной деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование и (или) правосудие. По сути дела, здесь речь будет идти об убийстве, орудием которого выступает система реализации уголовной ответственности, и лица, виновные в фабрикации дел, фальсификации доказательств, вынесении заведомо неправосудных приговоров и т. д. подлежат такой же ответственности, как убийцы.

Только при сведении к минимуму судебных ошибок возможно реальное применение смертной казни в России. По мнению автора настоящей статьи это вполне реально. Это возможно, если информацию предоставит непосредственно человек, который принял психотропно-фармакологические препараты, положительно влияющие на самоконтроль. Такие препараты могут использоваться без каких-либо пагубных последствий для здоровья.

Однако, из-за этого определенным образом нарушаются человеческие права. Но если сравнивать два нарушения: допрос человека под наркозом и казнь невиновного, то лучше выбрать первый вариант. Для каждого приговоренного к смерти должна быть проведена подобная процедура допроса; полученные результаты будут выступать в качестве доказательств либо его виновности, либо невиновности, то есть это так или иначе обезопасит невиновного от смертной казни. Кроме того, при аресте у каждого человека, являющегося невиновным, должно быть право на обращение с требованием проведения допроса с помощью такого препарата. В некоторых случаях может быть поставлен вопрос о том, чтобы к уголовной ответственности привлекались лица, которые незаконно арестовали и использовали незаконные методы ведения следствия. Приговоренные по ошибке к смертной казни могут пройти проверку на полиграфе, с них может быть снята информация посредством гипноза и т. д.

Тем не менее, если давать однозначный ответ на вопрос, отменить ли окончательно смертную казнь в России или сохранить, автор настоящей статьи считает, что необходимо ее отменить. Обусловлено это следующими существенными основаниями:

– смертная казнь — необратима. Как бы ни совершенствовалось российское процессуальное законодательство, вероятность судебной ошибки будет существовать всегда. И даже то условие, что смертная казнь может быть назначена судом с участием присяжных заседателей, не исключает возможность судебной ошибки, так как присяжные и суд опираются на факты и доказательства, полученные во время следствия, которые могут оказаться ошибочными, недостоверными, добытыми с нарушением процессуальных норм и т. п.;

Читать еще:  Субъектами ответственности за экологические правонарушения являются

– казнить человека — негуманно. Каждый имеет право на жизнь, так прописано в Конституции РФ, это является основополагающим принципом Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Ясно, что лицо, совершившее особо тяжкое преступление, само поступило не гуманно, но в современном цивилизованном обществе принцип «око за око» не может быть применим;

– смертная казнь не является сдерживающим, устрашающим фактором и не ведет к исправлению. Особо тяжкие преступления, как правило, совершают лица, которые не задумываются о последствиях совершаемого ими деяния, поэтому смертная казнь для них никак не может являться сдерживающим фактором. Смертная казнь, по сути, преследует только одну цель — максимально наказать особо опасного преступника, восстановить социальную справедливость, но никак не достигает две другие цели наказания: исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Исходя из этого, автор настоящей статьи считает необходимым полностью отменить смертную казнь в России. Для этого, в первую очередь необходимо изменить Конституцию РФ, исключив из нее ч. 2 ст. 20. Исходя из положений главы 9 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (статья 134).

При этом, положения главы 2, в которой содержится статья 20, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Предложения о пересмотре осуществляется только Конституционным собранием, которое может быть созвано только при том условии, что предложение о пересмотре Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таким образом, отмена смертной казни в России на уровне Конституции возможно только при принятии новой Конституции путем всенародного голосования. Учитывая те тенденции, что процент населения России, выступающего за полную отмену смертной казни, постепенно растет, принятие новой Конституции без возможности применения смертной казни достаточно реально.

Помимо этого, необходимо внести поправки в УК РФ о признании утратившей силу статьи 59, а также п. «н» статьи 44 УК РФ. Это можно сделать путем обращения в Конституционный Суд Российской Федерации о несоответствии статьи 59 УК РФ Конституции РФ. В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [4] правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Так же, суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Таким образом, в рамках конкретного дела, любой гражданин, объединение граждан, либо суд может обратиться в КС РФ о рассмотрении им статьи 59 УК РФ на соответствие Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев данное обращение, выносит решение либо о несоответствии, либо соответствии. Если принято решение о несоответствии, то Федеральное собрание РФ должно внести необходимые поправки в УК РФ (статья 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

После того, как статья 59 УК РФ и «н» статьи 44 УК РФ будут отменены, необходимо исключить все упоминания о смертной казни из других статей УК РФ и других нормативно-правовых актах, в которых они содержаться.

Автор настоящей статьи считает, что альтернативой смертной казни является пожизненное лишение свободы, которое и применяется в настоящее время за те преступления, за которые могла бы быть назначена смертная казнь в силу действующего моратория.

Таким образом, отвечая вопрос, нужна ли смертная казнь в качестве вида наказания или нет, на наш взгляд — нет. И дело, конечно же, не в участии России в Совете Европы, а в гуманности и праве каждого на жизнь.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS № 114) (Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983) (с изм. и доп. от 11.05.1994) // Российская газета. — 1995. — 5 апреля.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.
  5. Сауляк О. П. Обязана ли Россия отменить смертную казнь: конституционные и международно-правовые аспекты проблемы // Мировой судья. — 2010. — № 5. — С. 11–13.

Смертная казнь по конституции рф

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Право на жизнь — право человека, предполагающее запрет произвольного лишения жизни. Это право, являющееся основным правом, провозглашено статьей 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., статей 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., статьей 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Право на жизнь является условием и предпосылкой пользования всеми иными, в том числе основными правами.

Право на жизнь является правом основным и неотчуждаемым, однако международные правовые акты, в частности Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает три случая лишения жизни, не являющиеся нарушением данной Конвенции: умышленное лишение жизни в результате применения силы для защиты любого лица от незаконного насилия, для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, и в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа (п. 2 ст. 2 Конвенции).

Для Республики Марий Эл включение права на жизнь в комплекс основных конституционных прав означает, что органы публичной власти обязаны обеспечивать реализацию этого права в повседневной жизни общества. Это выражается в организации и осуществлении работы по борьбе с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, наркотических средств. Важное значение имеют мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обсаживание, организация службы скорой помощи, предупреждение детской смертности, охрана труда, профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др.

2. Часть 2 статьи 20 Конституции провозглашает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Большинство государств уже отказалось от применения смертной казни в качестве наказания за совершенные преступления. По мнению их законодателя, смертная казнь, подобно физическим пыткам, представляет собой умышленное физическое насилие над лицом, лишенным свободы.

В настоящее время существует четыре международных акта, которые отменяют смертную казнь: Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Протокол к Американской конвенции о правах человека об отмене смертной казни, Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 59 Уголовного кодекса Российской Федерации указывает на то, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Однако при вступлении в Совет Европы (28 февраля 1996 г.) Российская Федерация подписала Протокол № 6 и взяла на себя обязательства по его исполнению.

При этом в Российской Федерации наказание в виде смертной казни длительное время не применялось по другому основанию. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П смертная казнь не могла применяться до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 № 1344-О-Р установило мораторий на применение смертной казни в России. В определении сказано, что в России сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни.

© Марийский государственный университет 2020

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector