Уголовная ответственность взяткодателя
Дача взятки – состав деяния, ответственность, исковая давность
Дача взятки должностному лицу – это преступление против государственной власти, под которым рассматривается передача денежных средств, вещей или оказание услуг одним лицом (взяткодателем) взамен на совершение определенных действий принимающей стороной (взяткополучателем).
Состав преступного деяния
Предмет преступления – материальные ценности, включая отечественную и иностранную валюту, ценные бумаги, недвижимость и др. Особым предметом выступает оказание услуг, предоставляемых взяткополучателю на безвозмездной основе или по заниженной стоимости (к примеру, оплата развлечений, оформление путевки в санаторий и др.).
Объект преступления – общественные отношения. В результате совершения противоправного деяния нарушаются правила, установленные законом, в интересах взяткодателя.
Объективная сторона деяния заключается в получении должностным лицом предмета взятки. Оно может принять его самостоятельно или с помощью посредников. В обмен должностное лицо может оказывать действия или проявлять бездействие в интересах взяткодателя, оказывать ему общее покровительство и др. Кстати, об уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве можно прочитать здесь https://lexconsult.online/7856-ugolovnaya-otvetstvennost-za-pomoshh-pri-dache-vzyatki
Субъектом преступления может выступать вменяемый гражданин старше 16 лет. Совершать противоправные действия могут другие должностные лица, управленческие работники и др. Перечисленные субъекты также могут исполнять роль посредников.
Субъективная сторона деяния выражена в форме прямого умысла – преступник целенаправленно совершает подкуп, чтобы получить привилегии, не имея на них оснований.
Мотивы и цели взятки могут быть различными, но они всегда имеют антисоциальную направленность. Подкупая должностное лицо, субъект стремится удовлетворить собственные интересы, решить определенные вопросы для своих близких и т.д.
Меры наказания
Ответственность за дачу взятки определяется ст. 291 УК РФ :
Состав преступления | Штраф (руб.) | Исправительные работы (в годах) | Принудительные работы (в годах) | Лишение свободы (в годах) |
---|---|---|---|---|
Дача взятки должностному лицу (в т.ч. с участием посредника) | До 500.000 | До 2-х | До 3-х лет | До 2-х лет. |
Общий состав, но в значительном размере | До 1.000.000 | От 1 до 2-х | – | До 5 лет |
Дача взятки для совершения взяткополучателем незаконных действий (бездействия) | 1.500.000 | – | – | До 8 лет |
Вышеуказанные деяния, если они выполнены:
| От 1.000.000 до 3.000.000 | – | – | От 7 до 12 |
Вышеуказанные деяния, выполненные в особо крупном размере | От 2.000.000 до 4.000.000 | – | – | От 8 до 15 лет |
Пример из практики
Дача взятки должному лицу при исполнении – уголовно-наказуемое деяние, по которому наработана внушительная судебная практика. Ярким примером стала ситуация, произошедшая недавно с мэром одного из городов Подмосковья. Ему была передана взятка в значительном размере $3.000.000 за предоставление в собственность земельного участка с целью дальнейшего возведения на нем магазина.
Недобросовестный предприниматель и мэр были задержаны сразу после передачи денежных средств. На данный момент взяткодатель отбывает наказание в колонии общего режима, где по приговору суда ему предстоит пребывать 8 лет.
Срок исковой давности
Исковая давность по даче взятки варьирует от 2-х до 15 лет (в зависимости от характера преступления – небольшой или средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие деяния). Срок давности ведется с момента совершения преступления, т.е. когда должностное лицо получило деньги или материальные ценности.
К сожалению, статистика по делам о даче взятки растет – в прошлом году выявлено около полумиллиона случаев. Статистика показывает, что каждый третий человек хотя бы раз в жизни совершал подкуп.
Постарайтесь оградить себя от возможной ответственности, ведь даже дача взятки сотруднику ГИБДД карается административным штрафом.
Взятка и подкуп
Взяточничество, или коррупция, – одна из наиболее острых российских проблем. Это весьма серьезное правонарушение, которое провоцирует злоупотребления со стороны чиновников и должностных лиц. Поэтому оно подразумевает серьезные меры наказания по нормам Уголовного законодательства.
Взятка: понятие
Уголовный кодекс определяет взятку как получение должностным лицом из числа служащих государственных и муниципальных органов денежного или иного вознаграждения за оказание определенных услуг, совершение действий или бездействие в адрес лица (взяткодателя), которое предоставило денежные средства, ценности или иные материальные блага.
Взятка может передаваться за покровительство, попустительство, оказание помощи в решении каких-либо задач, которые составляют компетенцию должностного лица, либо на решение которых он может повлиять.
Отличительными чертами взяточничества являются:
- наличие материальной выгоды получателя;
- одним из субъектов является должностное лицо;
- вознаграждение имеет целью совершение действий/бездействие взяткополучателя.
Правонарушением является как дача взятки, так и ее получение. Для того, чтобы предоставление денежных средств и ценностей стало составом преступления, оно может предполагать совершение следующих действий:
- решение производственных задач: содействие в возможности выиграть тендер, выделении премии лицу, заказ определенного товара в конкретной компании;
- помощь в продвижении по службе;
- пренебрежением фактом о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей;
- закрытие дела об уголовном или административном правонарушении;
- совершение прочих противоречащих общему порядку действий за вознаграждение.
Виды взяток
Можно выделить следующие разновидности взяток:
- С точки зрения поведения должностного лица: взятка за покровительство или попустительство, совершение юридически значимых действий, помощь в принятии решений и лоббирование интересов и пр.
- С точки зрения получателя взятки: должностному лицу, полицейскому при исполнении, преподавателю, врачу и пр.
- По способу передачи или получения: явная или скрытая (под скрытой взяткой может пониматься, например, перечисление денег через родственников и подставных лиц, оплата несуществующего товара, предоставление необоснованной скидки), личная передача взятки или через посредника, передача группой лиц или одним лицом.
- Взятка-подкуп, взятка-вознаграждение.
- По сумме взятке: крупный, особо крупный, значительный размер и пр.
Сумма взятки
Уголовный кодекс различает следующие виды взяток в зависимости от суммы:
- в значительном размере, т.е. свыше 25 тыс.р.;
- в крупном размере – более 150 тыс.р.;
- в особо крупном размере – свыше 1 млн.р.
Достаточно часто можно встретить утверждение, что есть установленная законом минимальная сумма, которая признается взяткой. На самом деле это не так. По существу, взяткой признается абсолютно любая сумма, переданная должностному лицу. В судебной практике встречались случаи, когда уголовное преследование прекращалось из-за небольшой взятки в 500-1000 р., но закон подобных норм не содержит.
Что касается материальных благ и ценностей, передаваемых должностному лицу, то в ст. 575 ГК РФ прописано, что размер дара не должен превышать 3000 р., чтобы он не был квалифицирован как взятка.
Ответственность за взятку
Ответственность за дачу взятки предусмотрена нормами Уголовного и Административного кодекса. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за дачу взятки в зависимости от масштаба правонарушения и тяжести деяния. Это может быть штраф, лишение свободы (с дополнительным наказанием в виде штрафа), запрет на занятие определенных должностей.
Ответственность за дачу взятки по нормам 219 статьи Уголовного кодекса содержится в следующей таблице.
Статья УК РФ | Простая взятка ч.1 ст.291 | Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 | Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 | Взятка в крупном размере или группой лиц ч.4 ст.291 | Взятка в особо крупном размере ч.5 ст.291 |
Штраф, определяется кратно к размеру взятки | 15х-30х | 20х-40х | 30х-60х | 60х-80х | 70х-90х |
Лишение свободы | До 2 лет | До 3 лет | До 8 лет | 5-10 лет | 7-12 лет |
Дополнительный штраф | До 15х | До 15х | До 30х | До 60х | До 70х |
Исправительные работы | До 2х лет | До 2х лет | __ | __ | __ |
Принудительные работы | До 3х лет | __ | __ | __ | __ |
Лишение права занятия определенной должности | __ | __ | __ | До 3х лет | __ |
Если у лица явно вымогают взятку, то ему следует заявить об этом в уполномоченную инстанцию: прокуратуру, полицию, следственный комитет или ФСБ.
За получение взятки также предусмотрена ответственность ее получателю.
Статья УК РФ | Простая взятка ч.1 ст.291 | Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 | Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 | Взятка получена лицом, находящемся на госдолжности ч.4 ст. 291 | Взятка в крупном размере или группой лиц ч.5 ст.291 | Взятка в особо крупном размере ч.6 ст.291 |
Штраф, определяется кратно к размеру взятки | От 25х до 50х | От 40х до 70х | От 40х до 70х | От 60х до 80х | От 70х до 90х | От 80х 100х |
Лишение свободы | До 3 лет | От 3 до 7 лет | От 3 до 7 лет | От 5 до 10 лет | От 7 до 12 лет | От 8 до 15 лет |
Дополнительный штраф | До 20х | До 40х | До 40х | До 50х | До 60х | До 70х |
Лишение права занятия определенной должности | До 3 лет | До 3 лет | До 3 лет | До 3 лет | До 3 лет | да |
Взятка в особо крупном размере обладает особой общественной опасностью, поэтому она подлежит более суровому наказанию. Сейчас под особо крупным размером подразумевается передача денежных средств или имущества дороже 1 млн.р.
Также в 2011 году Уголовный кодекс дополнен ответственностью за совершение посреднических услуг при передаче взятки или содействия взяткодателю в исполнении преступного замысла. Это правонарушение описано в 291.1 ст. УК РФ. Наказание за посредничество весьма суровое: штраф в 60-кратной сумме или лишение свободы до 7 лет.
Отдельная статья Уголовного кодекса (ст.304) предусматривает ответственность за провокацию взятки. Под ней понимается передача должностному лицу взятки без его согласия или совершение подобного деяния с целью очернить лицо и создать ложное представление о нем. Провокация взятки может караться лишением свободы на срок до 5 лет либо штрафом до 200 тыс. р.
Таким образом, по нормам российского уголовного законодательства взятка карается наказанием в виде штрафа, лишения свободы и запрета на занятие определенных должностей. К ответственности привлекается как ее получатель, так и взяткодатель. Мера наказания зависит от суммы передаваемых денег или имущества, а также наличия отягчающих обстоятельств.
Все об административной ответственности за … «взятку»!
Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.
(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица
(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.
(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав
(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица. действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением
(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа. размер которого исчисляется миллионами рублей.
Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.
Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.
Виды ответственности за «взятку»
Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:
в рамках административной ответственности — юридические лица;
в рамках уголовной ответственности — физические лица.
Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.
Преступление/
правонарушение
Взятка
(уголовная ответственность)
Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)
Незаконное вознаграждение (административная ответственность)
Дача
Статьи 291, 291.2 УК РФ
Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ
Получение
Статьи 290, 291.2 УК РФ
П.5-8 ст. 204 УК РФ
Посредничество
291.1, 291.2 УК РФ
Итак, в чем же разница?
1) Взятка.
Такого термина официально в законе не существует.
Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.
Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.
Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.
При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.
Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.
2) Коммерческий подкуп.
По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.
Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.
За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.
3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)
Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.
По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.
Размеры штрафов действительно поражают:
не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;
за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;
ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.
Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.
Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела. и даже водитель.
Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб., чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.
В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».
Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.
Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?
Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.
На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.
За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.
Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.
Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?
В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.
Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.
Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:
физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;
источники для такого вознаграждения;
была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.
Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.
Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.
«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ
Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ. Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.
К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.
А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало.
Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?
Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.
Во что это может вылиться на практике?
Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.
Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:
определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;
разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;
принять кодекс этики и служебного поведения работников.
Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.
Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.
Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!
Статья 291. Дача взятки
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ статья 291 изложена в новой редакции
Статья 291. Дача взятки
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 291 УК РФ
О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Комментарий к Ст. 291 УК РФ
1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).
Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.
От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
4. Субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).
6. Частью 3 ст. 290 УК РФ установлена ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.
Дача взятки, по существу, является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействия), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Желаемые действия должностного лица могут носить и незаконный, в том числе и преступный характер. В последнем случае действия взяткодателя надлежит квалифицировать как дачу взятки и подстрекательство к совершению соответствующего преступления.
Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.
7. Ответственность за рассмотренные выше деяния (ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи), если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи (содержание данных квалифицирующих признаков раскрыто при анализе ст. 290 УК, см. комментарий к ней).
8. Особо квалифицирующий признак дачи взятки — ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.) — включен законодателем в ч. 5 комментируемой статьи.
9. В примечании к комментируемой статье содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как и применительно к примечанию к ст. 204 УК, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.
Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.
При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.
При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.
10. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к комментируемой статье освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки.
Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в правоохранительные органы не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.