Со скольки лет привлекают к налоговой ответственности
Со скольки лет привлекают к налоговой ответственности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить налог, если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Сумма неуплаченных несовершеннолетним лицом налогов может быть взыскана в судебном порядке. Вопрос о правомерности взыскания соответствующей суммы (в том числе с законного представителя несовершеннолетнего) относится к компетенции судебных органов.
За неуплату или неполную уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только при достижении шестнадцатилетнего возраста. Возможность привлечения к налоговой ответственности законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков налоговым законодательством не предусмотрена (применительно к рассматриваемой ситуации).
Обоснование позиции:
Несовершеннолетние граждане могут являться собственниками имущества, в том числе — недвижимого.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговое законодательство не ставит факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимость от его возраста, имущественного положения и иных критериев.
Поэтому, по мнению представителей Минфина России и налоговых органов, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками указанных налогов (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-06-01/30356, письмо ФНС России от 23.10.2012 N БС-2-11/666@). При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан, которые имеют в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, от 05.11.2013 N 03-05-06-01/46944, от 28.08.2013 N 03-05-06-01/35251, от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05, от 13.10.2016 N 03-05-06-01/59782).
Таким образом, положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе — к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит. Положениями п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право ( а не обязанность) налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим возникает множество споров по вопросу об обязанности законных представителей несовершеннолетних детей уплачивать за них налоги.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога.
Несмотря на то, что указанное постановление касается вопроса о размере имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при приобретении имущества в общую долевую собственность, суды, рассматривая споры об уплате налогов несовершеннолетними гражданами, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога, признают правомерным предъявление требования об уплате налогов и взыскании суммы неуплаченного налога родителям несовершеннолетних детей, их законным представителям (смотрите, например, решение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 13АП-1017/12, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01.09.2016 по делу N 33а-871/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-7588/2015, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 25.01.2016 по делу N 33-2249/2016, апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2016 по делу N 33а-5249/2016).
В случае достижения совершеннолетия на момент подачи искового заявления (рассмотрения дела) указанные требования предъявляются непосредственно налогоплательщику (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 26.07.2016 по делу N 11а-10719/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18.11.2015 по делу N 33а-3277/2015).
Отметим, что взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов) (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Срок, в течение которого требование об уплате задолженности должно быть исполнено налогоплательщиком, установлен абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. В общем случае на это отведено 8 рабочих дней с даты его получения. При этом в требовании может быть указан и более продолжительный период времени.
Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то в этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества этого физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банке, ЭДС, наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании (п. 1 ст. 48 НК РФ). Обратиться в суд с таким заявлением налоговый орган может, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее этой суммы у налогового органа возникает при условии, если с момента выставления самого раннего требования прошло три года (абзац третий п. 2 ст. 48 НК РФ).
После получения из суда исполнительного листа взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 48 НК РФ)*(1).
Отметим, что за совершение налогового правонарушения предусмотрена ответственность, которая заключается в наложении на правонарушителя предусмотренных НК РФ налоговых санкций (штрафов). Налоговая ответственность носит дополнительный характер по отношению к обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов, в связи с чем привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов. От мер налоговой ответственности следует отличать пеню, которая представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и пеня имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Поэтому несовершеннолетний налогоплательщик, не достигший указанного возраста, не может быть привлечен к налоговой ответственности (решение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.04.2014 по делу N 33-2532/2014).
Вопрос о налоговой ответственности представителей физических лиц законодательно не урегулирован. Исключением является лишь ст. 51 НК РФ, предусматривающая ответственность опекунов лиц, признанных судом недееспособными. Эта статья устанавливает также ответственность управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Налоговые органы высказывают точку зрения, в соответствии с которой законные представители несовершеннолетних налогоплательщиков должны выступать от их имени в налоговых правоотношениях и несут ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@, от 09.08.2007 N 28-10/076242@).
Однако на наш взгляд, учитывая положения ст. 107 НК РФ, возможность привлечения к ответственности законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика весьма сомнительна. Судебная практика, подтверждающая либо опровергающая данную позицию, отсутствует.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;
— Энциклопедия решений. Ответственность за совершение налогового правонарушения;
— Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество физлиц — несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане;
— Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
26 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.
Налоговые правонарушения — понятие и сущность
В частности, к ним относятся:
- несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
- непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
- ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
- неуплата (полная или частичная) налогов;
- отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.
ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).
- Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
- Факт совершения такого деяния.
- Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.
Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения
Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.
Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:
- Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
- Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения
К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:
- Тяжелое семейное или личное положение.
- Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
- Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.
Виды ответственности за налоговые правонарушения
Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.
К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.
- в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
- в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.
Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений
В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:
- За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
- За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
- За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
- За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
- За несоблюдение правил ведения учета:
- однократное — 10 тыс. руб.;
- совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
- ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
- За неуплату (полную или частичную) налога:
- неумышленную — 20% суммы недоимки;
- умышленную — 40%.
- За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:
- Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
- Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
- Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.
Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).
Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ
Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.
За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.
В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.
По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента
Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.
Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.
Ответственность по ст. 199.2 УК РФ
В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.
Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.
Сроки давности по налоговым правонарушениям
Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (см. ст. 106 Налогового кодекса РФ) (подробнее о налоговых правонарушениях читайте в статье: «Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях»). Налоговым законодательством определены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. ст. 109 Налогового кодекса РФ).
Одним из таковых является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данная статья расскажет об особенностях и порядке исчисления срока давности для правонарушений, предусмотренных ст.120 и ст.122 Налогового кодекса РФ (неуплата или неполная уплата налога).
Ответственность за неуплату налога (ст.120, ст.122 НК РФ)
Глава 16 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых нарушений за неуплату или неполную уплату налога, предусмотренные ст.120 и ст.122 НК РФ, а также ответственность за их совершение:
Ответственность |