e082649d
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Со скольки лет привлекают к налоговой ответственности

Со скольки лет привлекают к налоговой ответственности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить налог, если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Сумма неуплаченных несовершеннолетним лицом налогов может быть взыскана в судебном порядке. Вопрос о правомерности взыскания соответствующей суммы (в том числе с законного представителя несовершеннолетнего) относится к компетенции судебных органов.
За неуплату или неполную уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только при достижении шестнадцатилетнего возраста. Возможность привлечения к налоговой ответственности законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков налоговым законодательством не предусмотрена (применительно к рассматриваемой ситуации).

Обоснование позиции:
Несовершеннолетние граждане могут являться собственниками имущества, в том числе — недвижимого.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговое законодательство не ставит факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимость от его возраста, имущественного положения и иных критериев.
Поэтому, по мнению представителей Минфина России и налоговых органов, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками указанных налогов (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-06-01/30356, письмо ФНС России от 23.10.2012 N БС-2-11/666@). При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан, которые имеют в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, от 05.11.2013 N 03-05-06-01/46944, от 28.08.2013 N 03-05-06-01/35251, от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05, от 13.10.2016 N 03-05-06-01/59782).
Таким образом, положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе — к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит. Положениями п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право ( а не обязанность) налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим возникает множество споров по вопросу об обязанности законных представителей несовершеннолетних детей уплачивать за них налоги.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога.
Несмотря на то, что указанное постановление касается вопроса о размере имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при приобретении имущества в общую долевую собственность, суды, рассматривая споры об уплате налогов несовершеннолетними гражданами, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога, признают правомерным предъявление требования об уплате налогов и взыскании суммы неуплаченного налога родителям несовершеннолетних детей, их законным представителям (смотрите, например, решение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 13АП-1017/12, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01.09.2016 по делу N 33а-871/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-7588/2015, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 25.01.2016 по делу N 33-2249/2016, апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2016 по делу N 33а-5249/2016).
В случае достижения совершеннолетия на момент подачи искового заявления (рассмотрения дела) указанные требования предъявляются непосредственно налогоплательщику (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 26.07.2016 по делу N 11а-10719/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18.11.2015 по делу N 33а-3277/2015).
Отметим, что взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов) (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Срок, в течение которого требование об уплате задолженности должно быть исполнено налогоплательщиком, установлен абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. В общем случае на это отведено 8 рабочих дней с даты его получения. При этом в требовании может быть указан и более продолжительный период времени.
Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то в этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества этого физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банке, ЭДС, наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании (п. 1 ст. 48 НК РФ). Обратиться в суд с таким заявлением налоговый орган может, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее этой суммы у налогового органа возникает при условии, если с момента выставления самого раннего требования прошло три года (абзац третий п. 2 ст. 48 НК РФ).
После получения из суда исполнительного листа взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 48 НК РФ)*(1).
Отметим, что за совершение налогового правонарушения предусмотрена ответственность, которая заключается в наложении на правонарушителя предусмотренных НК РФ налоговых санкций (штрафов). Налоговая ответственность носит дополнительный характер по отношению к обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов, в связи с чем привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов. От мер налоговой ответственности следует отличать пеню, которая представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и пеня имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Поэтому несовершеннолетний налогоплательщик, не достигший указанного возраста, не может быть привлечен к налоговой ответственности (решение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.04.2014 по делу N 33-2532/2014).
Вопрос о налоговой ответственности представителей физических лиц законодательно не урегулирован. Исключением является лишь ст. 51 НК РФ, предусматривающая ответственность опекунов лиц, признанных судом недееспособными. Эта статья устанавливает также ответственность управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Налоговые органы высказывают точку зрения, в соответствии с которой законные представители несовершеннолетних налогоплательщиков должны выступать от их имени в налоговых правоотношениях и несут ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@, от 09.08.2007 N 28-10/076242@).
Однако на наш взгляд, учитывая положения ст. 107 НК РФ, возможность привлечения к ответственности законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика весьма сомнительна. Судебная практика, подтверждающая либо опровергающая данную позицию, отсутствует.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;
— Энциклопедия решений. Ответственность за совершение налогового правонарушения;
— Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество физлиц — несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане;
— Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

26 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Читать еще:  Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Сроки давности по налоговым правонарушениям

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (см. ст. 106 Налогового кодекса РФ) (подробнее о налоговых правонарушениях читайте в статье: «Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях»). Налоговым законодательством определены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. ст. 109 Налогового кодекса РФ).

Одним из таковых является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данная статья расскажет об особенностях и порядке исчисления срока давности для правонарушений, предусмотренных ст.120 и ст.122 Налогового кодекса РФ (неуплата или неполная уплата налога).

Читать еще:  Соотношение уголовной ответственности и наказания

Ответственность за неуплату налога (ст.120, ст.122 НК РФ)

Глава 16 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых нарушений за неуплату или неполную уплату налога, предусмотренные ст.120 и ст.122 НК РФ, а также ответственность за их совершение:

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

(ст. 120 Налогового кодекса РФ)

Под грубым нарушением подразумевается отсутствие у налогоплательщика первички, или счетов-фактур, регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, ТМЦ, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (см. поправки и дополнения в Налоговый кодекс РФ, вступившие в силу с 02.09.2010, внесенные Федеральным законом от 27. 07.2010г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ»).

Влечет взыскание штрафа с налогоплательщика в размере:

· 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 Налогового кодекса РФ).

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)

Влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а те же деяния, совершенные умышленно, — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Понятие сроков давности по налоговым правонарушениям (Ст.113 НК РФ)

Понятие срока давности по налоговым правонарушениям приводится в Налоговом кодексе РФ. Сразу хочется отметить, что не стоит путать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения статьи 113 Налогового кодекса РФ со сроком давности взыскания штрафов, установленным статьей 115 Налогового кодекса РФ.

Итак, что такое срок давности привлечения к ответственности за неуплату налогов? Согласно п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 (Три) года (срок давности) начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ.

Важно! В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Налогового кодекса РФ, исчисление срока давности производится со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (это выдели в песок строку – будет красиво очень)

Налоговым периодом по налогам признается один календарный год (см. п. 1 ст. 285 Налогового кодекса РФ). Следует помнить, что налоговые периоды по разным налогам неодинаковы (см. п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ). Соответственно, если в одном месяце, к примеру, произошло нарушение по налогу на прибыль и НДС, то начало течения срока давности в этих двух случаях будет разным. Также необходимо учитывать, что по одному налоговому правонарушению, которое привело к занижению базы по разным налогам, сроки давности также будут исчисляться по-разному.

С какого момента исчисляется срок давности привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога (ст. ст. 113, 122 НК РФ)?

Как уже отмечалось в настоящей статье, согласно пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ, если со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года. Налоговый кодекс РФ четко не разъясняет, что следует считать налоговым периодом, в течение которого было совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Налогового кодекса РФ. Официальной позиции по данному вопросу нет.

Если налоговым периодом по первому виду налога признается один календарный год, следовательно, расчет размера такого платежа должен быть отражен в отчетности, составленной по его итогам. Налоговым периодом по второму виду налога является, в соответствии со ст. 163 Налогового кодекса РФ, квартал, а это значит, что информацию о нем необходимо вносить в квартальную отчетность.

Так, в качестве примера, если выручка в отчетности налогоплательщика не отражена, но была им получена, скажем, в августе 2017 года, привлечь такого налогоплательщика к ответственности налоговый орган будет вправе:

  • в части уплаты налога на прибыль — с 01.01.2023г. по 31.12.2022г.;
  • в части уплаты НДС — с 01.10.2017г. по 30.09.2022г.

Поскольку налоговая база и сумма налога рассчитываются после окончания налогового периода, по итогам которого осуществляется уплата, срок давности для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором должен был быть уплачен налог. Отметим, что ранее эта точка зрения уже была высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011г. № 4134/11. Суд указал, что срок исковой давности для привлечения к ответственности за неуплату НДС за июнь со сроком уплаты 20 июля начинает течь с 01 августа.

Привлечение к ответственности за неуплату налога (ст.120, ст.122 НК РФ)

За неуплату или неполную уплату налога (ст.120 НК РФ), а также за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

На практике зачастую возникает много споров по привлечению к ответственности по указанным статьям НК РФ. Данной ситуации следует учитывать выводы Конституционного Суда РФ в Определении от 18.01.2001г. № 6-О «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности п.1 и п.3 ст.120 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ». Составы правонарушений, предусмотренных п.1 и п.3 ст.120 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ, не имеют четкого разграничения:

в п.1 ст.122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой налога помимо занижения налоговой базы и какого-либо неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) прежде всего, имеется ввиду занижение или сокрытие налогоплательщиком доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, то есть нарушение правил учета доходов и расходов налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п.1 и 3 ст.120 НК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст.101 НК РФ привлечение к ответственности за неуплату налога начинается с момента принятия руководителем налогового органа решения (постановления) «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». Решение о привлечении к ответственности за неуплату налога может быть принято в течение 3-х лет (см. ст.113 НК РФ). Если налоговый орган не вынесет такое решение в установленный законом срок, после истечения этого срока, такое решение исполнению не подлежит, а суд, рассматривающий иск о взыскании санкций по решению, принятому после истечения срока давности, должен отказать налоговому органу в иске.

Статья 115 Налогового кодекса РФ устанавливает сроки для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции (штрафа) – он составляет три месяца со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, исковая давность по взысканию санкций (штрафов) за совершение налогового правонарушения составляет 3 месяца.

Во избежание привлечения к налоговой ответственности и налоговых споров бухгалтеру следует уделять внимание на наличие и оформление оправдательных документов.

Приостановление срока давности по налоговым правонарушениям

Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть приостановлено (см. п. 1.1 ст. 113 Налогового кодекса РФ). Такая приостановка возможна лишь в том случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало налоговым инспекторам в проведении выездной налоговой проверки, что послужило неустранимым препятствием для ее проведения и определения инспекторами сумм налогов, подлежащих уплате проверяемым налогоплательщиком в бюджет. Течение срока давности привлечения к ответственности за неуплату налогов считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Согласно п.2 ст.113 Налогового кодекса РФ «течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах. Исчисление срока давности в этом случае начинается со дня совершения нового нарушения законодательства о налогах и сборах либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение законодательства о налогах и сборах». Указанная норма разъясняет, что основанием для перерыва срока давности за совершение налогового правонарушения является совершение любого деяния, нарушающего налоговое законодательство РФ. Причем, это деяние не обязательно должно быть налоговым правонарушением, то есть ответственность за его совершение может быть, и не установлена Налоговым кодексом РФ.

Имейте в виду, что иных оснований для приостановления течения срока исковой давности привлечения к ответственности Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Если налоговый орган укажет иные причины для продления срока исковой давности привлечения налогоплательщика к ответственности, суд вероятнее всего их не поддержит. В качестве практического примера можно посмотреть Постановление ФАС ЗСО от 23.01.2008г. № Ф04-308/2008(795-А70-15) в котором суд указал, что за неполную уплату налогов к налогоплательщику может быть применена налоговая санкция, в случае признания причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности уважительными, а также в том случае, если имеются факты воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению выездной налоговой проверки. В данном споре налоговый орган не представил доказательств того, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик препятствовал проведению мероприятий налогового контроля. Довод налоговиков о том, что организация применяла схемы уклонения от налогообложения, не был принят судом во внимание, поскольку это не является доказательством того, что налогоплательщик воспрепятствовал проведению выездной налоговой проверки. Как пояснили представители ФНС, налогоплательщик исполнял все требования налогового органа о предоставлении запрашиваемых документов.

В завершение еще раз отметим:

— Срок давности для тех видов платежей, которые необходимо внести в течение определенного времени после завершения налогового периода, начинает течь на следующий день после окончания налогового периода.

— Исчисление срока может быть приостановлено в том случае, если налогоплательщик активно препятствовал работе налоговой инспекции, осуществляющей в отношении него выездную проверку (например, не допускал их на территорию своей организации, офиса).

Как определяется срок давности по налогам в 2018-2019 годах?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2023 год – первый год;
  • 2023 год – второй год;
  • 2023 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.

В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).

  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.
  • Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

    А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

    Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

    В каких случаях срок исковой давности может быть увеличен

    Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

    Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

    В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

    Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

    При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

    • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
    • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
    • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
    • другие внутренние организационные причины.

    Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

    Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

    На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Ответственность