Разграничение уголовной и административной ответственности
Отличия уголовной ответственности от административной
Прежде чем разобрать отличия административной ответственности от уголовной ответственности, необходимо понять, что они из себя представляют.
Общая характеристика административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.
Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.
Состав же предусматривает наличие четырех элементов:
- объекта,
- объективной стороны,
- субъекта,
- субъективной стороны.
Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).
За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация орудия нарушения;
- лишение права;
- арест;
- выдворение;
- дисквалификация;
- приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- запрет на посещение массовых мероприятий.
Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.
Общая характеристика уголовной ответственности
В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.
Положения ст. 24 УК РФ предусматривают 2 формы вины в совершении преступления: умысел и неосторожность. Целью наказания, согласно ст. 43 УК РФ, является восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения преступлений вновь.
В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.
Наказание может быть назначено только при наличии состава преступления. Он аналогичен таковому в административном праве и состоит из 4 элементов:
- объекта,
- объективной стороны,
- субъекта,
- субъективной стороны.
Виды наказаний определены в ст. 44 УК РФ. К ним относятся:
- штраф;
- лишение права занимать какие-либо должности;
- лишение звания;
- обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы;
- ограничение по воинской службе;
- ограничение или лишение свободы (в том числе пожизненное);
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- смертная казнь (в настоящее время не применяется из-за введенного моратория).
Чем отличается административная ответственность от уголовной?
Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.
В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:
- Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
- Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
- В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
- Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
- Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
- Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
- Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
- Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
- По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
- По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
- Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
- Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
- Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
- УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
- Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.
ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.
Сходства рассматриваемых видов ответственности
Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:
- И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
- Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
- Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
- Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
- Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
- Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
- В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
- Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.
Таким образом, административная и уголовная ответственность имеют как сходства, так и различия. Однако сравнивать их имеет смысл только исходя из теоретического интереса, т. к. это разные процедуры, урегулированные различными законодательными актами и преследующие разные цели.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Разграничение уголовной и административной ответственности
Административная ответственность имеет ряд отличий от других видов ответственности — уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д. Наглядно их можно увидеть при детальном изучении следующей таблицы:
Таблица 1 «Разграничения административной ответственности».
Другие виды юридической ответственности
Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах.
Уголовная ответственность устанавливается только законами;
Дисциплинарная — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих;
Материальная — законодательством о труде и гражданским законодательством;
Основанием административной ответственности является административное правонарушение
Основанием уголовной ответственности является преступление;
Дисциплинарной — дисциплинарный проступок;
Материальной — причинение материального вреда
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица
Субъекты уголовной ответственности — только физические лица
За административные правонарушения применяются административные взыскания
За преступления — меры уголовной ответственности;
За дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания
Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями)
Меры уголовной ответственности определяются только судом;
Дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью;
Материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами
Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока
Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость;
Один из видов дисциплинарного взыскания — увольнения с работы.
Меры административной ответственности применяется в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
Дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;
Дела о материальной ответственности — в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.
К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:
1) Не достижение установленного законом возраста.
2) Невменяемость лица, совершившего правонарушение, то есть лицо вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
3) Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
4) Необходимая оборона — противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица.
Из этого правила есть частные и конкретные исключения, например, филиалы предприятий, могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства.
Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций чаще всего отражаются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных.
Если деяния в законе обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники, также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностные лица, так и организация в целом.
Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природа — заповедного, оздоровительного, рекреационного назначений может быть наложен штраф на граждан, должностных и юридических лиц.
Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также и другие меры ответственности. Так, за правонарушение в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.
Административная ответственность организаций может иметь и имеет конкретные особенности в зависимости от того, за нарушение каких отраслей законодательства она установлена. Но не всегда все особенности оправданы. Они могут быть результатом свободного усмотрения, широкие возможности, для которого открывает отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных образований. 44 Котельникова Е.А. Административное право: Учеб. Пособие /Е.А.Котельникова, И.А. Семенцова, М.Б. Смоленский.- Ростов н-Д: «Феникс», 2003.-352с.
Отличия уголовной ответственности от административной
Прежде чем разобрать отличия административной ответственности от уголовной ответственности, необходимо понять, что они из себя представляют.
Общая характеристика административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.
Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.
Состав же предусматривает наличие четырех элементов:
- объекта,
- объективной стороны,
- субъекта,
- субъективной стороны.
Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).
За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация орудия нарушения;
- лишение права;
- арест;
- выдворение;
- дисквалификация;
- приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- запрет на посещение массовых мероприятий.
Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.
Общая характеристика уголовной ответственности
В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.
Положения ст. 24 УК РФ предусматривают 2 формы вины в совершении преступления: умысел и неосторожность. Целью наказания, согласно ст. 43 УК РФ, является восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения преступлений вновь.
В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.
Наказание может быть назначено только при наличии состава преступления. Он аналогичен таковому в административном праве и состоит из 4 элементов:
- объекта,
- объективной стороны,
- субъекта,
- субъективной стороны.
Виды наказаний определены в ст. 44 УК РФ. К ним относятся:
- штраф;
- лишение права занимать какие-либо должности;
- лишение звания;
- обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы;
- ограничение по воинской службе;
- ограничение или лишение свободы (в том числе пожизненное);
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- смертная казнь (в настоящее время не применяется из-за введенного моратория).
Чем отличается административная ответственность от уголовной?
Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.
В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:
- Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
- Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
- В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
- Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
- Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
- Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
- Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
- Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
- По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
- По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
- Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
- Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
- Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
- УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
- Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.
ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.
Сходства рассматриваемых видов ответственности
Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:
- И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
- Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
- Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
- Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
- Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
- Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
- В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
- Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.
Таким образом, административная и уголовная ответственность имеют как сходства, так и различия. Однако сравнивать их имеет смысл только исходя из теоретического интереса, т. к. это разные процедуры, урегулированные различными законодательными актами и преследующие разные цели.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.