1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процессуальный порядок проверки показаний на месте

Дознание в органах внутренних дел

Основания и процессуальный порядок производства следственного эксперимента и проверки показаний на месте

Согласно ст. 181 УПК в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, дознаватель вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность произошедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.

Следственный эксперимент — это самостоятельное следственное действие, содержание которого зависит от вида данного действия. Закон различает две разновидности следственного эксперимента: а) следственный эксперимент, содержанием которого является воспроизведение действий (производство опыта); б) следственный эксперимент — состоящий в реконструкции обстановки (обстоятельств) исследуемого события. Отличие состоит в том, что в первом случае воспроизведение обстановки сочетается с произведением опытных действий, которые и определяют существо эксперимента, во втором — содержание эксперимента ограничивается воссозданием обстановки (обстоятельств) и их обследованием (осмотром) в реконструированном виде.

Основанием для производства следственного эксперимента являются сведения (фактические данные) о событии преступления или иных обстоятельств, имеющих значение для дела, существование которых без проверки опытом или посредством реконструирования не очевидно.

Конкретная цель следственного эксперимента определяется его видом. В общем же цель этого следственного действия (как и любого другого) — получение сведений о фактах (доказательств), с помощью которых могут быть проверены и уточнены данные, имеющие значение для дела или установлены какие-либо новые обстоятельства, неизвестные ранее. Соответственно, протокол следственного эксперимента является источником доказательств.

В зависимости от конкретной цели следственного эксперимента выделяют следующие его виды:

  1. проверка возможности восприятия каких-либо фактов;
  2. проверка возможности совершения определенных действий;
  3. проверка возможности наступления какого-либо события;
  4. выявление последовательности события;
  5. установление механизма образования следов.

Так, посредством следственного эксперимента может устанавливаться возможность наблюдения события с определенного расстояния или при определенных условиях (например, в темноте); восприятия информации на слух, находясь при этом в другом помещении; возможность выполнить работу или преодолеть расстояние за определенное время; изготовить предмет из определенного материала; наличие (отсутствие) навыков совершения каких-либо действий у конкретного лица; проникновения в определенное помещение; перемещения предметов и др.

Фактическим основанием производства следственного эксперимента является наличие в материалах дела достаточных данных, дающих основание полагать, что в ходе следственного эксперимента могут быть получены значимые для уголовного дела сведения.

Юридическое основание — решение должностного лица, осуществляющего производство по делу. Вынесения отдельного постановления для производства следственного эксперимента не требуется.

Следственный эксперимент производится лишь после возбуждения уголовного дела. Условия, обстановка, в которых производится следственный эксперимент, должны быть сходны с теми, в которых протекало событие, совершались действия. При производстве следственного эксперимента опытные действия могут производиться неоднократно, а при наличии неточных данных об условиях проверяемого события и с изменением условий.

При производстве следственного эксперимента должно быть обеспечено присутствие не менее двух понятых. Однако нередко при производстве данного действия требуется больше понятых, так, при проверке возможности слышать через преграду двое понятых находятся в месте воспроизведения звуков и двое — в месте нахождения воспринимающего.

При производстве следственного эксперимента по решению дознавателя могут участвовать обвиняемый (подозреваемый), потерпевший и свидетель. В некоторых случаях, когда следственный эксперимент связан с проверкой возможности совершения действий, восприятия фактов именно этим лицом (в силу индивидуальных особенностей организма, навыков и т.д.) указанное действие будет иметь достоверные результаты, только если проведено с участием определенного лица. Так, для проверки возможности изготовления предмета за определенное время целесообразно привлекать именно того субъекта, чьи возможности совершения действий проверяются.

В ходе следственного эксперимента может принимать участие специалист.

О производстве следственного эксперимента составляется протокол. В нем отражаются цель следственного эксперимента, условия, в которых производился следственный эксперимент (погода, освещенность), действия, произведенные по реконструкции обстановки, какие опытные действия и сколько раз производились, с изменением или без изменения условий, кем конкретно, что именно установлено следственным экспериментом.

Оценка результатов следственного эксперимента определяется видом результата — положительного или отрицательного.

Положительный результат означает, что действие могло быть осуществлено, событие могло иметь место, восприятие было возможно, но вовсе не обязательно, что эти факты были в действительности. Положительный результат следственного эксперимента не может оцениваться изолированно, без учета совокупности иных доказательств по делу.

Отрицательный результат следственного эксперимента может оцениваться двояко. Во-первых, следственный эксперимент может свидетельствовать о невозможности совершения действий, существования явления, события. Об этом, например, может свидетельствовать невозможность перемещения предмета в силу его габаритов через дверной проем. Во-вторых, отрицательный результат следственного эксперимента может свидетельствовать о том, что действие не могло быть совершено, событие не могло иметь место. Такая оценка результатов следственного эксперимента возможна, например, если эксперимент связан с проверкой существования факта, обусловленного действиями конкретного лица, обладающего индивидуальными особенностями, а эксперимент, в силу обстоятельств, произведен с участием иного лица.

Следственный эксперимент не может быть произведен, если при этом полностью не исключается опасность для здоровья участвующих в нем лиц, или возможны действия, унижающие их честь и достоинство.

Проверка показаний на месте. Это следственное действие, сущность которого заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия.

Цель проверки показаний на месте — установление новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Однако это общая цель, которая присуща всем следственным действиям. Непосредственной целью проверки показаний на месте является установление соответствия (несоответствия) ранее данных показаний обстановке места события. Кроме того, проверка показаний на месте может осуществляться и для обнаружения предметов и документов, имеющих значение для дела, если лицо сообщает о их месте нахождения, но найти это место без участия допрошенного затруднительно.

Проверка показаний на месте производится отдельно с любым из ранее допрошенных лиц. Поэтому обязательным условием производства проверки показаний на месте является предварительный допрос лица, показания которого необходимо проверить. До выхода на место обвиняемый (подозреваемый) или свидетель (потерпевший) подробно допрашивается относительно всех обстоятельств, связанных с интересующим дознание местом. Выясняются признаки этого места или пути движения к нему.

При производстве данного следственного действия следует обеспечить участие понятых. При необходимости дознаватель привлекает к участию в проверке показаний на месте переводчика и специалиста, который обеспечивает фотосъемку или видеосъемку следственного действия. В необходимых случаях для участия в проверке показаний на месте могут приглашаться педагог, переводчик, защитник, сотрудники милиции, обеспечивающие безопасность производства следственного действия, представитель администрации объекта (юридического лица), на территории которого проводится проверка показаний на месте. Кроме того, необходимо предусмотреть использование транспортных средств, в случаях, когда необходимо доставить участников к месту проведения следственного действия, перевезти их от одного места проверки к другому, находящемуся на значительном удалении.

Перед началом проверки показаний на месте дознаватель разъясняет участникам следственного действия права, обязанности и ответственность, а также цель и порядок его производства. Проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия. Какое-либо вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы недопустимы (ч. 2 ст. 194 УПК).

Проверка показаний на месте начинается с предложения лицу указать лицу место, где его показания будут проверяться. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы.

Проверка показаний на месте оформляется протоколом, в котором детально отражаются демонстрация лицом, чьи показания проверяются. имевших место действий или событий, а также сообщаемые им сведения. Показания записываются от третьего лица и по возможности дословно. Кроме того, описываются маршрут следования к месту, где показания будут проверяться или обнаружены предметы, документы, имеющие значение для уголовного дела, соответствующие участки местности или объекты.

Поскольку частью следственного действия является дача показаний, свидетели и потерпевшие, достигшие возраста 16 лет, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний. Кроме того, им же разъясняется право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, а также близких родственников.

После оформления протокола и его прочтения участниками следственного действия он подписывается всеми участниками, участвовавшими в ходе проверки показаний на месте.

Проверка показаний на месте: понятие, цель, основание, нормы

Проверка показаний на месте: понятие и цель

Уголовно-процессуальный кодекс РФ нормами статей 164-170 и 194 предусматривает регулирование проведение проверок показаний на местах.

Под проверкой показаний на месте подразумевается комплекс следственных действий, сочетающих в себе допрос, осмотр, следственные эксперименты и предъявления к опознанию.

Суть проверки показаний на месте состоит в указании допрошенным лицом мест и объектов, связанных с событием, которое расследуется, описанием обстоятельства и демонстрацией отдельных действий. В процессе проверки проводится исследование фактической обстановки места и сопоставление с полученными ранее показаниями с целью проверки уже существующих или ново-полученных показаний.

Описанные выше следственные действия по отдельности не способны обеспечить выполнение целей, стоящих перед проверкой показаний на месте. Напротив, объединение всех перечисленных действий в виде проверки показаний на месте в комплексе дает новые возможности и качества, не присущие таким видам следственных действий по отдельности.

Отличительными особенностями, выделяющими проверку показаний на месте из ряда иных действий следственного характера являются:

  • обязательное наличие добровольного согласия лица на участие в проведении проверки;
  • демонстрация действий и объектов в обстановке, возникшей на момент дачи показаний, без проведения реконструкции;
  • фиксация объектов и следов с помощью указаний лиц, показания которых проходят проверку;
  • уточнение обстановки на месте преступления благодаря объяснениям лица, ранее дававшего показания.

Проверка показаний на месте является одним из важнейших следственных действий, поскольку дает возможность выявлять объективность и точность взятых ранее показаний или получать новые доказательства. В проведении проверки принимают участие следователи по делу, понятые, лица, чьи показания проверяются, а также при необходимости специалисты, педагоги, переводчики и пр.

Читать еще:  Приостановление предварительного расследования

Работа на месте проводится с целью выяснения причин и условий, приведших к совершению преступления, установления новых деталей и обстоятельств через проверку и уточнение ранее зафиксированных показаний, в том числе устранения противоречивых показаний.

Повторная дача показаний в новой обстановке для так называемого «закрепления» не проводится, поскольку это противоречит сути понятия проверки показаний на месте.

Основания для проведения проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте проводится в случаях, когда:

  • допрашиваемое лицо не может описать обстановку места преступления, объекты, находящиеся там, маршрут передвижения к месту преступления или от него, но сможет указать на все эти детали находясь непосредственно на месте;
  • существует необходимость проверки или уточнения относительно обстановки на месте преступления способа и последовательности действий допрашиваемого лица и иных лиц на момент совершенного преступления;
  • выявлены противоречия в полученных от разных лиц показаниях относительного одного обстоятельства.

В процессе проверки лицо, дававшее показания ранее, восстанавливает на месте детали обстановки и обстоятельств расследуемого преступления с демонстрацией событий, указанием предметов, документов или следов, которые имеют значения для расследования.

Правила и нормы проведения проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте может происходить с любыми ранее допрошенными лицами, выступающих в качестве подозреваемых, обвиняемых, потерпевших или свидетелей.

Законом запрещается проведение проверки показаний нескольких лиц на месте одновременно.

Для того, чтобы проверка на месте имела юридически значимые результаты необходима полная свобода лиц, проходящих проверку показаний. Исходя из этого во всех действиях следователя в процессе проверки, в том числе при выборе маршрута перемещения, указании объектов и выборе занимаемых мест, в его диалоге с допрашиваемым должен быть четко подчеркнут факт того, что инициатива в таких действиях исходит от лица, дающего показания. Важным является также расположение конвоя и понятых во время передвижения. Относительно такого порядка выбираются ракурсы фото и видео-фиксации. Фотографии и видеозаписи должны корректно и в полной мере транслировать действия во время проверки показаний.

В качестве доказательной базы выступают сведения о том, что дающее показания лицо в действительности знает о произошедших событиях подробности и детали, которые нельзя предвидеть. Особенно ценной является информация об обстоятельствах совершенного преступления, которая была недоступна следственным органам до факта проведения проверки показаний на месте. Перед проведением проверки лицу, дающему показания, предлагается указать на место действий. По результатам рассказанного и демонстрации объектов и действий следователь может задать дополнительные вопросы лицу, проходящему проверку показаний.

В практике расследований довольно часто встречаются ситуации, где обвиняемые по тем или иным причинам оговаривают самих себя. В таких случаях проверка часто помогает установить факты оговора или опровергнуть показания обвиняемых. Такие возможности делают проверку показаний на месте одним из важнейших инструментов в уголовных расследованиях.

Результаты проверки показаний в обязательном порядке фиксируются в протоколе. Протокол следственного действия отражает продемонстрированные лицом, чьи показания проверялись, действия, события и полученные от него сведения. Показания должны быть записаны от первого лица и максимально дословно. Также в протоколе фиксируется маршрут передвижения, объекты, а также соответствующий участок местности. Также протоколом проверки фиксируется свобода действий лиц, чьи показания проверялись.

Принимая во внимание факт того, что указанное следственное действие содержит дачу показаний, лица, выступающие в качестве свидетелей или потерпевших и достигшие на момент проведения следственных действий 16-ти летнего возраста, должны быть осведомлены о том, что они могут понести уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Лица, чьи показания проверяются, имеют право не давать показаний против себя, своих супругов и/или близких родственников.

Присутствие понятых в процессе проверки показаний на месте обеспечивает следователь по своему усмотрению. В случае отсутствия понятых в процессе проведении данного следственного действия обязательной является видеосъемка, поскольку она позволяет максимально точно зафиксировать действия и показания лиц, участвующих в проверке.

§ 3. Процессуальный порядок и организация проверки показаний на месте

Процессуальный порядок производства проверки показаний на месте определен общими правилами проведения следственных действий (глава 22 УПК РФ) и статьей 194 УПК РФ.

Данное следственное действие проводится без вынесения постановления, с составлением протокола (возможно использование технических средств), при соблюдении мер безопасности участвующих лиц. Проведение проверки показаний на месте в ночное время не допускается, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

В соответствии с общими правилами производства следственных действий, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, проверка показаний на месте проводится с участием не менее двух понятых. В случае необходимости возможно также участие специалиста, должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и иных лиц.

Участие специалиста при проверке показаний на месте целесообразно, если проводится видеозапись или фотографирование, а также, если предполагается изъятие каких-либо предметов или следов преступления (например, микроволокон, следов рук, обуви, крови).

Должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, выполняет вспомогательные функции: осматривает местность или помещение, где проводится проверка показаний на месте, и прилегающую к ним территорию, получает информацию, необходимую для производства оперативно-розыскных мероприятий.

К иным лицам, которые могут участвовать в проверке показаний на месте, относятся:

защитник подозреваемого, обвиняемого (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);

представитель потерпевшего (ч. 3 ст. 45 УПК РФ);

законные представители несовершеннолетних потерпевших, подозреваемых, обвиняемых (ч. 3 ст. 45, п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК РФ).

Кроме того, к проверке показаний могут быть привлечены:

статисты (если необходимо имитировать какие-либо действия);

работники конвойных подразделений (если подозреваемый или обвиняемый содержится под стражей).

Из технических средств во время проверки показаний на месте применяются видеокамеры, диктофоны, фотоаппараты, а также средства изъятия следов преступления (дактилоскопический порошок, дактилоскопическая пленка и другие).

В соответствии со ст. 194 УПК РФ, проверка показаний проводится с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, которые перед этим давали показания и изъявили согласие на участие в данном следственном действии.

При проверке показаний на месте ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия. Наводящие вопросы и какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки показаний на месте не допускаются.

Проверка показаний на месте проводится с каждым лицом в отдельности. Не допускается одновременная проверка показаний на месте двух и более лиц, вне зависимости от того, каким процессуальным статусом они наделены (подозреваемый, обвиняемый, свидетель либо потерпевший).

В соответствии с ч. 4 ст. 194 УПК РФ, проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. После свободного рассказа и демонстрации действий лицом, чьи показания проверяются, ему могут быть заданы вопросы.

Особенностью проведения проверки показаний на месте, является то, что лицо, показания которого проверяются, действует самостоятельно: выбирает маршрут движения, совершает действия, указывает на предметы.

Это не означает, что следователь утрачивает свою организующую роль при проведении данного следственного действия.

Прежде всего, непосредственно перед проверкой показаний на месте следователь должен объяснить суть предстоящих действий. При этом необходимо акцентировать внимание на том, что лицо, чьи показания проверяются, должно самостоятельно направлять движение следственной группы.

В начале проверки показаний на месте целесообразно задать вопрос лицу, чьи показания будут проверяться, желает ли оно участвовать в проверке своих показаний. Обязательным условием производства данного следственного действия является добровольность участия в нем лица, показания которого проверяются. В противном случае следственное действие не может достигнуть своих целей, поскольку лицо не заинтересовано в воспроизводстве своих действий, уточнении показаний.

Затем следователь выясняет у подозреваемого (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), с какого места следует начинать проверку показаний. Организующая роль следователя при этом заключается в том, чтобы отсечь ненужные («избыточные») действия и направить следственное действие к достижению поставленной цели. Например, подозреваемый предлагает начать проверку показаний в месте, где располагается магазин, в котором он с соучастниками покупал спиртные напитки. Если следователь считает это излишним, он может задать вопрос: «Куда вы направились после покупки спиртных напитков?». Получив ответ, следователь может спросить, как выглядит это место, и предложить проследовать туда.

В маршруте движения следственной группы может быть несколько промежуточных пунктов, в которых производятся остановки и свободный рассказ лица, показания которого проверяются. Поэтому уточняющие вопросы могут задаваться следователем в каждом из этих пунктов, после свободного рассказа подозреваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля). Эти вопросы, очевидно, должны касаться только тех событий и действий, которые имели место в данном промежуточном пункте, а также на путях подхода и ухода с него.

После окончания свободного рассказа и демонстрации действий в одном пункте следователь может задавать вопросы, побуждающие лицо, чьи показания проверяются, к дальнейшим действиям: «Что было дальше?», «Куда Вы направились после этого?».

Лицо, чьи показания проверяются, должно сообщать о своих намерениях пройти определенный маршрут, показать какой-то предмет или совершить определенное действие. Например, перед тем, как зайти в подъезд и приблизиться к квартире, из которой совершена кража, подозреваемый должен сначала рассказать, как выглядит помещение подъезда и входная дверь квартиры. Подозреваемый (обвиняемый, потерпевший, свидетель), конечно, не осведомлен об этих правилах. Поэтому следователь всякий раз перед началом очередного движения должен задать уточняющий вопрос: «Как выглядит это место?».

По прибытии на очередной промежуточный пункт, если подозреваемый (обвиняемый, потерпевший, свидетель) затрудняется продолжить дачу показаний, следователь имеет право побудить его к свободному рассказу вопросами типа: «Что здесь произошло?», «Что Вы нам хотите здесь рассказать?».

Психологически обусловленной особенностью проверки показаний на месте является то, что лицо, чьи показания проверяются, повторяет свои показания и знает, что они уже известны следователю. Поэтому оно может не останавливаться на важных деталях, спрашивать следователя о том, нужно ли рассказывать о том или ином действии.

Следователь должен быть готов к такому поведению лица, чьи показания проверяются, чтобы отреагировать должным образом – без подсказок и наводящих вопросов. При этом совершенно исключено форсирование следователем событий просьбами и вопросами типа: «Покажите, как Вы взламывали дверь», «Вы перевозили похищенные предметы в багажнике Вашего автомобиля?».

Читать еще:  Проблемы расследования краж

Завершается проверка показаний на месте составлением протокола. Протокол целесообразно составлять непосредственно на месте проверки показаний, сразу после ее окончания, а не в служебном кабинете следователя, потому что при прочтении протокола следователем у участвующих в следственном действии лиц могут возникнуть вопросы, замечания. Если, например, обвиняемый или его защитник заявляют о несоответствии записей в протоколе содержанию следственного действия, эту проблему легче и продуктивнее можно разрешить на месте проверки показаний.

В некоторых случаях возникают обстоятельства, препятствующие составлению протокола на месте проверки показаний. Это, например, погодные условия. Если можно выйти из этого положения, воспользовавшись служебным автотранспортом, лучше составить протокол проверки показаний, находясь в нем.

В ходе проверки показаний на месте следователь должен соблюдать все требования, предусмотренные для производства этого следственного действия УПК РФ. Вместе с тем, он свободен в выборе тактики следственного действия.

Так, следователь вправе назначать время проведения проверки показаний, выбирать погодные условия (если это имеет значение), определять круг и количество участников следственного действия, задавать уточняющие вопросы, выбирать стиль изложения хода и результатов следственного действия в протоколе, а также избирать необходимые технические средства.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ

магистрант, Институт магистратуры и аспирантуры, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»,

Уголовно-процессуальное познание — одна из целей проведения следственных действий, в частности —проверки показаний на месте. Процесс познания является динамически развивающимся по мере осуществления конкретного следственного действия, в результате чего познание так называемой материальной истины происходит через соблюдение необходимых процедур, предусмотренных законом.

Получив показания с привязкой к конкретной местности, появляется наглядное представление о картине самого преступления, виновности определенного лица, информационный ряд получает логическую и доступную форму. Путем получения знания преступление получает индивидуализацию, в том числе, когда выявлены и зафиксированы все характеризующие его признаки. Опознание и отождествление как признаки индивидуализации тем надежнее, чем больше выявлено признаков объекта и чем более специфичны такие признаки [1, с. 39].

На наш взгляд, процессуальный порядок проведения проверки показаний на месте позволяет сформулировать круг целей проведения следственного действия, более точный, чем можно вывести из правовой природы. Так целями следственного действия являются проверка собранных доказательств и иной ориентирующей информации, уточнение имеющихся доказательств и ориентирующей информации, получение новых доказательств, формирование у субъекта, проводящего расследование, убеждения о том, что преступление квалифицировано правильно, обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены полно, объективно и всесторонне [2, с. 23]. Представляется, что практика применения ст. 194 УПК позволяет разрешить и более широкий круг задач.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство, давая описание процессуального порядка проведения проверки показаний на месте, ограничивается указанием на то, что данное следственное действие начинается с предложения лицу указать самостоятельно конкретное место, где его показания будут подлежать проверке. Также, лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы уточняющие вопросы. Такая регламентация носит название рамочной, поскольку устанавливает только общие и наиболее важные правила проведения следственного действия.

При этом следственная практика выработала достаточно подробный процессуальный порядок проведения проверки показаний на месте.

Проверка показаний на месте совершается по решению, принимаемому субъектом проводимой проверки, которое доводится до сведения соответствующих участников уголовного судопроизводства.

Необходимо отметить, что правовое положение подозреваемого и обвиняемого отличается от правового положения свидетеля и потерпевшего. Это оказывает влияние на позиции относительно добровольности участников проверки показаний на месте при проведении следственного действия. Несмотря на то, что добровольность — одна из гарантий законодателя при проведении рассматриваемого следственного действия, ряд исследователей придерживается мнения, что положение о добровольности должно относиться только к подозреваемому и обвиняемому, а в отношении потерпевшего и свидетеля возможен императивный порядок привлечения к участию [3]. Анализ норм УПК РФ позволяет сделать вывод, что свидетель и потерпевший могут быть привлечены к участию по решению следователя, которое будет для них обязательным. Представляется, что это является исключением из принципа добровольности, которым субъект проверки должен пользоваться без злоупотребления. Поскольку, исходя из тактических и психологических приемов, ситуация, когда лицо с любым процессуальным статусом участвует в проверке показаний на месте добровольно, является предпочтительной.

Ряд исследователей обращает внимание на то, что если проверка показаний на месте производится в жилище, то на ее проведение требуется санкция суда [4, c. 10]. Представляется, что такое мнение является отражением существующей правовой коллизии. Так, по общему правилу все следственные действия, которые сопровождаются ограничением права на неприкосновенность жилища, производят по разрешению суда. Однако правовые конструкции некоторых конкретных следственных действий, которые полностью или частично осуществляются в жилище, получения такого разрешения не предусматривают. На практике суды не идут на дачу разрешений на производство следственных действий, если такая необходимость прямо не закреплена в УПК РФ.

Думается, что если проведение проверки показаний на месте сопряжено и затрагивает конституционное право на неприкосновенность жилища, то разрешение данного вопроса должно быть либо с прямым применением Конституции, либо с учетом существующей практики Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ не выявил в положениях ст. 194 УПК РФ правовой неопределенности и дозволения проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц при проведении проверки показаний на месте. Выводы Конституционного Суда РФ нашли отражение в Определении от 06 июля 2010 года № 911-О-О [5]. Таким образом, судебная инстанция признала статью уголовно-процессуального закона не противоречащей Конституции РФ, и не содержащей прямого дозволения нарушения неприкосновенности жилища. То есть позиция Конституционного суда ориентирует суды общей юрисдикции на прямое применение Конституции РФ в части вынесения постановлений о разрешении проведения в жилище проверки показаний на месте, и на неправомерность отказа в вынесении такого постановления в рамках уголовного дела.

При этом правоприменители сталкиваются и с рядом иных проблем, кроме коллизий судебного санкционирования, при проведении проверки показаний на месте в жилище. Так, представляется возможным получение согласия на проведение проверки показаний не только подозреваемого или обвиняемого, чьи показания проверяются, но и других лиц, проживающих в интересующем следствие помещении. Однако, если лицо, чьи показания проверяются, проживает одно, то в случае его отказа провести проверку показаний в его жилище нельзя. В данном случае видится выход именно в получении судебного решения о проведения проверки показаний в конкретном помещении вне согласия лица, в нем проживающего.

На наш взгляд, способом решений указанных проблем и правовых коллизий является четкая правовая регламентация и дополнение ст. 194 УПК РФ следующими положениями: «Проверка показаний на месте, если таким местом выступает жилище, производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если указанные лица возражают против проверки показаний, следователем возбуждается ходатайство перед судом о производстве следственного действия в порядке, установленным статьей 165 настоящего Кодекса».

Процессуальный порядок проверки показаний на месте предусматривает обязательное разъяснение ее участникам процессуальных прав. Для этого субъект проведения проверки непосредственно перед ее началом собирает ее участников, объявляет их данные, затем разъясняя участвующим лицам предусмотренные законом процессуальные права.

Как уже отмечалось, рассматриваемое следственное действие обладает признаками допроса, в связи с чем лицам разъясняются такие же права, какие они имеют при производстве допроса. Обвиняемому, подозреваемому, свидетелю и потерпевшему разъясняется предусмотренное ст. 51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя и близких родственников. Свидетель и потерпевший также предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Существует точка зрения, согласно которой в протоколе следственного действия необходимо не только указать номер статьи УПКРФ, но и изложить ее содержание, чтобы исключить ошибки толкования и технического характера [6, c. 33].

Именно после процедуры ознакомления участвующих лиц с правами и обязанностями и проставления соответствующей отметки в протоколе следственного действия лицу, показания которого будут проверяться, предлагается воспроизвести свои показания. В присутствии понятых проверяемое лицо должно кратко изложить суть показаний, которые были даны ранее в ходе допроса. Считается недопустимым ссылаться на факт дачи показаний без краткого воспроизведения. Указанные действия необходимы, прежде всего для понятых, чтобы было сформировано понимание того, как именно соотносится с событием преступления лицо, показания которого будут проверяться, и какие конкретно обстоятельства лицо желает продемонстрировать в ходе проверки показаний. Для этого лицо должно как можно более конкретно описать место совершения им того или иного деяния.

Таким образом, проверка показаний на месте — следственное действие, порядок проведения которого регламентирован законом. В настоящее время нормы закона и выработанная следственная практика позволяют выстроить пошаговую стратегию проведения самой проверки, регламентируют процесс привлечения участников следственного действия, очерчивают круг прав и обязанностей последних во время проведения поверки показаний на месте. Строгое соответствие законодательным нормам необходимо для достижения целей и задач, стоящих перед субъектами расследования, а также придания процессуального статуса доказательственной базы информации, получаемой в результате проведения проверки показаний на месте.

Однако, представляется, что положения ст.194 УПК РФ являются рамочными и не носят характера подробной правовой регламентации следственного действия. В связи с этим на практике возникает ряд проблем, связанных, в том числе, с порядком привлечения участников с разным процессуальным статусом и необходимости санкционирования судом проведения следственного действия. На наш взгляд, разрешение этих вопросов должно лежать в плоскости реформирования существующего уголовно-процессуального законодательства, дополнения его формулировками, применение которых требует правоприменительная практика.

Основания и виды проверки показаний на месте. Процессуальный порядок производства проверки показаний на месте

Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19

Статья просмотрена: 6191 раз

Библиографическое описание:

Сомова К. А. Основания и виды проверки показаний на месте. Процессуальный порядок производства проверки показаний на месте // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 694-697. — URL https://moluch.ru/archive/132/36957/ (дата обращения: 14.02.2020).

Анализ ст. 194 УПК РФ показал, проверка показаний на месте — это самостоятельное следственное действие, состоящее в воспроизведении лицом по предложению следователя, в соответствии с предусмотренной законом процедурой, показаний и действий на месте, где происходило то или иное событие, в целях выявления совпадений или несовпадений показаний об этом событии с особенностями местности [8].

Читать еще:  Система принципов уголовного процесса рф

Основания проведения проверки показаний на месте — это данные о наличии на местности особенностей, с которыми можно сопоставить проверяемые показания.

В УПК виды данного действия не регламентированы, однако практикой выработаны различные, относительно самостоятельные приемы проверки показаний, выступающие ее разновидностям. Таковы: 1) отыскание с помощью лица, показания которого проверяются, еще не обнаруженных следов события, предметов, которые должны иметься на местности, если показания соответствуют действительности; 2) обнаружение на местности по указанию лица объектов, ранее описанных им в показаниях, наличие которых делает событие возможным; 3) описание деталей обстановки, существовавших в момент совершения преступления и сохранившихся к моменту проверки; 4) указание на известные лицу детали обстановки, которые в момент проверки показаний отсутствовали, однако наличие их в прошлом получило отражение в материалах уголовного дела, что также свидетельствует об осведомленности лица; 5) раздельное указание маршрута движения каждым из нескольких участников события.

В зависимости от оснований классификации в юридической литературе выделяют следующие виды проверки показаний на месте:

1) в зависимости от расположения места: на открытой местности и в помещении;

2) по последовательности производства проверки показаний: первичная, повторная и дополнительная;

3) по степени информированности следователя о месте, на котором будет происходить проверка показаний: на месте, известном следователю; на месте, которое следствию неизвестно.

В зависимости от условий проведения данного следственного действия В. В. Степанов выделяет следующие виды проверки показаний на месте [10]:

1) проверку показаний на месте в натуральной (естественной) обстановке;

2) проводимую по топографической карте;

3) проводимую по фотографиям;

4) проводимую по материалам киносъемки;

5) проводимую по видеозаписи;

6) с использованием компьютерного изображения.

Проводится рассматриваемое следственное действие при наличии показаний, требующих проверки, и нацелено на получение дополнительной информации необходимой для их оценки, как соответствующих либо как не соответствующих действительности. Нельзя считать проверку на месте лишь средством подтверждения правильности показаний обвиняемого, признающего свою вину. Она нередко служит эффективным средством разоблачения самооговора.

Непосредственной целью проверки показаний на месте является выявление достоверности либо недостоверности показаний путем их сопоставления с обстановкой события. Некоторые авторы видят цель данного действия не только в проверке, но и в уточнении показаний. К тому есть определенные основания: ч. 1 ст. 194 устанавливает, что показания могут быть проверены или уточнены на месте.

Для того, чтобы показания были получены и уточнены в наиболее полной форме с соблюдением всех законодательных требований, следователю необходимо выработать наиболее эффективный порядок производства проверки показаний на месте. До выхода на место с обвиняемым (подозреваемым) или свидетелем (потерпевшим) следователь обязан подробно допросить проверяемое лицо обо всех обстоятельствах, связанных с интересующим следствие местом. При допросе нужно детально выяснить признаки последнего, а также маршрут следования к нему.

Проверка показаний на месте проводится лишь при согласии обвиняемого (подозреваемого) или свидетеля (потерпевшего). Поэтому в ходе предшествующего ей допроса важно выяснить, может ли и желает ли он указать эти места и рассказать там о совершенных действиях, связанных с расследуемым преступным событием.

Подготовка к проверке показаний начинается с определения наиболее благоприятного времени для ее производства [6]. Последнее должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечить проверяемому лицу хорошую ориентацию на местности, предупредить нежелательные действия обвиняемого, например попытку побега из-под стражи. В необходимых случаях принимаются предупредительные меры, обеспечивающие скрытность производства проверки для соучастников. Этим достигается внезапность их ареста.

До начала следственного действия нужно убедиться в готовности технических средств фото- и видеокамеры, магнитофона, а в необходимых случаях также поисковых приборов и следственного чемодана. Затем нужно проинструктировать всех участников проверки о порядке действий, в том числе и водителя используемого транспортного средства.

Проверка показаний на месте должна производиться с соблюдением ряда правил:

1) Предоставление свободы действий проверяемому лицу. Следственное действие начинается с предложения свидетелю или обвиняемому самостоятельно указать маршрут следования на место проверки. Следователь, сотрудники милиции или понятые не должны брать инициативу на себя, так как их действия будут рассматриваться как наводящие. При неуверенном поведении проверяемого можно применить лишь тактические приемы пробуждения ассоциативных связей его памяти.

Подозреваемый (обвиняемый) должен идти к ранее указанному месту впереди всей группы участников проверки, указывая направление. При следовании туда на автомашине проверяемого рекомендуется разместить рядом с водителем, который должен выполнять его указания о маршруте движения.

Следователю нельзя вмешиваться в действия проверяемого, можно лишь поправлять его. Однако следователь вправе остановить движение, например, для фиксации показанного проверяемым лицом, также чтобы задать уточняющие вопросы и т. п.

По прибытии на место проверяемый указывает его общие границы и отдельные моменты обстановки, предметы и обстоятельства, о которых он ранее дал показания, поясняет характер их связи с расследуемым событием, указывает на изменения, произошедшие в обстановке и о взаимном расположении предметов, ее составляющих, называет те из них, которых уже нет на данном месте. При необходимости он восстанавливает прежнюю обстановку, пользуясь заранее подготовленными манекенами и муляжами, например место нахождения и положение трупа, следов крови, орудия убийства и др. [11]

2) Проверка показаний с каждым обвиняемым (потерпевшим, свидетелем) проводится порознь, поскольку одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц не допускается (ч. 3 ст. 194 УПК РФ). Когда по делу проходят несколько соучастников, согласившихся указать одно и то же место или маршрут следования к нему, проверка осуществляется с каждым из них по отдельности, а результаты сопоставляются между собой. Для полной объективности к проверке рекомендуется привлекать к каждому из проверяемых лиц новых понятых, чтобы те не перепутали обстоятельства и результаты произведенных следственных действий, если суд сочтет нужным допросить их об этом.

3) Сочетание при проверке показаний на месте рассказа с демонстрацией действий, а также предметов, документов, следов. Обвиняемый (подозреваемый) или свидетель (потерпевший) в ходе проверки показаний дает свои пояснения в сочетании с действиями, то есть одновременно и показывает, и рассказывает об интересующих следствие обстоятельствах произошедшего.

В ходе проверки показаний на месте проверяемому субъекту нужно задавать вопросы, касающиеся отдельных узлов и деталей обстановки на этом месте, произошедших в ней изменений, их связи с обстоятельствами расследуемого преступления, причин несоответствия пояснений и ранее данных показаний, их несовпадения с реальной обстановкой и др.

Если проверка предпринимается для демонстрации определенных действий, то они должны осуществляться именно в тех местах, которые интересуют следствие. В противном случае вся процедура проверки может утратить доказательственное значение.

4) Сочетание проверки показаний с осмотром объектов. Указанное проверяемым лицом место, обнаруженные там предметы и иные объекты, о которых шла речь в его показаниях, а также следы, оставленные в данном месте злоумышленниками, должны быть проанализированы и зафиксированы следователем. Все установленное в ходе их осмотра, являющегося составной частью проверки показаний на месте, сопоставляется с даваемыми обвиняемым или свидетелем пояснениями, а также с ранее полученными показаниями.

Типичная ошибка, допускаемая при производстве рассматриваемого следственного действия, состоит в том, что оно ограничивается показом и рассказом обвиняемого или свидетеля, а осмотр указанных мест или предметов фактически не производится. Это ведет к тому, что следователь не обнаруживает доказательств, могущих подтвердить или опровергнуть проверяемые показания, а значит, и сыграть важную роль в установлении истины по делу. Такими доказательствами могут стать принадлежащие обвиняемому или свидетелю вещи, потерянные на этом месте, спрятанные там орудия преступления, оставленные на них следы рук и др. [9]

5) Наблюдение за поведением проверяемого лица. В ходе проверки показаний на месте следователь постоянно наблюдает за поведением лица, чьи показания проверяются. Это позволяет понять: уверенно или нет действует обвиняемый или свидетель, каково его эмоциональное состояние вообще и на конкретных стадиях проверки в частности; чем вызвано такое состояние. Результаты наблюдения имеют ориентировочное значение, помогая следователю, например, выяснить причины неудачи предпринятой проверки показаний на месте, в корректировке следственных версий после ее производства, в поиске иных путей дополнительного уточнения полученных сведений.

Наблюдение за участвующим в проверке показаний обвиняемым, находящимся под стражей, позволяет предупредить попытку его побега, установления связи с неизвестными следствию лицами, уничтожения следов преступления, не обнаруженных при осмотре места происшествия.

Таким образом, следователь, выбирая наиболее правильный и подходящий для того или иного дела порядок производства проверки показаний на месте, решает для себя целый ряд сложных организационных вопросов, тем самым упрощая себе задачу в проведении данного следственного действия.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.12.2001 г.
  3. Уголовный кодекс РФ: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: в ред. от 05.05.2014 // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ), (с изм. и доп. вступ. в законную силу от 25.05.2014).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995г.
  5. Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М.: Юрид. лит., 1981.- С. 65–72.
  6. Власенко Н. В., Степанов В. В. Сущность и тактика проверки показаний на месте. М.: Юрлитинформ, 2004.- С. 35–46.
  7. Ларин А. М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. М.: Юридическая литература, 2003.- С. 73–88.
  8. Гвилия Д. М., Юдин Н. М. Новые представления о сущности проверки показаний на месте: ст. 194 УПК РФ // Российский следователь. 2007. № 4. 13–15 с.
  9. Уголовный процесс: учебник / Под ред. В. П. Божьева. М.: ООО «ТК Велби», 2002. — С.56–75.
  10. Степанов, В.В. Правовая природа и направления совершенствования проверки показаний на месте // Государство и право. 2001. № 12,74–80 с.
  11. Тактика следственных действий: Учебное пособие /Под ред. В.И. Комиссарова. — Саратов, 2000. 151с. (автор главы В.В. Степанов).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector