4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процессуальный порядок деятельности

Процессуальный порядок деятельности в стадии возбуждения уголовного дела.

В соответствие со ст. 109 УПК, решение в стадии возбуждения уголовного дела должно быть принято не позднее трех суток со дня получения первичной информации о преступлении, т.е. повода к возбуждению уголовного дела. В случаях, требующих дополнительной проверки этот срок не может быть более десяти суток.

В ряде случаев при получении первичной информации фактических данных, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела, бывает недостаточно. В этих случаях проводится так называемая доследственная проверка, или проверка в соответствие со ст. 109 УПК. Доследственная проверка может иметь следующую форму:

  • прокурорская проверка;
  • административное расследование (следователь, оперативный уполномоченный, инспектор пожарного надзора и т.д.);
  • служебное разбирательство (например, командир войсковой части, начальник ОВД и др.);
  • оперативная проверка.

В ходе доследственной проверки могут проводиться организационные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных об исследуемом событии. Следственные действий за исключением осмотра места происшествия при этом проводиться не могут!

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

В ходе доследственной проверки проводятся:

  • получение объяснений (нет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, нельзя применять меры процессуального принуждения);
  • истребование материалов;
  • осмотр места происшествия (в случаях не терпящих отлагательства);
  • ревизия;
  • документальная проверка;
  • административное изъятие предметов и документов;
  • гласные оперативно-розыскные мероприятия;
  • судебно-медицинское освидетельствование;
  • исследование веществ и объектов;
  • административный досмотр;
  • иные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных.

О возбуждении уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор и судья выносят постановление. Оно состоит из трех частей (вводной, описательной и резолютивной).

2. Число, месяц и год вынесения постановления.

3. Место возбуждения уголовного дела (населенный пункт).

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

4. Кем вынесено постановление (полное наименование должности, классный чин, специальное или воинское звание, Фамилия И.О.).

5. Наименование материалов, по которым возбуждается уголовное дело с обязательным указанием повода.

1. Краткая фабула содеянного, из которой следует наличие оснований для возбуждения уголовного дела.

2. Юридическая квалификация деяния, т.е. название преступления и указание пункта, части и номера статьи Уголовного кодекса РФ.

3. Ссылка на статьи УПК, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела в данном случае.

1. Решение о возбуждении уголовного дела по конкретной норме Уголовного кодекса РФ либо в отношении конкретного лица, если оно известно на момент возбуждения уголовного дела.

2. Решение о дальнейшей судьбе возбужденного уголовного дела (принять к своему производству, направить по подследственности или по подсудности).

3. Решение о направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела надзирающему прокурору.

4. Уведомление заявителя или других заинтересованных лиц о возбуждении уголовного дела.

5. Наименование должности, Фамилия и подпись лица, составившего постановление.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление аналогичной структуры.

В случае передачи материалов без возбуждения уголовного дела по подследственности составляется сопроводительное письмо адресату, копия которого направляется заявителю или иному заинтересованному лицу, а вторая копия подшивается в наряд с перепиской органа, принявшего заявление.

Понятие и основные признаки судебной власти (2)

Главная > Реферат >Государство и право

самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной

власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными актами: Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак

судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в Конституционный Суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший

в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд).

Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их

полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции).

Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Суд как орган судебной власти. Судебная система

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст. 1 Закона о судебной системе). Понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т. д.

Суд, реализующий судебную власть, — только государственный орган. Иные

организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и соответствующих законах, не обладают и судами не являются. 10

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). 11 Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные

(уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ч. 4 ст. 4).

Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. К судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судьи в России приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность.

В настоящее время Конституция Российской Федерации и Закон о судебной системе установили порядок, в соответствии с которым часть судей назначается (Президентом Российской Федерации, представительными органами государственной власти), а мировые судьи и председатели и заместители председателей конституционных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном законами субъектов Федерации (ст. 13 Закона о судебной системе).

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции,

определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект Российской Федерации), или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (вид вооруженных сил, военный округ, флот, группа войск, гарнизон и т. д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента Российской Федерации высшими судебными органами в порядке ст. 93 Конституции Российской Федерации; рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей). 12

Читать еще:  Реабилитация после приговора

Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в

соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Судебная система- это совокупность всех действующих в Российской Федерации в

соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации,

2) суды общей юрисдикции,

3) арбитражные суды.

Они различаются по структуре и объему полномочий. Кроме них, Законом о судебной системе, как указывалось, предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ст. 4).

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и др. В отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами. В систему судов общей юрисдикции, согласно ст. 4 Закона о судебной системе, входят мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Федерации.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной систему. Так, все районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды — второе звено, Верховный Суд Российской Федерации — третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции — районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды — среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, — нижестоящими. 13

Военные суды также состоят их трех звеньев:

основное, первое звено – военные суды гарнизонов и им равные;

среднее, второе звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск.

Высшее, третье звено — Верховный Суд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия. 14

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев.

Основное, первое звено -арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.

Второе звено — федеральные арбитражные окружные суды.

Высшее звено — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 15

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции .

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу.

Суды первого звена судебной системы — суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 19 Закона о судебной системе в пределах своих полномочий рассматривает, в частности, дела в качестве суда первой инстанции. Статья 31 УПК РФ устанавливает, что Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции по представлении уполномоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции. 16

Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке

законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене

арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях.

Высший Арбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам. 17

Принципы осуществления правосудия

7. Процессуальный порядок деятельности – ещё один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом « О Конституционном Суде Российской Федерации». Гражданское, уголовное и арбитражное – по правилам, установленным УПК РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях пр

оцессуальный порядок деятельности определяется КоАП РСФСР.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Подзаконность судебной власти распространяется как на все отмеченные выше ее проявления – правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т.д., так и на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения для реализации судебных решений органы, их исполняющие, могут применить принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест и т.д.).

2.2. Принципы осуществления правосудия

Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы – принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, — судов.

Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

В основе принципов правосудия лежат положения международно – правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).

Конституция РФ, ориентируясь на международно – правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия.

Большинство принципов правосудия закрепления Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).

Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.

Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием1.

Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают законодательный механизм их реализации.

Читать еще:  Процессуальный порядок проведения допроса

Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:

1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);

2. судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение

подозреваемому и обвиняемому права на защиту и т.д). Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля.

Действие принципов правосудия различно.

В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия и т.д.).

2.3. Органы судейского сообщества России

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов Российской Федерации;

· Совет судей Российской Федерации;

· советы судей субъектов Российской Федерации;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

· квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации»1.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами), положениями. К таковым относятся следующие основные правовые акты:

Постановление Совета судей РФ от 19 октября 1994 г. «Об образовании комиссии Совета по вопросам финансирования судов (финансовая комиссия)»;

Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. «О созыве 4 Всероссийского съезда судей»;

Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. «Об актуальных проблемах функционирования судебной системы РФ и прогнозе её развития»;

Указ Президента РФ «О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации» (в ред. от 14 октября 1997г. № 1115);

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных судов» (в ред. от 30 декабря 2002г. № 12);

Регламент арбитражных судов Российской Федерации;

Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 31 мая 1999г. № 54 «Об объявлении положения об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции»;

Судебное разбирательство: процессуальный порядок и стадии

Содержание материала

Понятие и значение стадии судебного разбирательства

Судебное разбирательство предназначено для рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу и занимает центральное место среди других стадий гражданского процесса, поскольку именно в этой стадии осуществляются общие для гражданского судопро­изводства цели и задачи.

Значение стадии судебного разбирательства

  • Судебное разбирательство — главная стадия процесса. Именно в этой стадии судебного разбирательства:
    1. с наибольшей полнотой действуют принципы правосудия (состязательности, диспозитивности, непосредственности и др.);
    2. решается главная задача правосудия — правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела (другие стадии лишь обеспечивают решение этой задачи);
    3. рассматривается и разрешается подавляющая часть гражданских дел.
  • По результатам деятельности суда в этой стадии население оценивает состояние законности в правосудии (в силу принципа гласности).

Рассматриваемая стадия процесса отличается от других не только специфическими целями, но и своим субъектным составом, объ­ектом и содержанием. Главный участник процесса — суд первой инстанции (мировой судья). Его деятельность направлена на рас­смотрение и разрешение спора о праве между сторонами по делу.

В этой стадии выступают такие участники процесса, которых, как правило, нет в других стадиях, — свидетели, эксперты, спе­циалисты.

Рассматривая дело, суд первой инстанции должен:

  • четко уяснить суть требований истца и возражений ответчика;
  • непосредственно исследовать доказатель­ства;
  • установить фактические обстоятельства дела;
  • выяснить права и обязанности сторон, охраняемые законом интересы заявителей.

Стадия судебного разбирательства завершается, как правило, вы­несением решения от имени Российской Федерации. Разрешая дело, суд обязан вынести законное и обоснованное судебное решение, защищающее права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц.

Процессуальный порядок и составные части (этапы) судебного разбирательства

Составные части (этапы) судебного разбирательства:

  1. подготовительная;
  2. рассмотрения дела по существу;
  3. судебные прения;
  4. постановление и оглашение решения.

Каждая часть имеет свою специфическую задачу, свое содер­жание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов. Все они, последовательно сменяя одна другую, имеют опреде­ленную самостоятельность. Вместе с тем они взаимосвязаны друг с другом и образуют единую стадию гражданского процесса.

Согласно ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются:

  • судом — до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд;
  • мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Исключение : дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Федеральными законами и ГПК РФ могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Начало течения срока рассмотрения и разрешения гражданских дел в соответствии со ст. 154 ГПК РФ определяется:

  • подсудных мировому судье — днем принятия заявления к производству ;
  • по всем другим делам — днем поступления заявления в суд.

При этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству .

Окончанием срока рассмотрения и разрешения дела являет­ся:

  • день принятия судом решения по существу либо
  • день вынесения определения о прекращении его производства или об оставлении заявления без рассмотрения.

В тех случаях, когда в одном производстве соединяются тре­бования, для одних из которых законом установлен сокращен­ный срок рассмотрения, а для других — общий (например, об установлении отцовства и взыскании алиментов), дело подлежит рассмотрению и разрешению до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд независимо от того, что по одному из требований установлен сокращенный срок (ст. 154 ГПК РФ) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»).

Согласно ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания .

При наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда. Об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение.

Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу:

  • заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов;
  • ознакомиться с письменными доказательствами;
  • осмотреть вещественные доказательства;
  • прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

Разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей (ст. 157 ГПК РФ). В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.

Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно , за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие дела.

При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале заседания выслушивают стоя.

Участники процесса обращаются к судьям со словами: » Уважаемый суд !», и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

Участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании. Надлежащему порядку в судебном заседании не должны мешать действия граждан, присутствующих в зале заседания и осуществляющих разрешенные судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению. Эти действия должны осуществляться на указанных судом местах в зале заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, могут быть ограничены судом во времени.

Лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение (ст. 159 ГПК РФ). При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его. В последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.

Читать еще:  Принципы доказывания в уголовном процессе

Суд также вправе наложить на лиц, виновных в нарушении порядка в судебном заседании, штраф в размере до 1000 рублей.

В случае, если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие материалы в органы дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя.

В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании, суд может удалить из зала заседания суда граждан, не являющихся участниками процесса, и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании или отложить разбирательство дела.

Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие

  • неявки кого-либо из участников процесса,
  • предъявления встречного иска,
  • необходимости представления или истребования дополнительных доказательств,
  • привлечения к участию в деле других лиц,
  • совершения иных процессуальных действий,
  • возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.

Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней , по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

При отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участников процесса или истребования доказательств, о чем явившимся лицам объявляется под расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые к участию в процессе лица извещаются о времени и месте нового судебного заседания.

Разбирательство дела после его отложения начинается сначала.

В случае, если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников процесса, знакомы с материалами дела, в том числе с объяснениями участников процесса, данными ранее, состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается только в случае необходимости.

9 основных стадий уголовного судопроизводства

Термином «стадии уголовного процесса» в теории и практике криминального права принято обозначать комплекс независимых и одновременно тесно увязанных между собой ступеней уголовного производства. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает строгий порядок действий органов охраны правопорядка и судебных инстанций. Каждая процедура регламентируется соответствующими нормами закона.

Признаки и система стадий уголовного процесса

Российское уголовное производство, построенное на фундаменте советского процессуального права, базируется на последовательности этапов. Деятельность отдельно взятых субъектов процесса (следствия, обвинения, суда) характеризуется индивидуальным порядком, процедурной формой и завершается самостоятельным решением (документом).

Все стадии уголовного дела обладают общими признаками:

  • необходимость решения конкретной задачи;
  • специфический состав участников;
  • определённая форма;
  • итоговый процессуальный документ.

Систему процессуальных стадий, объединённых правовыми принципами и задачами, образуют девять этапов. Шесть этапов обычного производства являются основными, остальные три считаются экстраординарными (их ещё называют исключительными).

Кратко единую систему стадий можно характеризовать следующим планом:

  1. Возбуждение производства.
  2. Предварительное расследование.
  3. Подготовка дела к судебному разбирательству.
  4. Судебное следствие.
  5. Апелляционное судебное производство.
  6. Исполнение судебного акта.
  7. Кассационное рассмотрение.
  8. Надзорное рассмотрение.
  9. Возобновление дела по новым факторам.

Стадии следуют друг за другом в строгой очерёдности. Завершение одной из них не вызывает приостановления уголовного производства.

Пункт 56 статьи 5 УПК РФ определяет уголовное судопроизводство как совокупность досудебного и судебного этапов. На начальных этапах центральное место занимает деятельность следователя или дознавателя, которые собирают доказательства и формируют обвинение. Судебная стадия осуществляется судьями различных инстанций.

Структура досудебного производства

Досудебному производству посвящена вторая часть Уголовно-процессуального кодекса РФ. Досудебные стадии (уголовного процесса) необходимы для проверки информации о факте преступного деяния и проведения работы по доказыванию вины (невиновности) привлекаемого лица.

Первым непременным этапом деятельности правоохранительных органов является возбуждение производства по противоправному эпизоду.

Сущность стадии возбуждения дела заключается в следующем:

  • обнаружение событий, содержащих признаки подготовки или совершения преступления;
  • установление юридических оснований для принятия процессуального решения;
  • устранение лишних ступеней производства (например, при упрощённой форме дознания).

На первом этапе дознаватель или следователь принимает и проверяет полученную информацию. На принятие решения по сообщению законодатель отводит срок в 72 часа с момента его регистрации. В чрезвычайных ситуациях согласно УПК РФ это срок продляется до тридцати суток.

Немаловажное значение первой стадии уголовного процесса по УПК РФ по мнению научных консультантов заключается в проблеме соблюдения конституционных прав граждан.

По итогам проверки составляется документ о начале деятельности о привлечении лиц к уголовной ответственности (или об отказе при недостатке признаков, подпадающих под действие особенной части Уголовного кодекса РФ).

Следующим шагом на пути к судебному разбирательству является предварительное следствие. Должностные лица проводят мероприятия, направленные на установление события нарушения, выявление участников преступного эпизода и сбор доказательств их виновности.

Особенность этапа расследования состоит в предварительности его выводов. Собранная информация требуется для представления в суд и последующего судебного следствия.

Срок проведения предварительного расследования составляет два месяца от даты возбуждения производства по факту, имеющему признаки преступления. Период следствия при необходимости продляется до трёх месяцев.

Второй (окончательный) досудебный этап завершается процессуальными документами:

  1. Обвинительное заключение (обвинительный акт).
  2. Постановление о прекращении производства.
  3. Ходатайство о назначении судом медицинских мер воздействия (принудительное курсовое лечение).

Результаты работы должностных лиц правоохранительных структур имеют огромное значение для дальнейшего производства по факту преступного события. От качества выполненных мероприятий во многом зависит справедливость наказания, которое суд назначит обвиняемому.

Судебное разбирательство

Со стадии (уголовного судопроизводства) подготовки начинается разбирательство в суде. Этот этап отличается контрольными функциями. Закон наделяет судью полномочиями единолично определить, все ли процессуальные условия соблюдены на предыдущей стадии производства.

Служитель Фемиды проверяет законность обвинения, предъявленного участнику преступного эпизода. Тщательной проверке подвергается полнота проведённого расследования. В случае небрежного оформления материалы уголовного дела возвращаются прокурору или в следственный орган.

Подготовительный этап имеет две разновидности: общая процедура подготовки и предварительное заседание. Второй вариант регламентируется статьёй 254 УПК РФ. Предварительное слушание назначается на основании ходатайства сторон или по инициативе суда в строго определённых случаях.

Результатом подготовительного этапа является:

  • назначение судебного заседания;
  • возврат в органы прокуратуры;
  • передача по подсудности;
  • прекращение производства.

Судебное следствие является основной частью слушаний в суде первой инстанции. Председательствующий выслушивает стороны обвинения и защиты, даёт оценку представленным ими сравнительным доказательствам.

Разбирательство в суде представлено определённой последовательностью действий:

  1. Выступление сторон по очерёдности (государственный обвинитель, подсудимый, адвокат).
  2. Изучение материалов.
  3. Допрос участников процесса (потерпевших, свидетелей, эксперта, следователя).
  4. Судебные прения (краткое выступление основных субъектов).
  5. Последнее слово подсудимого.

Приговор выступает логическим завершением самой объёмной стадии уголовного процесса.

Апелляционное рассмотрение

Если стороны не удовлетворены результатом рассмотрения материалов преступного эпизода или размером и характером назначенного наказания, они вправе выполнить обжалование приговора.

Отличительным свойством этапа апелляционного производства является то, что вышестоящая инстанция не проводит судебное следствие, когда поступает жалоба от осужденного (представление прокурора). На этой стадии проверяется правильность решения нижестоящего суда на основе одних материалов дела.

Важный нюанс ступени апелляции указывает на то, что суд второй инстанции не должен выходить за рамки требований, изложенных в ходатайстве. То есть вышестоящий судья не обладает полномочиями запрашивать дополнительные материалы и проводить иные следственные действия.

Результат рассмотрения апелляционной жалобы (представления) может иметь следующие формы:

  • судебный акт остаётся без изменения;
  • приговор отменяется;
  • изменяется размер или характер назначенного наказания.

Апелляционное постановление вступает в законную силу сразу после его вынесения.

Исключительные стадии

Исключительными этапы уголовного судопроизводства названы, так как при этом допускается особая (исключительная) процедура проверки судебных актов. Особенность заключается в том, что приговоры (постановления) судов, дошедшие до исключительной стадии, вступили в законную силу, осужденные отбывают назначенное наказание.

Рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях носит контрольный характер.

Содержание экстраординарных стадий уголовного процесса включает:

  1. Устранение ошибки, допущенной судами.
  2. Контроль соблюдения законности и обоснованности вступившего в силу акта суда.

В 90 случаях из 100 уголовное производство завершается стадией исполнения приговора каждый год. Функция исполнения наказания относится законодателем к специальным органам, входящим в структуру исправительных учреждений.

Классификация стадий производства по уголовным делам имеет практическое значение, являясь определённым алгоритмом детализации действий судебных инстанций и органов охраны правопорядка. Возможность контроля любой степени соблюдения закона придаёт импульс развитию правового государства в нашей стране.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector