2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процессуальный акт это

Понятие, значение и виды процессуальных актов

Основные требования, предъявляемые к уголовно-процессуальным актам. Все действия участвующих в уголовном деле лиц должны обязательно находить отражение в письменных документах. Сами по себе действия участников уголовного процесса без предусмотренной законом фиксации не имеют значения уголовно-процессуальных действий, находятся за рамками процессуальной формы и, следовательно, не могут стать основанием принятия решений, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Представляется правильным определение уголовно-процессуального акта как предусмотренного уголовно-процессуальным законом решения или действия участника уголовного судопроизводства, закрепленного в уголовно-процессуальном документе.

Значение процессуальных актов проявляется в следующих аспектах.

133Часть первая. Общие положения

Во-первых, будучи отражением действий и решений, процессуальные документы оказывают влияние на движение уголовного процесса, организуют его.

Во-вторых, закрепление в процессуальных документах действий и решений органов расследования и суда призвано обеспечить охрану и реализацию прав и законных интересов участников процесса.

В-третьих, важное значение процессуальные документы имеют в процессе формирования доказательств по уголовному делу. Для того чтобы стать доказательством, сведения о фактах должны обладать свойством допустимости. Одним из элементов соблюдения законного порядка получения сведений о фактах является их правильная фиксация.

В-четвертых, соблюдение процессуальной формы закрепления доказательств является гарантией их срхранности, предоставляет возможность их последующей проверки, оценки, использования для обоснования выводов по делу, в том числе и субъектами, не осуществлявшими лично производство по делу на определенном этапе 1 .

В-пятых, процессуальные документы имеют немалое воспитательное значение. Содержанием и формой они должны ориентировать участников процесса и иных лиц на неуклонное соблюдение нормативных актов, воспитывать уважение к Конституции РФ, законам, правилам общежития.

Уголовно-процессуальные акты отличаются большим разнообразием. По стадиям уголовного процесса документы подразделяются на две большие группы — документы, характерные для досудебного производства, и процессуальные документы, характерные для судебных стадий.

По содержанию уголовно-процессуальные документы можно подразделить на документы, в которых фиксируется решение, и документы, фиксирующие ход и результаты процессуальных действий. К первой группе относятся постановления, определения, обвинительное заключение, обвинительный акт, вердикт присяж-,| ных; приговор суда, представления следователя, прокурора, дознавателя, поручения, возражения следователя против указаний; прокурора и т.д.

1 См.: Кокорев Л.Д., Кузнецов Д.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. — Воронеж, 1995. — С. 222. . ■

Глава VIII. Процессуальные акты, сроки, издержки

К числу документов, фиксирующих ход и результаты процессуальных действий, относятся: протоколы следственных и некоторых процессуальных действий (протокол явки с повинной, протокол принятия устного заявления о преступлении и др.), протоколы судебных заседаний.

В зависимости от органа или должностного лица, составившего документ, могут быть выделены: документы органов, осуществляющих уголовный процесс (следователя, органа дознания, дознавателя, суда, судьи), и документы, исходящие от иных участников уголовного процесса (кассационные, апелляционные, надзорные жалобы, письменные ходатайства, жалобы и др.).

Для того чтобы процессуальный документ, фиксирующий действие или решение органов уголовного судопроизводства, эффективно использовался в ходе производства по уголовному делу, он должен отвечать определенным требованиям.

Требования,предъявляемые к уголовно-процессуальному документу, — это основанные на законе либо выработанные практикой условия и правила их составления.

Процессуальные акты органов, осуществляющих уголовный процесс, имеют определяющее значение в ходе производства по уголовному делу. Именно к ним, чаще всего, предъявляется требование соблюдения детально урегулированной процедуры производства и фиксации.

Требования, которым должен отвечать каждый уголовно-процессуальный документ, формулируются законодателем путем использования различных законодательных приемов. Во-первых, это общее требование о том, что все определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК РФ), а также унифицированные требования к протоколам следственных действий (ст. 166 УПК РФ). Во-вторых, это процессуальные требования к конкретному процессуальному документу, предусмотренные Кодексом (например, ст. 259 «Протокол судебного заседания», ст. 303—309, регулирующие вопросы, связанные с содержанием приговора).

К числу требований, предъявляемых к уголовно-процессуальным актам, относятся: законность, обоснованность, мотивированность, определенность, культура производства и оформления действий и решений, логичность и грамотность изложения. Уголовно-процессуальные документы должны не только отвечать установлен-

135Часть первая. Общие положения

ной для них форме, но и отличаться четким и ясным изложением, | соответствовать требованиям современного русского литературного языка и делового стиля.

§ 2. Понятие, виды и порядок исчисления процессуальных сроков

Процессуальный срок— это промежуток времени, в течение] которого может быть совершено либо должно быть совершено| процессуальное действие либо требуется воздержаться от его со-| вершения.

Установленные законодателем процессуальное сроки — вид! процессуальных гарантий. Нарушение процессуальных сроков влечет неблагоприятные процессуальные последствия, которые могут быть выражены:

— в утрате доказательственного значения сведений о фактах, если они получены по истечении процессуальных сроков, отведенных на их производство;

— в оставлении обращения участника процесса без процессуальных последствий, если обращение заявлено по истечении отведенных процессуальных сроков;

— в невозможности применения мер государственного принуж-j дения, если нарушены сроки, связанные с их подготовкой и проведением;

— в обязанности совершить процессуальные действия, направленные на восстановление ограниченных процессуальными действиями прав и свобод участников процесса;

— в наложении на лицо, допустившее нарушение сроков, процессуальной либо дисциплинарной ответственности.

Отдельные предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные сроки могут быть продлены. Это касается только тех сроков, на возможность продления которых прямо указывает законодатель. В зависимости от вида продляемого срока такое решение может быть принято начальником органа дознания, руководителем следственного органа, прокурором либо судом (судьей).

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность не только продления срока уполномоченным лицом, а увеличение срока при наличии объективных обстоятельств самим лицом, ответственным за осуществление процессуального дейст-

Глава VIII. Процессуальные акты, сроки, издержки

вия, принятие решения. Так, прокурор, руководитель следственного органа обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток, но в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток (ч. 1 ст. 124).

От продления процессуального срока следует отличать его восстановление. Восстановление срока касается случаев его пропуска и означает исчисление его по специальному решению вновь (ст. 130 УПК РФ). По ходатайству заинтересованного лица исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока.

Сроки в уголовном процессе могут исчисляться часами, сутками, месяцами и годами. В статье 128 УПК РФ речь идет об исчислении сроков часами, сутками и месяцами. Однако некоторые сроки, например срок для возобновления уголовного дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, в связи с мягкостью наказания либо необходимостью применения к осужденному уголовного закона о более тяжком преступлении, допускаются лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позднее одного года со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. В этих случаях сроки исчисляются по правилам исчисления сроков месяцами. Исчисление сроков днями равнозначно исчислению сроков сутками 1 .

При исчислении сроков месяцами не принимаются в расчет тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. При исчислении сроков заключения под стражу, домашнего ареста и нахождения в медицинском и психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время (ч. 1 ст. 128 УПК РФ). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, за

1 В случае, если законодатель требует произвести действие в «тот же день» (напр., ч. 4 ст. 146 УПК РФ), имеется в виду время с 6 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. — СПб., 2003. — С. 342.

137Часть первая. Общие положения

исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском и психиатрическом стационаре (ч. 2 ст. 128 УПК РФ).

О порядке исчисления сроков часами законодатель умалчивает, указывая лишь на то, что при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания (ч. 3 ст. 128 УПК РФ). Однако! часами в уголовном процессе исчисляются и другие сроки (срок! допроса подозреваемого, срок свидания подозреваемого с защит-! ником до первого допроса, который не может быть менее двух| часов; срок уведомления о задержании и др.).

Логично предположить, что исчисление срока часами буде| начинаться с той минуты, с которой начинается течение сроь Соответственно и оканчиваться срок, исчисляемый часами, буде в соответствующие час и минуты.

Срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайств^ или иной документ до истечения срока сданы на почту, передан! лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском либо психиатрическом стационаре, если жалоба или иной документ до истечение срока сданы администрации места предварительного заключен* либо медицинского или психиатрического стационара (ч. 1 ст. УПК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уголовно – процессуальные акты, их виды, значение.

Составной частью уголовно-процессуальной формы являются уголовно-процессуальные акты. УПК требует, чтобы все Процессуальные действия и решения были закреплены путем составления соответствующих процессуальных документов. Без этого нет уголовного процесса, нет уголовных дел.

Все процессуальные документы можно разделить на две группы: протоколы и решения.

Протоколы удостоверяют факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий. Протоколы можно разделить на следующие виды: 1) протоколы следственных и судебных действий, которые удостоверяют обстоятельства, имеющие значение для дела. Они являются источниками доказательств; 2) протоколы процессуальных действий органов предварительного расследования по обеспечению прав участников процесса (например, протокол ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела); 3) протоколы, отражающие факт нарушения кем-либо из участников процесса своих обязанностей.

Решения — это процессуальные документы, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и реализующие властные предписания компетентных должностных лиц об определенных правовых действиях.

Читать еще:  Процессуальные издержки по уголовному делу

Решения в отличие от протоколов являются актами применения норм права и характеризуются рядом признаков: а) выносятся только государственными органами или должностными лицами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность в пределах их компетенции; б) выражают властные полномочия вынесшего их должностного лица и обеспечиваются принудительной силой государства; в) порождают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные правоотношения; г) принимаются в установленном законом порядке и выражаются в определенной, установленной законом форме.

По своей форме решения, как правило, состоят из вводной, описательной и резолютивной частей. Содержание решения должно отражать цель, для достижения которой оно принимается, фактические и юридические основания его принятия, мотивы.

Можно выделить следующие группы решений:

1) постановления — единоличные (как правило) решения дознавателя, следователя, прокурора, судьи;

2) определения — коллегиальные решения, вынесенные судом первой инстанции и вышестоящими судебными инстанциями;

3) приговор — решение суда первой или апелляционной инстанции, вынесенное по вопросам о виновности или невиновности подсудимого и о назначении либо освобождении его от наказания;

4) вердикт — решение коллегии присяжных о виновности или невиновности подсудимого;

5) представление прокурора — акт его реагирования на судебное решение или решение следователя;

6) согласие — разрешение руководителя следственного органа или разрешение прокурора на производство соответственно следователем и дознавателем следственных или иных процессуальных действий и принятие процессуальных решений.

6. Процессуальный порядок окончания предварительного расследованиясоставлением обвинительного заключения.

Основной формой окончания предварительного следствия является составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору. Но прежде чем приступить к составлению обвинительного заключения, следователь обязан выполнить ряд процессуальных действий, направленных на обеспечение прав участников уголовного процесса. Согласно ст. 215 УПК следователь, признав предварительное следствие законченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника и законного представителя.

Об окончании следственных действий уведомляются также защитник и законный представитель обвиняемого, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, и одновременно им разъясняется право ознакомиться с материалами дела.

Если защитник обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с делом в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более пяти суток.

В случае их ходатайства об этом следователь знакомит потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела полностью или частично. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомятся с материалами уголовного дела в той части, которая относится к гражданскому иску (ст. 216 УПК).

Ознакомив потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела, следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и, по просьбе обвиняемого или его защитника, фонограммы, аудио- и видеозаписи, фотографии и иные приложения к протоколам следственных действий. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность ознакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, то последовательность представления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем.

В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из них, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

Обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела.

В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении пяти суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при наличии ходатайства обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от предложенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без защитника, кроме случаев, когда участие защитника является обязательным.

Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного

По ходатайству потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей следователь знакомит этих лице материалами уголовного дела полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомятся с материалами уголовного дела в той части, которая относится к гражданскому иску.

После выполнения всех указанных действий следователем составляется обвинительное заключение. Обвинительное заключение — это процессуальный документ, в котором подводятся итоги предварительного следствия, делаются выводы, к которым пришел следователь на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Обвинительное заключение содержит формулировку обвинения и доказательства, подтверждающие событие преступления и виновность лица в его совершении. Этот процессуальный акт определяет в последующем пределы судебного разбирательства. Он вручается обвиняемому после назначения судебного разбирательства.

Согласно ст. 220 УПК в обвинительном заключении следователь указывает: 1) фамилии, имена и отчества обвиняемого или обвиняемых; 2) данные о личности каждого из них; 3) существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, пели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающих ответственность за данное преступление; 5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение и краткое изложение их содержания; 6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты и краткое изложение их содержания; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением.

Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления.

К обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и зашиты с указанием их места жительства или места нахождения. Кроме тою, к обвинительному заключению прилагается справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания пол стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательства, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы дела. После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно направляется прокурору. В случаях, предусмотренных ст. 18 УПК, следователь обеспечивает перевод обвинительного заключения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Уголовно-процессуальные акты и их виды

Нормативные акты как источники процессуального права обладают особой юридической силой. В таких документах выражаются юрисдикционные полномочия прокуратуры, органов следствия/дознания, инстанций, непосредственно осуществляющих разбирательства. Рассмотрим далее понятие и значение уголовно-процессуальных актов .

Общие сведения

Процессуальные акты уголовного судопроизводства закрепляют решения, вынесенные в рамках разбирательства, фиксируют действия уполномоченных служащих. Эти документы обуславливают прекращение, возникновение, изменение правоотношений. В этой связи значение уголовно-процессуальных актов достаточно велико. Законодательство предъявляет повышенные требования к их содержанию и оформлению. Процессуальные акты уголовного дела обеспечивают переход разбирательства с одной стадии на другую. Исключительным правом на издание таких документов обладают только субъекты, перечень которых прямо установлен законодательством.

Понятие уголовно-процессуальных актов

Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулировать следующее определение. Процессуальный акт в уголовном процессе – документ, изданный уполномоченным субъектом, обладающий юрисдикционным государственно-властным характером. Он обуславливает изменение, прекращение, возникновение правоотношений, регламентируемых УПК.

Уголовно-процессуальные акты и их виды

Основная классификация проводится в зависимости от содержания. По этому критерию уголовно-процессуальные акты и их виды объединяются в две крупные группы. В первую входят документы, фиксирующие действия. Они именуются протоколами. Во вторую группу объединены уголовно-процессуальные акты , фиксирующие решения, принятые уполномоченными органами и служащими.

Протоколы

Эти уголовно-процессуальные акты отражают ход и итоги следственных мероприятий. Протоколы оформляются на разных этапах разбирательства. В ходе предварительного следствия каждое мероприятие фиксируется в отдельном документе. Все действия, осуществляемые в рамках судопроизводства, отражаются в одном акте. В УПК предусмотрены различные протоколы:

  1. Принятия устного сообщения о преступлении.
  2. Осмотра.
  3. Ознакомления обвиняемого (его защитника) с собранными материалами.
  4. Допроса.

Особенности заполнения

УПК установлена строгая форма уголовно-процессуальных актов . Протокол включает в себя вводную, описательную, а также заключительную части. В первом разделе указывают:

  1. Название документа.
  2. Место, дату, время оформления.
  3. Должность уполномоченного служащего, его Ф. И. О.
  4. Процессуальный статус, Ф. И. О., сведения о личности участника следственного мероприятия. Здесь приводится информация о подозреваемом, понятых, свидетелях и прочих лицах, привлеченных к действию.
  5. Нормы УПК, согласно которым осуществляется мероприятие.
  6. Отметка о том, что участникам были разъяснены их обязанности и права.

Описательная часть раскрывает суть проводимого следственного мероприятия. В ней же отражается результат выполненного действия, прочие обстоятельства, имеющие значение для уголовного процесса. К примеру, в описательной части в протоколе осмотра места события указывают все обнаруженные следы и прочие объекты, относящиеся к преступлению. В документе должна присутствовать информация обо всех изъятых предметах. В заключительной части ставится отметка о факте ознакомления участников мероприятия с протоколом. Здесь же приводятся их замечания и заявления относительно выполненного действия или хода фиксации его результатов. Подписание документа осуществляется всеми участниками мероприятия. Протоколы судебного заседания подписываются толь председательствующим и секретарем.

Читать еще:  Процессуальные действия в уголовном праве это

Документы, закрепляющие решения

Эти уголовно-процессуальные акты достаточно многообразны. В первую очередь, к ним относят постановления. Эти документы фиксируют любые решения:

  1. Прокуроров, следователей, дознавателей, принятые в рамках досудебного производства. Исключение составляет обвинительное заключение.
  2. Суда, кроме приговоров, вынесенных единолично.
  3. Президиумом надзорной инстанции.

К документам, закрепляющим решения, относят определения. Они выносятся при коллегиальном рассмотрении дел о преступлении. К определениям не относят приговоры, а также решения президиума надзорной инстанции. Обвинительные заключения – это итоговые уголовно-процессуальные акты , оформляемые в рамках предварительного следствия. В таких документах уполномоченный служащий или орган дает юридическую квалификацию действия/бездействия лица, подозреваемого в преступлении, на основании анализа собранных доказательств. К документам-решениям относят также приговоры. Они рассматриваются как акты правосудия, устанавливающий невиновность или виновность лица. В них определяется наказание или освобождение от ответственности гражданина. Обвинительные акты – итоговые процессуальные документы, оформляемые органами дознания. В нем отражается та же информация, что и в обвинительном заключении.

Дополнительно

К процессуальным актам-решениям относят также:

  1. Заключение прокурора. Оно представляет собой итоговый акт проверки либо расследования на этапе возобновления уголовного производства на основании вновь открывшихся фактов.
  2. Заключение судебной коллегии. Такой процессуальный акт выносится по факту рассмотрения вопросов, касающихся возбуждения дела в отношении рядка категорий субъектов и привлечения их в статусе обвиняемых.
  3. Протоколы задержания. В этих процессуальных актах фиксируется решение дознавателя/следователя в отношении лиц, подозреваемых в преступлениях.

Структура документов-решений

Большая часть таких актов включает в себя следующие части:

  1. Вводную.
  2. Описательно-мотивировочную.
  3. Резолютивную (заключительную).

В первом разделе содержатся сведения о:

  1. Наименовании документа.
  2. Месте, времени, дате составления.
  3. Звании (классном чине) должности, Ф. И. О. уполномоченного служащего, оформляющего документ.
  4. Номере дела.

Описательно-мотивировочная часть

В ней описываются обстоятельства, обусловившие вынесение соответствующего решения. В этой части должны указываться процессуальные основания и четкие мотивы. Кроме того, здесь должны присутствовать ссылки на статьи, регулирующие порядок принятия фиксируемого решения. Наличие описательно-мотивировочной части дает возможность уполномоченному служащему продемонстрировать содержание его аналитической деятельности, которая предшествовала оформлению документа. Через этот раздел акта выражаются требования обоснованности и законности, предъявляемые к любым процессуальным решениям.

Резолютивная часть

В ней, собственно, содержится само процессуальное решение. В резолютивной части отражается волеизъявление уполномоченного лица, вынесенное в соответствии с обстоятельствами дела на основании предписаний законодательства. В заключении документа должно присутствовать четкое и ясное решение, не предусматривающего двойного толкования. Акт должен быть подписан дознавателем, судьей, следователем или прокурором. В некоторых случаях свою подпись ставят и иные участники, если документ затрагивает их интересы. Если решение должно быть согласовано или утверждено вышестоящим органом или должностным лицом, на акте проставляется соответствующая резолюция.

Прочие документы

В эту категорию относят бумаги, не обладающие признаками уголовно-процессуального акта. Эти документы не связаны с каким-либо государственно-властным волеизъявлением. Более того, они далеко не во всех случаях обуславливают прекращение, возникновение, изменение уголовно-процессуальных правоотношений. Такие документы составляются многими участниками разбирательства на разных его стадиях. Основная их классификация производится в зависимости от субъектов, их оформляющих. По этому критерию выделяют следующие группы прочих уголовно-процессуальных документов:

  1. Уполномоченных органов и служащих.
  2. Участников разбирательства.

Документы органов и служащих

Они обладают публично-правовым характером, так как исходят от госструктур и должностных лиц. Вместе с тем, как выше отмечалось, они не обусловлены государственно-властным волеизъявлением. Такие документы могут адресоваться как другим уполномоченным служащим и органам, так и остальным участникам судопроизводства. К этой категории бумаг относят, в первую очередь, представления. Это акты реагирования:

  • прокурора на судебные постановления или инициирующие разбирательство по вопросам о возбуждении производства в отношении ряда категорий лиц и привлечения их в статусе обвиняемых;
  • ВС на решения КС и ЕСПЧ;
  • следователя или дознавателя на факты, способствующие совершению противоправного деяния.

К числу прочих документов относят также ходатайство. Оно представляет собой:

  1. Документ, в котором присутствует обращение к суду следователя/дознавателя с официальной просьбой о выполнении процессуального мероприятия или принятии решения. Ходатайство направляется для получения одобрения инстанции в совершении действий, затрагивающих конституционные свободы лиц.
  2. Обращение прокурора (гособвинителя) в заседании по вопросу выполнения определенных мероприятий или принятия решений. Указанный субъект вправе заявить ходатайство по любым аспектам судопроизводства наряду с прочими участниками.

Другие типы

К процессуальным документам относят также:

  1. Уведомление. Оно представляет собой письменное сообщение, направленное заинтересованным субъектам дознавателем/следователем о выполнении определенных действий либо вынесении решений. К примеру, указанные служащие должны в течение суток известить суд и прокурора об обыске в жилище без постановления инстанции, разбирающей дело.
  2. Письменное указание. Оно адресуется следователю/дознавателю вышестоящим должностным лицом, а также прокурором.
  3. Отдельное поручение. В таких документах следователь дает распоряжения на выполнение отдельных следственных или иных действий другими правоохранительными структурами или служащими, ведущими предварительное расследование. Отдельное поручение может направляться органу дознания или другому следователю.
  4. Повестку. Она представляет собой письменное извещение участника судопроизводства о его обязанности явиться к следователю, дознавателю, в судебную инстанцию для выполнения процессуальных действий. Чаще всего повесткой граждане вызываются на допрос.
  5. Особое мнение судей. Этот документ отражает несогласие должностного лица с выводами других служащих по вопросам, решаемым при вынесении приговора. Особое мнение должно быть мотивированным.
  6. Вопросный лист. В этом процессуальном документе фиксируются вопросы, которые суд ставит перед присяжными, а также ответы на них.

Возражения

Они также относятся к прочим процессуальным документам. Возражения могут подаваться следователем/дознавателем на указания руководителя или прокурора. В таких документах отражается несогласие с необоснованным, по мнению служащих, распоряжением. В возражении должна присутствовать четкая мотивировка, ссылки на соответствующие статьи закона. Фактически данный документ является специфическим подтипом жалобы, исходящей от уполномоченного лица. Возражения могут также подаваться на требования прокурора устранить нарушения положений федерального законодательства. Они также должны быть мотивированными. Направляется такой документ руководителю органа следствия. Возражения подаются и на жалобы. К примеру, таким правом обладает прокурор. Он может направить возражение на кассационную/апелляционную жалобу.

Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение. — Шпаргалки по уголовному процессу

Деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и соответствующие ей правоотношения субъектов уголовного процесса находят отражение и закрепление в уголовно-процессуальных документах.

Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса позволяет осуществлять, по крайней мере:

а) проверку законности и обоснованности деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, и законности, обоснованности и справедливости принимаемых ими решений;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

б) обеспечивать надлежащую охрану прав, свобод и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;

в) формировать единообразие уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений на всей территории Российского государства.

Уголовно-процессуальный закон, употребляя термин «процессуальные документы», не дает определение этого понятия.

Представляется, что уголовно-процессуальный документ — письменный акт, в котором зафиксированы (закреплены) соответствующие действия всех участников уголовного судопроизводства и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс.

Документы в уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения имеют различные названия:

а) протоколы следственного действия или судебного разбирательства;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

б) постановления должностного лица органов предварительного расследования, прокурора или судьи;

в) жалобы, заявления граждан или рапорт должностного лица;

г) обвинительный акт, обвинительное заключение;

д) приговор, постановление или определение соответственно судьи или суда; и т.д.

Для того чтобы привести многочисленные уголовно-процессуальные документы в определенную систему, специалисты в области уголовного судопроизводства предприняли достаточно успешные попытки их классификации.

Среди документов различные авторы выделяют:

а) протоколы и постановления (решения)1;

б) письменные акты, закрепляющие решения, отражающие ход и результаты процессуальной деятельности, и иные документы2;

в) протоколы, документы, фиксирующие решения, и документы, связанные с общением участников процесса3;

г) документы информационно-удостоверительного и властно-распорядительного характера4.

Последняя точка зрения представляется нам теоретически и практически обоснованной в силу универсальности предложенной классификации уголовно-процессуальных документов.

Любой процессуальный документ должен отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности, полноты и истинности содержания, ясности, грамотности и понятности его изложения, своевременности его составления.

В документах информационно-удостоверительного характера следует различать:

1) документы, обеспечивающие общение между различными участниками процесса и реализацию государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, своих полномочий;

2) протоколы следственных и судебных действий, направленных на собирание, исследование, проверку и оценку доказательств;

3) протоколы иных процессуальных действий.

Первую подгруппу составляют процессуальные документы — уголовно-процессуальные акты, в которых реализуются полномочия государственных органов и должностных лиц в процессе общения с другими участниками уголовного судопроизводства.

В эту подгруппу входят письменные указания и поручения, требования о предоставлении предметов и документов, подписки, обязательства, объяснения, заявления о самоотводе, акты документальных проверок, ревизий, инвентаризаций и т.п.

Вторую подгруппу составляют протоколы следственных и судебных действий — уголовно-процессуальные акты, в которых отражаются факт совершения, ход, содержание и результаты следственных и судебных действий по собиранию, исследованию, проверке и оценке доказательств.

Эту подгруппу уголовно-процессуальных документов составляют, например,. протоколы обыска, выемки следственного эксперимента в стадии предварительного расследования, протоколы судебного разбирательства, производства отдельных судебных действий (например, протокол осмотра судом местности) и т.д.

Протоколы следственных и судебных действий состоят обычно из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

Согласно ст. 166 УПК РФ протокол следственного действия составляется в ходе его производства или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Для обеспечения полноты протокола могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и (или) видеозапись.

Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и (или) видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются:

место и дата производства следственного действия, время его

Читать еще:  Решения в уголовном процессе понятие виды

начала и окончания с точностью до минуты;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях — его адрес и другие данные о личности.

В протоколе описываются уголовно-процессуальные действия в том порядке, в котором они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления и ходатайства лиц, участвовавших в следственном действии.

В протоколе следственного действия должны быть указаны также технические средства, примененные в его ходе, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

В протоколе следственного действия должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении технических средств.

Протокол следственного действия предъявляется для ознакомления всем его участникам, независимо от их уголовно-процессуального статуса (положения).

При этом данным лицам разъясняется их право делать подлежащие обязательному внесению в протокол следственного действия замечания о дополнении или уточнении его содержания.

Все внесенные в протокол следственного действия дополнения и замечания должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и всеми лицами, участвовавшими в следственном действии.

К протоколу могут быть приложены фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса и иных следственных действий, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные в ходе следственного действия.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителей, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представители или свидетель, не приводить данные об их личности.

В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.

Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Протокол должен также содержать отметку о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями соответствующих участников следственного действия.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного участника уголовного процесса подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол следственного действия, должна быть предоставлена возможность изложить, объяснить причины отказа от подписи. Это объяснение должно быть занесено в протокол данного следственного действия.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не могут подписать протокол следственного действия, то ознакомление этих лиц с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ст. 167 УПК РФ).

Протоколы иных уголовно-процессуальных действий — уголовно-процессуальные акты, удостоверяющие выполнение обязанностей государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

К ним относятся протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явки с повинной (ст. 142 УПК РФ), объявления об окончании предварительного следствия и предъявлении материалов дела для ознакомления участникам процесса, указанным в законе (ст. 217, 218 УПК РФ), и некоторые другие.

Уголовно-процессуальные документы властно-распорядительного характера — процессуальные акты, в которых содержатся решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

К этим уголовно-процессуальным документам относятся:

а) приговоры судьи (или суда в коллегиальном составе), определения и постановления судов;

б) постановления органов предварительного расследования (начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа), прокурора и судьи;

в) представления органов предварительного расследования и частные определения суда или постановления судьи с требованиями об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и нарушений законов;

г) обвинительные заключения и обвинительные акты органов предварительного расследования.

Особую подгруппу составляют, по нашему представлению, вердикты коллегии присяжных заседателей, так как они не являются должностными лицами в буквальном смысле данного термина.

К этим документам предъявляются дополнительные требования в виде их законности, обоснованности, мотивированности и справедливости.

Наиболее распространенными в этой группе являются постановления, содержание и форма которых явно недостаточно урегулированы уголовно-процессуальным законодательством в силу утра-

ты юридической силы главы 57 УПК РФ, которая содержала образцы процессуальных документов.

К устранению из содержания уголовно-процессуального закона бланков различных документов мы относимся отрицательно потому, что в настоящее время сотрудникам следственных органов каждого субъекта Российской Федерации придется разрабатывать собственные образцы документов. Между тем следовало бы, по нашему мнению, усовершенствовать содержание главы 57 УПК РФ в соответствии с современными требованиями уголовно-процессуального закона.

В постановлении различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.

Вводная часть постановления в самом общем виде содержит сведения:

а) о наименовании документа;

б) о месте и времени его составления;

в) о должности, звании (или чине), фамилии и инициалах составителя постановления;

г) об уголовном деле (или материалах), на основании которого принимается соответствующее решение.

В описательно-мотивировочной части постановления излагаются:

а) установленные на момент принятия решения фактические обстоятельства совершения преступления и иные основания для составления документа;

б) мотивы принятия уголовно-процессуального решения;

в) нормативно-правовые основы составления уголовно-процессуального документа со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального и уголовного закона.

Резолютивную часть постановления составляют собственно решения, определяющие:

а) поступательное движение уголовного дела;

б) наделение участников уголовного процесса определенным уголовно-процессуальным статусом;

в) возможность или необходимость производства следственных и иных уголовно-процессуальных действий;

г) применение мер уголовно-процессуального принуждения к участникам уголовного процесса;

д) разрешение иных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов; и т.д.

Согласно ст. 474 УПК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом.

В случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных типографским, электронным или иным способом, они могут быть написаны от руки.

1.6. Уголовно-процессуальные акты

Все процессуальные документы можно разделить на две группы: протоколы и решения.

Протоколы удостоверяют факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий. Протоколы можно разделить на несколько видов: 1) протоколы следственных и судебных действий, которые удостоверяют обстоятельства, имеющие значение для дела. Они являются источниками доказательств; 2) протоколы процессуальных действий органов предварительного расследования по обеспечению прав участников процесса (например, протокол ознакомления обвиняемого с материалами УД); 3) протоколы, отражающие факт нарушения кем-либо из участников процесса своих обязанностей.

Решения — это процессуальные документы, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и реализующие властные предписания компетентных должностных лиц об определенных правовых действиях.

Решения в отличие от протоколов являются актами применения норм права и характеризуются рядом признаков: а) выносятся только государственными органами или должностными лицами, осуществляющими уголовно-процес- суальную деятельность в пределах их компетенции; б) выражают властные полномочия вынесшего их должностного лица и обеспечиваются принудительной силой государства; в) порождают, изменяют или прекращают уголовно-про- цессуальные правоотношения; г) принимаются в установленном законом порядке и выражаются в определенной, установленной законом форме.

По своей форме решения, как правило, состоят из вводной, описательной и резолютивной частей. Содержание решения должно отражать цель, для которой оно принимается, фактические и юридические основания его принятия, мотивы.

Можно выделить следующие группы решений: 1)

постановления — единоличные (как правило) решения дознавателя, следователя, прокурора, судьи; 2)

определения — коллегиальные решения, вынесенные судом первой инстанции и вышестоящими судебными инстанциями; 3)

приговор — решение суда первой или апелляционной инстанции, вынесенное по вопросам о виновности или невиновности подсудимого и о назначении либо освобождении его от наказания; 4)

вердикт — решение коллегии присяжных о виновности или невиновности подсудимого; 5)

представление прокурора — акт его реагирования на судебное решение; 6)

санкция прокурора — его разрешение (согласие) на производство органами предварительного расследования определенных процессуальных действий и принятие процессуальных решений.

1.7. Уголовно-процессуальные гарантии

Уголовно-процессуальные гарантии представляют собой установленные законом средства и способы, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности. При этом процессуальные гарантии правосудия одновременно служат и гарантиями прав личности в УСП. Они неразрывно связаны и не могут противопоставляться друг другу, так как изобличение виновного и правильное разрешение УД отвечают не только интересам потерпевшего, но и интересам всего общества и государства, так как борьба с преступностью является одной из важнейших государственных задач.

Участники уголовно-процессуальной деятельности наделены определенными правами и обязанностями, которые и определяют их правовой статус. Реальное и активное использование предоставленных законом прав лицами, участвующими в УСП, само по себе уже служит одной из гарантий правильного разрешения дела и защиты участниками процесса своих интересов.

УПК устанавливает средства, обеспечивающие участникам процесса реальную возможность защищать свои права. Суд, прокурор и органы предварительного расследования в соответствии с Конституцией обязаны уважать неприкосновенность личности, охранять права и свободы граждан. На них лежит обязанность разъяснять участникам процесса их права и обеспечивать реальные возможности для реализации этих прав.

Таким образом, правам участвующих в деле граждан соответствуют обязанности должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Суд, прокурор и органы предварительного расследования не только имеют властные полномочия в отношении участников процесса, но и несут перед ними обязанности по обеспечению их прав и законных интересов.

; В качестве гарантии правосудия, прав и интересов личности в УСП в широком смысле выступает установленный законом порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности (процессуальная форма), а также надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих, прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного расследования, широкая возможность обжалования всеми заинтересованными лицами решений государственных органов и должностных лиц, ведущих процесс.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector