0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процесс определения побудительных причин своего поведения

Мотивы деятельности, их виды и характеристика. Понятие мотивации в психологии

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Читать еще:  Процессуальные виды экспертиз

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

— мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

— мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

— стремление получить одобрение других людей;

— стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

— мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

МОТИВ

Содержание:

Найдено 17 определений термина МОТИВ

МОТИВ

МОТИВ

МОТИВ

МОТИВ

Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию «неопредмеченной» потребности; 2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.

Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде «потребность-М.-деятельность» А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. («немотивированная» деятельность — та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.

Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. — подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.

Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл — осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. «задачи на смысл» (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.

Читать еще:  Реабилитация после приговора

От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что «одинаковое» поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотива-ционный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б.М.)

Активность субъекта хозяйственной деятельности, необходимая для достижения цели в ситуации неопределенности — это

Экономическая психология

1. Автором теории макроэкономики является:

Активность субъекта хозяйственной деятельности, необходимая для достижения цели в ситуации неопределенности — это

— готовность к хозяйственному риску.

3. Американский экономист-психолог, рассмотревший экономическое поведение потребителей и предпринимателей:

4. Анализ достаточности мер и действий в аналогичных ситуациях это:

5. Английский экономист Р Линн обнаружил, что чем больше экономический рост:

— тем больше ценность денег.

6. Бедность трактуется как:

— крайняя форма экономической психологии дезадаптаций личности.

7. Бедность- это:

— неспособность индивидуумов поддерживать минимальный или приемлемый уровень жизни.

8. Безразличен к деньгам, накоплению покупкам, охотно поручает распоряжаться заработанными деньгами близким людям высвобождая время для работы это:

9. Бесконтрольно расходует деньги, особенно в период депрессии проявляется ощущение своей незначительности отверженности, деньги имеют терапевтический смысл, часто это люди с низкой самооценкой уверенные в том, что деньги ее повышают, однако удовольствие от владения деньгами носит временный характер:

10. В большинстве случаев покупка хлеба может служить примером:

11. В деятельность любого предприятия в рыночной экономики можно выделить:

12. В качестве методов исследования в экономической психологии выделяют:

13. В ключевые моменты потребительского поведения Бетмана не входит:

Входит:

— способность переработки информации;

— получение информации и оценки;

Социологическое исследование на тему

. здоровья. Выводы 1. Был обработан большой массив информации, включавший изучение исследований ученых, занимающихся стрессовыми ситуациями и способами их . и уважение, престиж, власть. Люди с низким экономическим статусом чаще чувствуют бессилие перед лицом стрессовых обстоятельств, . во многих сферах общественной жизни. Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к резкой .

— потребление и узнавания.

14. В модель потребительского поведения Андриасена не входит:

Входит:

— личность отдельного потребителя;

— прошлые переживания, связанные с удовлетворением потребностей;

— прошлый опыт, не включающий удовлетворения;

— социальное восприятие, восприятие человеком надежд, норм и ценностей;

— личностные установки на объекты связанные с интересующим товаром.

15. В модель потребительского поведения Никосиа не входит:

Входит:

— цель события, начинающиеся с активации посредством маркетингового сообщения;

— процессы поиска и оценивания;

— акт потребления или покупка;

— процесс обратной связи.

16. В настоящее время преимущественным направлением психологического исследования являются различные аспекты поведения людей на рынке:

17. В основу поведения эконом человека экономисты положили:

— что в основе его деятельности лежит стремление получить максимальный результат при минимальных издержках в условиях ограниченности ресурсов.

18. В отношении к заработку люди делятся на 2 группы:

19. В прикладной области экономической психологии существует направление:

— сфера отношений «граждан- общество».

20. В своем классическом варианте метод, который предусматривает анонимный опрос по поводу предпочтительности проектов, представляемых им в виде списка, это метод:

21. В современной экономической науке заметную роль должны играть методы и подходы:

— история экономической психологии;

— психология хозяйственных организаций;

— психология трудовых отношений;

Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая проблема

. и их носителей. Связь психологии девиантного поведения с другими науками Психология девиантного поведения (по В.Д. . носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты . девиантного поведения: аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный антиагрессивный (саморазрушающий, поскольку ему сопутствует потребление вредных .

— психология домашнего хозяйства;

— психология истории хозяйства;

— психология кономического знания;

— психология экономического поведения;

— психология предпринимательской деятельности;

— психология принятия решения в хозяйственной деятельности.

22. В стадии процесса принятия решения потребителя Ховарда- Шеса не входит:

Входит:

23. В типологию сберегательной мотивации населения не входит:

Входит:

— ориентирование сбережений только на текущее потребление;

— создание сбережений с целью резерва на непредвиденный случай;

— формирование сбережений с целью приображения дорогих предметов;

— мотивы сбережений организованных на будущие потребности семьи и расходы связанные со здоровьем и поведением досуга;

— мотивы накопления и использования сбережения с инвестиционными целями;

— комбинация из сберегательных ориентаций.

Читать еще:  Процессуальные права защитника в уголовном процессе

24. В число составляющих субъективного экономического благополучия включают:

— удовлетворенность доходом и стандартом жизни;

— справедливость распределения дохода и ожидания его изменений;

— оценка аспектов жизни-финансовой безопасности и независимости;

— удовлетворенность трудом и доходом, потреблением системой эконом политических организаций;

— социальное сравнение с типичными представителями страны.

25. Вероятность того, что информация о рекламе товаре надолго запомнится потребителем, относительно выше при:

Семинарские занятия по курсу «психология девиантного поведения» для студентов 4 курса фПиМно (7 семестр)

. Вопросы психологии №6 2000 Криминальная агрессия т.20 №6 1999 Психологический журнал. Семинар 3. Тема: Причины девиантного поведения личности. Противоречия социально-экономического и . изучения девиатологии. Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения». Социальная норма. Проблема «нормы» в психологии. Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное по ведение» и др. .

26. Влияние личностных качеств высших государственных руководителей на выбор курса экономической политики — это институт:

27. Вмешательство государства, банка и крупных предпринимателей в операции на фондовых биржах с целью искусственного воздействия на курсы ценных бумаг — это:

28. Выделил 4 типа корпоративных культур (бейсбольная команда, клуб, крепость, академия):

29. Выделяют 3 группы причин бедности:

30. Выделяют формы власти рынка над человеком:

— выбор из маргинальных.

31. Вынужденная и не глубокая адаптация при неблагоприятных условиях может перейти в:

32. Вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности — это:

33. Вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности:

34. Главной целью управления финансовыми рисками является:

— обеспечение финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращения возможных негативных финансовых последствий.

35. Главным критерием неравенства является:

36. Государственный долг — это сумма:

37. Готов жить на подачки, не несет ответственности ни за кого и ни за что представитель социальных низов это:

38. Готовность к достижению предвосхищаемого результата действия:

Влияние совладающего поведения на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста

. детей младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить влияние совладающего поведение на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста. Объект исследования: совладающее . самую главную роль в жизни любого человека. От того как относятся отец и мать к своему ребенку во многом зависит как .

39. Деньги для этого человека представляют ценность как предмет искусства, хорошо понимает их стоимость в этом смысле, по типу деятельности ближе всего к «торгашу»:

40. Деньги — это:

— порождение и форма выражения товарного хозяйства.

41. Деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг — это:

42. Дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторые цели и действующих на основе определенных правил и процедур:

Организация.

43. Долговременная работа по усовершенствованию процессов решения проблем и обновления путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов — это организационное:

44. Духовная свобода, позволяющая планировать свои действия; воля и энергия, упорство и постоянство — это (по Зомбарту) характеристика:

45. Если люди становятся менее бережливыми, то при прочих равных условиях:

— кривая сбережения сдвинется влево.

46. Если при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь то это:

— эффект Монте — Карло.

47. Если финансовая независимость предоставляет человеку больше личностной свободы — это:

— стремление к независимости.

48. Значимые события, ситуации угрозы, утраты, боли в условиях труда порождают стресс:

49. Зона риска, которая несет угрозу не только потери прибыли, но и появление убытков влекущих возможные сокращение масштабов деятельности предприятия — это:

50. Используемые в организациях процесс и методы изменения индивидуального поведения сотрудников посредством систематического применения позитивных и негативных стимулов:

— регулирование организационного поведения.

Экономическая психология 3

. экономическая психология. Принятие экономических решений. Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения . . К волевым компонентам экономического сознания и поведения относятся экономические нормы, экономический поступок, деятельность. Экономические нормы не выделялись до .

51. Исходное положение современной теоритической модели СЕБ предполагает, что субъективное экономическое благополучие определяется как:

— интегральный психологический показатель жизни человека, выражающий отношение человека к своему актуальному и будущему материальному благосостоянию.

52. К аффективным факторам экономического поведения относят:

— эмоционально потребительский выбор.

53. К когнитивным факторам экономического поведения относят:

— принятие эконом решения;

— непостоянство выбора и притягательность определенности;

— риск, выигрыш или проигрыш;

— выбор и способ предъявления;

— психологические затраты эконом решения;

— выбор и атрибуция

54. К конативным факторам экономического поведения относят:

— деятельность и мотивация трудовой деятельности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector