3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса

Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса.

Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса
Прокурорский надзор осуществляется от начала до конца предварительного расследования. Следователь и орган дознания обязаны ставить прокурора в известность о начатом расследовании, а по окончании его — направлять ему дело вместе с обвинительным заключением. В случае прекращения дела прокурору направляется копия постановления.
Все решения, связанные с существенным ограничением прав граждан (о применении меры пресечения — заключения под стражу, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, и др.), требуют санкции прокурора и без нее ничтожны, т. е. не имеют юридической силы.
В области надзора за исполнением законов органами и должностными лицами дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены следующие права:
— требовать от органа дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о состоянии расследования и соблюдении закона;
— давать письменные указания о производстве любого следственного действия или относительно принятия решения из числа предусмотренных законом;
— поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
— участвовать в производстве расследования, лично осуществлять отдельные следственные действия или принимать любое дело к своему производству;
— санкционировать действия и решения следователя и органа дознания в предусмотренных законом случаях;
— давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
— продлевать сроки следствия, дознания и содержания под стражей;
— отстранять следователя (лицо, производящее дознание) от дальнейшего расследования по делу в случае нарушения им закона;
— изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного следствия другому (если это необходимо для обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования);
— возбуждать уголовные дела, отказывать в их возбуждении;
— прекращать, приостанавливать производство по делам;
— отменять незаконные и необоснованные постановления органов расследования;
— возвращать уголовные дела на дополнительное расследование, утверждать обвинительные заключения и направлять дела в суд.
Полномочия прокурора реализуются им, как правило, в форме соответствующих правовых актов (письменное указание, резолюция на документе, постановление).
В устной форме прокурор может требовать представления ему для проверки уголовного дела, материалов, иных имеющихся у органа расследования сведений.
Указание прокурора, данное в письменной форме, обязательно для следователя и органа дознания. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения, за исключением перечисленных в законе случаев (ч. 2 ст. 127 УПК).
Уголовное дело может быть направлено в суд только после утверждения обвинительного заключения прокурором. Это необходимо для того чтобы не допустить направления в суд дела, по которому имеются пробелы в доказательственном материале или допущены нарушения закона, препятствующие судебному разбирательству.
На изучение дела прокурору дается срок не более пяти суток. Затем он принимает одно из следующих решении:
— утвердить своей резолюцией обвинительное заключение;
— возвратить дело для производства дополнительного дознания или следствия со своими письменными указаниями;
— прекратить дело своим постановлением;
— возвратить дело с письменными указаниями для пересостав- ления обвинительного заключения;
— составить новое обвинительное заключение, а составленное следователем (органом дознания) изъять и вернуть ему с указанием обнаруженных ошибок.
При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, переквалифицировать преступление на менее тяжкое, внести изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд.
При наличии оснований он может своим постановлением изменить или отменить меру пресечения в отношении обвиняемого или, если мера пресечения ранее не применялась, избрать ее.
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет дело в суд, указывая при этом, считает ли он необходимым поддержать государственное обвинение. Одновременно он уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело.

Читать еще:  Процессуальный порядок производства дознания

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9013 — | 7283 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Глава 1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Глава 2. Нормативные акты, регламентирующие деятельностьпрокурора

Глава 3. Полномочия прокурора (структура досудебной стадии уголовного судопроизводства)

1. Возбуждение уголовного дела

2. Предварительное расследование

3. Привлечение лица в качестве обвиняемого

4. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (актом)

Список использованной литературы

Рост преступности на современном этапе стал одной из самых трудноразрешимых проблем нашего общества. Различные аспекты борьбы с преступностью являются предметом обсуждения органов законодательной власти и правительства, а также всех правоохранительных органов и научных учреждений.

Разработка мер по борьбе с преступностью, естественно, предполагает дальнейшие совершенствования её профилактики, своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, и их справедливое наказание в судебном порядке является одним из существенных условий предотвращения новых правонарушений. Однако, в условиях формирующегося демократического правового государства сложной задачей является не только раскрытие совершенных преступлений, но также и доказывание вины конкретных лиц как на стадии предварительного расследования, так и при судебном разбирательстве уголовных дел. В то же время не менее важным является предотвращение привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных лиц, а также недопущение судебных ошибок, а в случае их совершения, незамедлительное их устранение. Важная роль в осуществлении этих задач принадлежит прокурору.

Как известно, прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению темы данной работы, необходимо обратить внимание на нормативные акты регулирующие деятельность прокурора в уголовном процессе.

Актуальность и важность рассматриваемой темы определяется тем, что прокуратура призвана осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. А именно в уголовном процессе решаются чрезвычайно важные вопросы судьбы человека, так как в соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Читать еще:  Прокурор как участник уголовного процесса

В соответствии со сказанным можно сказать и о целях данной работы, которыми является рассмотрение:

1 процессуальных прав и обязанностей прокурора в уголовном процессе;

2 значения прокурора в уголовном процессе.

Необходимость рассмотрения вопросов связанных с должностью прокурора и требований к кандидатам на должность прокурора заключается в том, что во многом от процессуальной деятельности прокурора зависит решение вопросов об обстоятельствах совершения преступления и личности виновного, что оказывает влияние на наказание назначаемое осужденному.

Теперь, когда немного сказано о роли прокурора в уголовном процессе, необходимо перейти к рассматриваемой теме, чтобы ответить на поставленные ранее вопросы.

Глава 1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Согласно ч.1 ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного расследования.

В качестве прокурора в уголовно-процессуальных отношениях законодатель предписывает понимать Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, их заместителей, иных должностных лиц органов прокуратуры участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п.31 ст.5 УПК).

Однако в ч.2 ст. 37 УПК формы реализации этого надзора дифферинцированы. Так, закон предписывает прокурору в ответ на процессуальные решения или действия следователя, дознавателя в одних случаях давать согласие или выносить мотивированное решение, причем иногда незамедлительно (ч.2 ст. 106, ч.3 ст. 108, ч.1 ст. 114, ч.1 ст. 115, ч.4 ст. 146, ч.1 ст. 165 УПК), в других случаях принимать решение об утверждении (обвинительного акта или обвинительного заключения) или иное решение (ч.1 ст. 221, ч.1 ст. 226 УПК), в третьих случаях не обязывает как- либо реагировать даже при получении от следователя копий постановлений, содержащих важные процессуальные решения (ст. 208, 213 УПК). Таким образом, в законе установлены некие приоритеты для прокурорского надзора. Возникает вопрос: оптимально ли выбраны эти приоритеты и сами формы надзора, чем должен определяться этот выбор?

В отечественной науке долгое время является дискуссионным вопрос о функциях прокурора в уголовном судопроизводстве, а следовательно, и о приоритетах и формах надзора за законностью и обоснованностью процессуальных действий и решений следователя (дознавателя).

На мой взгляд при установлении приоритетов прокурорского надзора следует исходить, прежде всего, из назначения уголовного судопроизводства. Согласно ч.1 ст. 6 УПК уголовное судопроизводство имеет свои назначением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Такое возведенное в ранг принципа назначение уголовного судопроизводства логически вытекает из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства; что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2, 18 Конституции РФ).

Читать еще:  Резолютивная часть оправдательного приговора

Поэтому применительно к досудебному производству приоритетными для прокурорского надзора должны быть те этапы, где существует реальная опасность для высшей ценности. приоритетными должны быть те процессуальные решения органа дознания, дознавателя или следователя, которые затрагивают интересы участников уголовного судопроизводства или иных лиц, а, следовательно, существует и необходимость незамедлительного предупреждения или исправления возможных ошибок или нарушений уголовно- процессуальных норм.

Если использовать этот критерий, то следует признать, что в УПК приоритеты доля прокурорского надзора, способствующие защите от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, определены в целом верно.

Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Организация и деятельность прокуратуры- государственного органа, призванного, прежде всего, осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, регламентируются совокупностью конституционных норм, законодательных и иных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, в соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Однако, как известно прокурор в своей деятельности руководствуется не только федеральными законами, но и Конституцией Российской Федерации, а также подзаконными нормативными актами. В связи с этим необходимо дать краткую характеристику используемых нормативных актов.

Так, Конституция Российской Федерации как основной закон государства, обладающей высшей юридической силой на территории РФ, закладывает важнейшие принципы общественных отношений, складывающихся между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью, устанавливает основополагающие принципы судопроизводства в России, проведения предварительного следствия, правовое положение обвиняемых в совершении преступлений, указывает на то, что деятельность прокурора регулируется специальным законом. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п «о»ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, не соответствия закону не действительны, не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры включают и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающиеся непосредственно прокуратуры). В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции России: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В настоящее время действует Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры (Алма-Ата, 8 октября 1992 г.), в соответствии с которым прокуратуры независимых государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, обязуются оказывать друг другу помощь по выполнению отдельных процессуальных действий и иную помощь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector