1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор как участник уголовного процесса

Курс уголовного процесса

Прокурор как участник уголовного процесса

С точки зрения терминологии, понятие «прокурор» используется в законодательстве в нескольких значениях. С одной стороны, в организационном смысле прокурором является должностное лицо, возглавляющее соответствующее звено системы прокуратуры (прокурор района, прокурор области и т.п.). С другой стороны, в процессуальном смысле, согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурор — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Таким образом, конкретное должностное лицо может занимать разные должности в системе органов прокуратуры, но в процессуальном смысле обладатели этих должностей будут «прокурорами». Данное различие имеет не только сугубо формальное значение, но и концептуальное: как будет показано далее, прокуроры в должностной и процессуальных плоскостях подчиняются правовому регулированию, которое строится на принципиально разных подходах.

а) необходимость прокурора в уголовном процессе

В историческом разрезе она вовсе не столь очевидна, как может показаться. Вообще вопрос о роли прокурора в производстве по уголовному делу произволен от вопроса о действии принципа публичности. Ранний обвинительный процесс не знает фигуры, аналогичной прокурору. В такой форме процесса движущей силой является воля частного лица, выступающего обвинителем. Соответственно, имеет место начало народного обвинения, когда право начинать процесс принадлежит любому лицу 1 Такой вид обвинения возрождается и при крушении государственного аппарата, Так, он был введен в России Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. (СУ. 1917. № 4, Ст. 50) и существовал до 30 ноября 1918 г., когда Положением о народном суде было утверждено должностное обвинение (ст. 40-42) (СУ. 1918. № 85. Ст. 889). .

Следующим этапом развития обвинения следует считать начало должностного обвинения, когда компетентные должностные лица ex officio полномочны возбуждать производство по выявленным ими признакам преступлений. При этом должностное обвинение, как правило, не исключает народное, что порождает целый ряд возможностей: конкурирующее обвинение (возможность начать процесс имеется как у должностного, так и у частного лица); дополнительное обвинение (потерпевший может участвовать в поддержании обвинения вместе с должностным лицом); субсидиарное обвинение (частное лицо может продолжить обвинение при отказе или уклонении должностного лица от его поддержания) 2 Такой вид обвинения существовал в российском уголовном процессе с 1993 по 2001 г. при разбирательстве уголовных дел с участием присяжных заседателей (см. ст. 430 УПК. РСФСР 1960 г.). , монополия обвинения (по ряду составов преступлений обвинение полномочны возбуждать только должностные лица; также есть отдельные составы, производство по которым инициируется лишь по воле частных лиц, как правило, потерпевших от преступлений).

Розыскной процесс строится на должностном обвинении, ранний обвинительный — на народном. И тот и другой могут обходиться без прокурора — обвинителя. Так, в розыскном процессе функция прокурора в России ограничивалась надзором за исполнением законов и не имела специфики относительно других направлений его надзорной деятельности.

Вопрос о прокуроре в уголовном процессе возникает, когда процесс проникается началом состязательности сторон (хотя бы в судебном разбирательстве). При этом в состязательном процессе фигура прокурора выражена слабо ввиду отсутствия аналогов европейского континентального прокурорского дознания либо предварительного судебного следствия. Слабость фигуры прокурора проявляется в том, что он не имеет руководящих полномочий относительно полицейского расследования, равно как и не обладает монополией на возбуждение производства по делу и поддержание обвинения в суде.

И лишь в смешанной форме уголовного процесса прокурор обретает классический набор функций: руководство дознанием, возбуждение публичного иска, поддержание обвинения перед судом, обеспечение исполнения обвинительного приговора. При этом функция прокурора совместима с производством полицейского дознания (так как деятельность полиции носит административный характер), но не сочетаема с производством судебного предварительного следствия, поскольку последнее является прерогативой судебной власти.

б) функции прокурора в российском уголовном процессе: легальное определение

В соответствии с УПК РФ прокурор во всех стадиях уголовного процесса представляет сторону обвинения, осуществляет уголовное преследование (п. 45 и 47 ст. 5, ч. 1 ст. 37).

В досудебном производстве прокурор также осуществляет «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). При этом он полномочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ).

в) функции прокурора в российском уголовном процессе: доктринальное определение

Составить ясное представление о функциях прокурора на основе перечисленных норм нелегко. Этому препятствуют как забвение сущности реформ конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века, так и укоренившееся отечественное понимание прокурорского надзора как основной функции прокуратуры.

Если рассматривать модель европейского континентального смешанного типа уголовного процесса с прокурорским дознанием, то функции прокурора были бы следующими:

а) руководство дознанием, чтобы определить, следует ли возбуждать публичный иск перед судом (в лице собственно судьи или следственного судьи);

б) решение вопроса о возбуждении публичного иска перед судом (следственным судьей);

в) обличение подсудимого перед судом;

г) обеспечение исполнения обвинительного приговора суда.

В этом смысле с точки зрения классической доктрины в России наблюдается ряд деформаций прокурорских функций :

Во-первых, руководящая роль прокурора относительно органов дознания и предварительного следствия «скрывается» за термином «надзор» (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Содержание этой функции сужено после реформы 2007 г. (Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ), поскольку у прокурора нет теперь права возбуждать производство по уголовному делу, самостоятельно проводить расследование в полном объеме либо частично, давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий иначе как при направлении дела для производства предварительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). Причины такого положения дел заключаются в стремлении законодателя размежевать расследование и надзор за ним, а также «повысить» процессуальную самостоятельность следователя. Между тем и первое, и второе имеет смысл лишь применительно к предварительному судебному следствию, и совершенно не подходит прокурорскому дознанию, формами которого ныне являются дознание и даже отчасти предварительное следствие в России.

Подчиненность полицейского дознания прокуратуре является правилом для уголовного процесса европейских стран. Руководящая роль прокурора в континентальном уголовном процессе проявляется в следующем:

  1. прокурор вправе самостоятельно проводить в ходе дознания следственные действия; ни одно полномочие полиции не является ее монополией;
  2. прокурор вправе давать полиции указания о производстве необходимых действий и иным образом руководить полицейским дознанием;
  3. прокурору принадлежат некоторые исключительные полномочия (например, в неотложных случаях санкционировать обыск без решения судьи);
  4. прокурор вправе принимать решение о возбуждении публичного преследования или прекращении производства по делу до передачи материалов судебной власти.

Во-вторых, хотя прокурор и принимает решение о возбуждении публичного обвинения перед судом путем утверждения обвинительного заключения (акта, постановления), описанное выше ограничение его полномочий в предшествующем производстве, а также отсутствие у прокурора права прекращать производство по делу, по которому осуществляется предварительное следствие 3 Кроме случая, когда предварительное следствие проводилось в порядке решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера (п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК). Обосновать данное исключение мы не беремся. , существенно снижает эффективность осуществления данной функции.

В-третьих, имеется противоречие между заявленной законодателем функцией обвинения в судебных стадиях процесса и существующей в п. 1 ст. 36 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обязанностью прокурора обжаловать любой незаконный и необоснованный приговор (в том числе и в интересах стороны защиты).

Подробно эти проблемы будут рассмотрены в ходе дальнейшего изложения.

Действия прокурора в уголовном процессе

В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

Читать еще:  Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе

Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

Функции прокуратуры

Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

  • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
  • организация правовой защиты;
  • обвинение по конкретному делу.

С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

  • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
  • прав каждого гражданина;
  • главенства закона.

Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

  1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
  2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
  3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
  4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
  5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

Участие в досудебном производстве

На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

  • контроль процедурных моментов;
  • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
  • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
  • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

  • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
  • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
  • принять самоотвод дознавателя.

Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

  • высочайшей компетенции в области права;
  • понимания принципов и методов криминалистики;
  • умения правильно толковать правовые нормы.

Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

Прокурор – это Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделённые соответствующими полномочиями ФЗ «О Прокуратуре РФ» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор является участником уголовного судопроизводства, который осуществляет свою деятельность во всех стадиях уголовного процесса. Задачи прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве определены в ФЗ «О прокуратуре РФ», а также в ряде норм УПК РФ.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора можно разделить на 3 группы:

Читать еще:  Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел мировым судьей

1) в ходе досудебного производства по уголовному делу;

2) в ходе судебного производства по уголовному делу;

3) после судебного производства по уголовному делу.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

— выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

— требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

— давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

— давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

— разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

— изымать любое уголовное дело у органа дознания и дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

— отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

— передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

— рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

— поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно–розыскных мероприятий;

— продлевать срок предварительного расследования;

— утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

— возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

— утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт;

— отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК.

Следует отметить, что прокурор также уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов:

а) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

б) о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения;

в) при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

г) при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.

Прокурор свои указания органу дознания, дознавателю дает в письменной форме, которая обязательна для исполнения. Если прокурор установит, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, он отменяет данную меру пресечения (ст. 221 УПК РФ).

Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» многие полномочия, которыми наделялся прокурор, переданы руководителю следственного органа при Прокуратуре РФ (Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ и нижестоящим руководителям следственных органов).

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе и обязан отказаться от осуществления уголовного преследования при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 7 ст. 246 УПК РФ, с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия прокурора с решением суда первой инстанции, он может обжаловать данное решение, направив представление в апелляционную или кассационную инстанцию.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены по ходатайству прокурора в порядке надзора или в порядке возобновления производства по уголовному делу в ввиду новых ил вновь открывшихся обстоятельств.

Таковы основные полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве.

23. Следователь в уголовном процессе: полномочия и процессуальная самостоятельность.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Основные полномочия следователя предусмотрены статьей 38 УПК РФ. Закон наделяет следователя широким кругом полномочий по осуществлению предварительного следствия. Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

— возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;

— принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности.

Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органу дознания в случаях и в порядке, установленном УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Следователь вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Так, следователю предоставлено право обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора:

а) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия;

б) об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых;

в) о пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

Таким образом, ФЗ от 5 июня 2007 г. предоставил следователю возможность обжаловать указанные выше положения только после окончания предварительного следствия и передачи уголовного дела прокурору.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Таковы основные права следователя, предусмотренные ФЗ от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», обеспечивающие процессуальные гарантии самостоятельности и независимости следователя.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Прокурор как участник уголовного процесса. Процессуальное положение прокурора

1. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Наряду с другими функциями прокуратура осуществляет:

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации*(6).

Этими функциями и определяется положение прокурора в уголовном процессе. В контексте уголовно-процессуального права прокурор — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК).

2. Согласно ст. 37 УПК, будучи должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование виновных в совершении преступления, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу, т.е. на стадии его возбуждения и предварительного расследования, вправе:

— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

— выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

— требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

— давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

Читать еще:  Разглашение данных предварительного расследования

— давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

— отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

— рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

— разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

— отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

— передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами о подследственности (ст. 151 УПК), изымать любое уголовное дело у следователей органов внутренних дел, следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и у следователей органов федеральной службы безопасности и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

— утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

— утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

— возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

— осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Если по результатам разбирательства уголовного дела в суде первой инстанции будет принято решение (приговор, определение, постановление), суть и содержание которого идут вразрез с позицией государственного обвинителя (в таких случаях говорят, что он, обвинитель, проиграл судебный процесс), то последний вправе и обязан обжаловать такое решение путем внесения в суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции представления (апелляционное, кассационное, надзорное). А при пересмотре дела в названных судебных инстанциях прокурор, продолжая осуществление функции уголовного преследования, отстаивает свою обвинительную позицию в условиях состязательности, присущей и апелляционному, и кассационному, и надзорному производству.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 828 | Нарушение авторских прав

Прокурор, как участник уголовного судопроизводства

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осу–ществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроиз–водства, а также надзор за процессуальной дея–тельностью органов дознания и органов пред–варительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении со–общений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направ–лении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального за–конодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направ–лении расследования, производстве процес–суальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о произ–водстве процессуального действия, которое допус–кается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постанов–ления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а так–же его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего про–изводства расследования, если им допущено на–рушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным ука–занием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа пред–варительного расследования другому в соответ–ствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования феде–рального органа исполнительной власти (при фе–деральном органе исполнительной власти) и пе–редавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обяза–тельным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекра–щении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обви–нительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следо–вателю со своими письменными указаниями о про–изводстве дополнительного расследования,об из–менении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления об–винительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддержи–вает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в поряд–ке и по основаниям, которые установлены в УПК, отка–заться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекраще–ние уголовного преследования,а в суде отказ проку–рора от обвинения – прекращение дела.

30. Соотношение понятий «уголовное преследование» и «обвинение».

Соотношение понятий «уголовное преследование» и «обвинение» всегда вызывало интерес со стороны специалистов в области уголовного процесса. В юридической литературе на этот счет есть несколько точек зрения. Одни авторы рассматривают эти два понятия как синонимы, другие как часть и целое, т.е. обвинение как составную часть уголовного преследования. Обвинение же в свою очередь многие авторы понимают в двух значениях: в материальном и процессуальном. В материальном смысле это утверждение о совершении определенным лицом уголовно наказуемого деяния в ходе уголовного судопроизводства, в процессуальном смысле под обвинением понимают функцию уголовного процесса. М.А. Чельцов, понятие «уголовного преследования» рассматривал как всеобъемлющее, включающее не только обвинение, но все, что делает следователь и прокурор с момента возбуждения уголовного дела. 1 Ф.Н. Фаткуллин понимал под обвинением основанную на законе процессуальную деятельность компетентных органов и лиц по изобличению обвиняемого в инкриминируемом ему преступлении и по обоснованию его уголовной ответственности с тем, чтобы добиться публичного его осуждения. Согласно позиции А.П. Гуляева обвинение и уголовное преследование не могут быть тождественны, так как «можно обвинить лицо в совершении преступления, осуществив в отношение него до конца функцию обвинения, и в то же время освободить его от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе, т. е. по существу отказаться от уголовного преследования». 2 Таким образом, Гуляев указывает, что обвинение уже по содержанию, чем уголовное преследование. Другая точка зрения у В.Ф. Крюкова. Он, рассматривая соотношение уголовного преследования и обвинения, делает вывод, что обвинение является более широким для такого понятия как уголовное преследование. 3 Однако, с ним нельзя согласиться, т.к. уголовное преследование возникает раньше, еще до формирования обвинения. По мнению Гущева В.Е. и Александрова А.С. обвинение можно понимать как в узком смысле – уголовный иск в состязательном процессе, так и в широком смысле, когда обвинение охватывает деятельность обвинителя на всех этапах уголовного судопроизводства. 4 При этом деятельность обвинителя в досудебном производстве как раз и будет отражать содержание уголовного преследования. По мнению Ю.В. Козубенко обвинение представляет собой предмет уголовного преследования. Ю.В. Козубенко считает, что необходимо отказаться от понимания уголовного преследования как выражение обвинительной функции – оно имеет место быть не только в судебном разбирательстве, но и на предварительном расследовании, и в стадии исполнения приговора суда. 5

Действующий УПК РФ в ст. 5 дает определение уголовного преследования и обвинения. Под обвинением в законе понимается утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленным УПК (п. 22 ст. 5 УПК). Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector