1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Присяжные заседатели в уголовном процессе

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Председатель коллегии адвокатов «Мистюков, Погуляев, Ванатский» (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 УК РФ («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои «за» и «против». На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так «отфильтровать» доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Глава ВС Вячеслав Лебедев поддержал скорую судебную реформу

Революционные преобразования могут произойти в судебной системе России. Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев в соответствии с поручениями президента Владимира Путина предложил распространить суд присяжных на большинство уголовных дел о тяжких преступлениях; ввести в составы судей судебных следователей; продолжить сокращение дел, рассматриваемых в особом порядке, а мелкие кражи даже с банковских счетов перевести из уголовно наказуемых в административные деяния. Господин Лебедев надеется, что обсуждение и введение в законодательство его личных инициатив не займет десятилетия, как это произошло с другими судебными реформами. По данным высокопоставленных источников “Ъ”, уже принято принципиальное решение о расширении подсудности дел присяжных, однако вводиться это будет постепенно.

На совещании судей федеральных судов председатель ВС Вячеслав Лебедев подвел итоги их работы за прошлый год. Однако, дойдя до судов присяжных и сообщив, что на уровне субъектов федерации они рассмотрели 273 дела в отношении 419 обвиняемых, оправдав 80 из них, а в районах — 153 из 585 подсудимых, господин Лебедев неожиданно сообщил, что считает возможным распространить их на все дела о тяжких преступлениях, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Исключение, по его мнению, может быть сделано только для уголовных дел, содержащих сведения, составляющие гостайну. К таковым, например, относятся дела о шпионаже и измене родине. Уже после совещания господин Лебедев объяснил журналистам, что о возможном расширении подсудности дел присяжным говорилось в недавнем поручении президента Владимира Путина. Поручения, напомним, были даны после декабрьской встречи господина Путина с членами Совета по правам человека при президенте, на которой по теме реформирования судебной системы с кратким докладом выступил адвокат Генри Резник (см. “Ъ” от 13 и 30 января).

Как менялся суд присяжных в России

По словам главы ВС, распространить народный суд на десятки новых составов преступлений, в том числе мошенничество и растрату, являлось его личной инициативой, одобренной зампредами Верховного суда. Однако сама идея пока не оформлена и не направлена в администрацию президента.

Так же обстоит дело и с другим поручением Владимира Путина — о возможном введении института судебных следователей. По словам Вячеслава Лебедева, эти представители судебной системы могли бы рассматривать ходатайства об арестах и их продлении; санкционировать обыски и другие следственные мероприятия, а также рассматривать допустимость доказательств, представленных органами предварительного расследования.

Следует отметить, что похожие функции были предложены судебным следователям еще в 2015 году, когда Владимир Путин впервые предложил обсудить необходимость их создания. Причем инициатива тогда исходила от бывшего министра финансов и зампреда правительства Алексея Кудрина, возглавляющего сейчас Счетную палату. Однако предложение получило в основном негативные отзывы от министерств и ведомств. В частности, в Генпрокуратуре решили, что после введения следственных судей нужно будет решить вопрос и со специализацией служителей Фемиды, чтобы одни и те же судьи не могли избирать меру пресечения и рассматривать дела, поскольку это может привести к их заинтересованности в исходе процессов. Специализация же влекла за собой увеличение штатов судей и их помощников, то есть дополнительные расходы, на которые власти тогда не пошли.

В частности, он полагает, что кражи в размере до 2,5 тыс. руб. с банковских счетов или электронных средств на эту сумму (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК), за которые предусмотрено до шести лет заключения, для лиц, впервые их совершивших, должны быть переведены в разряд административных правонарушений. По ст. 7.27 КОАП РФ за «мелкое хищение» может быть назначен штраф в размере пятикратной стоимости похищенного, административный арест или исправработы.

Председатель ВС обратил внимание судей на то, что обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) УК РФ «нередко предъявляется без достаточных оснований», в связи с чем следует «с повышенным вниманием относиться к проверке обоснованности таких обвинений». Согласно приведенной господином Лебедевым статистике, в 2019 году судами были рассмотрены уголовные дела в отношении 493 человек, обвиняемых по ст. 210 УК РФ. Из них осуждено только 233 лица, или 47%, а в отношении большинства остальных уголовное преследование в этой части прекращено по реабилитирующим их обстоятельствам.

Среди оправданных по обвинениям в ОПС можно выделить бывшего главу Республики Коми Вячеслава Гайзера, получившего половину из запрошенного для него срока в 21 год. При этом обвинение в ОПС позволило содержать его под стражей весьма длительный срок.

Как Владимир Путин предложил скорректировать судебную систему

Господин Лебедев между тем отметил, что, пожалуй, впервые за последние годы значительно сократилось количество уголовных дел, рассматриваемых судами в особом порядке. Если в общем порядке было рассмотрено 45% уголовных дел, по которым проходили 372 тыс. человек (осуждены 245 тыс., а 2,2 тыс. оправданы), а в отношении остальных преследование было прекращено судом или приняты меры принудительного медицинского лечения, то еще 376 тыс. лиц осуждены в особом порядке. При этом дел без судебного следствия рассмотрено на 23% меньше, чем в позапрошлом году. Господин Лебедев считает, что в этом прежде всего заслуга прокуратуры, которая более тщательно подходила к данной процедуре, и самих судов. Кстати, президент Владимир Путин ранее заявлял, что особый порядок не должен служить для прикрытия «некачественной, некомпетентной работы следствия».

Читать еще:  Процессуальное положение участника уголовного судопроизводства это

Председатель Верховного суда рассчитывает, что оглашенные им предложения уже вскоре начнут обсуждаться исполнительной и законодательной властями, а также институтами гражданского общества и будут реализованы. «Говорить можно много, но если это не будет реализовано, то какой толк от этого обществу!» — отметил он, выразив надежду, что новая реформа пройдет быстрее, чем другие, связанные с правосудием. Некоторые из них, по словам господина Лебедева, заняли десятилетия.

«Суд присяжных — это максимальная состязательность в уголовном судопроизводстве, а по экономическим делам это особенно важно,— отметил “Ъ” уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.— Основная часть обвинений выдвигается по статье 159 УК (мошенничество). Сегодня следователь на свое усмотрение трактует действия как носящие преступный умысел, а суд, как правило, идет у него на поводу. Если же рассматривать дело будут присяжные, обвинению придется доказывать, что действия предпринимателей, причинившие кому-то ущерб, были заранее спланированы, а не стали, скажем так, стечением обстоятельств. А доказать это не так-то легко». По словам господина Титова, следственные судьи должны не рассматривать дело по существу, а заниматься процессуальными вопросами — избранием меры пресечения, ходатайствами об аресте имущества, приобщении результатов экспертизы. «Сегодня, когда один и тот же судья занимается всем, может возникнуть случай вроде того, который был в нашей практике. Судья 17 раз продлевала обвиняемому заключение в СИЗО. Конечно, в приговоре она не могла указать срок меньше того, который обвиняемый уже отбыл под следствием! Введение института следственных судей — дополнительные затраты, но на них нужно пойти, потому что это решает системные проблемы».

Эксперты ОГФ предложили ряд решений для выхода российской судебной системы из кризиса недоверия

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко заявил “Ъ”, что российское адвокатское сообщество «положительно оценивает» инициативу ВС РФ о расширении уголовных составов, в которых возможно участие присяжных. По его словам, еще с начала 2000-х годов, когда были проведены первые эксперименты с введением присяжных, защитники ратовали за тотальное расширение компетенции суда присяжных. Господин Пилипенко напомнил, что год назад суды присяжных начали работать на районном уровне. «К новой практике уже привыкли, хотя число присяжных оказалось меньше, но разница очевидная — присяжные выносят, как было объявлено сегодня, до 26% оправдательных вердиктов на фоне 1% у обычных судей»,— заявил “Ъ” глава ФПА. Он отметил, что сам институт присяжных «очень полезен для страны», так как помогает воспитывать граждан в духе ответственности за участие в процессе, добросовестного исполнения своего гражданского долга, участия в чужой судьбе и проч. Как подчеркнул Юрий Пилипенко, вопрос о расширении списка статей УК, подсудных присяжным, в прошлом году поднимал перед президентом России его коллега Генри Резник, хотя последний говорил о более широкой компетенции присяжных. При этом он отметил, что у адвокатов есть ряд важных вопросов к работе судов присяжных, связанных в том числе с отменой вынесенных вердиктов.

По словам президента ФПА, к теме следственных судей имеются различные подходы, связанные с теми полномочиями, какие они могут получать и как они будут реализованы на практике, не произойдет ли слияния следователей и судей и т. д. «Здесь нас сразу память возвращает к прокурорскому надзору»,— заявил господин Пилипенко, который считает, что ранее тот был более эффективен.

Отметим, что прокурорский надзор планируется усилить в стадии досудебного производства. Согласно этому предложению, которое пока также не оформлено законодательно, следователь вначале должен обращаться в надзор, а уже тот — выходить в суд с ходатайством об аресте обвиняемого или подозреваемого и продлении данной меры пресечения.

По данным собеседника “Ъ”, средства потребуются как на дополнительное оборудование судов, так и на оплату самих народных судей. Сейчас они получают половину оклада профессионального судьи за сутки работы, в среднем от 700 руб. до 1 тыс. руб. Если суточный заработок заседателя по основному месту работы больше, чем в суде, государство возмещает ему недополученные средства в полном объеме, а также иные расходы. Списки кандидатов в присяжные составляются раз в четыре года, а обновить их предполагается в 2022 году, когда уже может быть расширена подсудность дел, рассматриваемых прежде всего в районных судах.

Присяжные заседатели в России

Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2016 год их уровень составил лишь 0,36%.

В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2018 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.

Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.

Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.

В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.

Институт присяжных заседателей

Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.

В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.

Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.

Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.

Какие дела подлежат рассмотрению присяжными?

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

Статус присяжного: минусы и плюсы

Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.

Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.

Требования к кандидату

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

Как не стать присяжным?

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:

  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.

Процедура отбора присяжных

Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.

Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.

В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.

Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.

Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.

Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:

  • 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
  • 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.

Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Читать еще:  Процессуальные документы прокурора

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.

Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется. Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

Вердикт присяжных заседателей

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.

К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:

  • Факт совершения преступления;
  • Причастность и вина подсудимого в преступлении;
  • Заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.

Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.

При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.

Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.

Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.

Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.

Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей. Суд присяжных заседателей способствует повышению общественного доверия системе российского правосудия.

При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.

Помощь адвоката при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей

Что такое суд присяжных?

Суд с участием присяжных заседателей – это вид уголовного судопроизводства, в котором присяжные принимают решением о виновности или невиновности подсудимого и в случае признания человека виновным судья назначает ему наказание, а в случае невиновности – освобождает от наказания.

Производство в суде с участием присяжных заседателей проходит по правилам, закрепленным в статьях 324 – 353 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей применяется по уголовным делам о наиболее тяжелых преступлениях. Разбирательство проходит с участием коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

На фото выступление адвоката в Екатеринбурге Вячеслава Астафьева — подробности тут

Преступления, рассматриваемые судом присяжных

К числу уголовных дел, рассматриваемых судом присяжных, относятся:

1. Убийство (ч.1 ст.105 УК РФ – наказание от 6 до 15 лет лишения свободы).
2. Убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105 УК РФ – наказание от 8 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы, либо смертная казнь):

  • двух или более лиц;
  • лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
  • малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека;
  • женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
  • совершенное с особой жестокостью;
  • совершенное общеопасным способом;
  • по мотиву кровной мести;
  • совершенное группой ли, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;
  • из хулиганских побуждений;
  • с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;
  • по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • — в целях использования органов или тканей потерпевшего.

3. Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ – наказание до 15 лет лишения свободы.)
4. Преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков

  • — незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере (ч.5 ст.228.1 УК РФ – наказание от 15 до 20 лет лишения свободы);
  • — контрабанда наркотических средств организованной группой, в особо крупном размере, с применением насилия (ч.4 ст.229.1 УК РФ – наказание от 15 до 20 лет лишения свободы).

5. Половые преступления

  • изнасилование, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.5 ст.131 УК РФ – наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы);
  • насильственные действия сексуального характера, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.5 ст.132 УК РФ – наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.6 ст.134 УК РФ – наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы).

6. Иные преступления:

Организация массовых беспорядков ст.212, государственная измена – ст.275, шпионаж — ст.276, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля — ст. 277, насильственный захват власти – ст.278, вооруженный мятеж – ст.279, диверсия – ст.281, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование — ст. 295, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа — ст. 317, геноцид — ст. 357 УК РФ.

Уголовные дела с участием присяжных заседателей по ст.105, ч.4 ст.111 УК РФ могут быть наиболее востребованными среди подсудимых. Эти категории преступлений и из года в год рассматриваются в судах. Случаи лишения жизни зачастую возникают в обычных жизненных ситуациях, в условиях пьяной драки или отражения нападения хулиганов. В этих делах часто возникают споры о том совершены ли действия по лишению жизни умышленно либо имеет место необходимая оборона или смерть причинена по неосторожности. Присяжные – обычные люди, которые могут поставить себя на место подсудимого и объективно рассмотреть спор.

В каких судах применяется суд присяжных?

Уголовные дела с участием присяжных заседателей применяются в:

  • Районных судах
  • Гарнизонных судах
  • Судах субъекта федерации (Областных, Краевых, Верховных судах республик, судах городов Федерального значения)

В зависимости от категории преступления и суда, в котором рассматривается дело, коллегия присяжных заседателей может иметь разный количественный состав. В городских, районных и гарнизонных судах коллегия присяжных состоит из 6 человек. В вышестоящих судах коллегия присяжных заседателей состоит из 8 человек.

Присяжные заседатели и их полномочия

Присяжные заседатели — это обычные граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели. Присяжными заседателями не могут быть следующие лица:

  • не достигшие возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • недееспособные или ограниченные дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом.
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие русским языком;
  • имеющие физические или психические недостатки, не позволяющими участвовать в рассмотрении уголовного дела.

За время участия в суде присяжному заседателю из бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в зависимости от количества дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия. Также присяжному возмещаются командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. За присяжным заседателем на время участия в рассмотрении дела по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. На период осуществления правосудия на присяжного заседателя распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

В суде с участием присяжных заседателей люди, избранные присяжными, имеют право:

  • участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела
  • участвовать в осмотре вещественных доказательств и документов
  • участвовать в производстве судебных действий
  • задавать вопросы допрашиваемым лицам
  • получать разъяснения по неясным для них вопросам

Присяжные заседатели не вправе:

  • уходить из зала судебного заседания во время рассмотрения уголовного дела
  • общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу уголовного дела
  • высказывать свое мнение по делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта
  • собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания
  • нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросами.

По завершению рассмотрения уголовного дела с участием суда присяжных заседателей перед присяжными суд ставит несколько вопросов:

  • доказано ли, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
  • в случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

После совещания присяжные выносят вердикт, который в судебном заседании оглашает старшина присяжных заседателей. На основании вердикта суд назначает наказание либо освобождает подсудимого от ответственности.

Разница между обычным судом и судом присяжных

В обычном суде рассмотрение дело рассматривается судьей единолично либо коллегией из трех судей. При рассмотрении дела судья ведет процесс, выясняет имеющие для дела обстоятельства, устанавливает виновность либо невиновность подсудимого и назначает ему наказание. В суде с участием присяжных заседателей решение о виновности или невиновности подсудимого решают присяжные. Суд решает все остальные вопросы, в том числе вопросы назначения наказания и освобождения подсудимого от ответственности.

Преимущества суда присяжных

Главным преимуществом при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей является максимальная независимость судебного разбирательства. Суд присяжных признан во всех цивилизованных странах самой независимой формой правосудия. Независимость суда присяжных достигается коллегиальностью рассмотрения дела, где итоговое решение не зависит от одного судьи и вопросы виновности или невиновности решаются коллегией присяжных заседателей, состоящих из обычных людей не имеющих отношение к правосудию и не имеющих устойчивого обвинительного уклона в своих суждениях.

Уровень участия государственных обвинителей при рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей оценивается специалистами как невысокий. Также отмечается явно выраженный обвинительный уклон российского правосудия. Такое положение дел обусловлено историческими особенностями формирования современной системы уголовного судопроизводства и существующей системой правосудия, где уголовное дело, перед тем как поступить в суд, проходит многократные проверки на уровне следственного органа и прокуратуры. Многолетняя статистика оправдательных приговоров в России показывает, что обычно доля оправдательных приговоров составляет менее 0,5% от рассмотренных дел в судах. Таким образом, можно предположить, что вероятность быть признанным судом виновным составляет 99,5%.

Читать еще:  Проверка доказательств на судебных стадиях процесса

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей существенно повышает шансы на справедливое разбирательство.

Адвокат в суде присяжных

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, который оказывает квалифицированную юридическую помощь по уголовным делам. Адвокат в суде присяжных заседателей наделен законом всеми необходимыми полномочиями для помощи своему подзащитному. Также у квалифицированного адвоката в суде присяжных имеется преимущество в сравнении с государственными обвинителями, которое заключается в умении красноречиво, убедительно и на простом языке доносить свою позицию до присяжных. В России институт суда присяжных развит слабо, что приводит к редкому участию государственных обвинителей в подобного рода процессах. Отсутствие должного опыта и наличие обвинительного уклона правосудия ведет к отсутствию у обвинителей навыков к конкуренции в открытом и независимом судебном заседании. Их выступления зачастую выглядят косноязычными, неподготовленными, неуверенными и неубедительными. Напротив, адвокат в суде присяжных заседателей получает значительные преимущества, в виду того, что ему приходится постоянно работать в условиях обвинительного уклона. В обычных судебных процессах ходатайства адвокатов часто необоснованно отклоняются, судебные заседания зачастую назначаются без учета занятости адвоката в других процессах, время на выработку позиции защиты даётся мало. Адвокат вынужден постоянно действовать в жестких условиях ограничения и нарушения его прав и при этом быть эффективным. Адвокат в суде присяжных заседателей свободен от ограничений и на фоне неподготовленных государственных обвинителей может добиться справедливого приговора.

Примечание: фотографии с совещания Совета по правам человека при Президенте России, проведшего в 2016 году в Свердловском областном суде и посвящённого развитию примирительных процедур и суда присяжных. На совещании адвокат Вячеслав Астафьев Выступил с докладом. Фоторепортаж с мероприятия тут

Указанная информация не отражает всей практики рассмотрения дел подсудных суду присяжных и не гарантирует положительного исхода дела.

Каждая ситуация уникальна, требует индивидуального подхода и личного взаимодействия доверителя с адвокатом.

Процессуальный статус присяжного заседателя в уголовном процессе

Дата публикации: 24.11.2018 2018-11-24

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Путилин Д. С. Процессуальный статус присяжного заседателя в уголовном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 144-146. — URL https://moluch.ru/archive/233/54209/ (дата обращения: 14.02.2020).

В данной статье рассмотрен порядок отбора присяжных заседателей, их права и обязанности.

Ключевые слова: присяжный заседатель, процессуальный статус, права, обязанности.

В современном российском законодательстве имеют место проблемы формирования процессуального статуса присяжных заседателей и их деятельности.

Право гражданина выступать в суде в качестве присяжного заседателя закреплено в Конституции РФ [1], а также является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» [5]. Обязанности присяжного заседателя выполняются гражданином на добровольной основе, т. к. в случае нежелания принимать участие в рассмотрении уголовного дела объективность и беспристрастность оценки обстоятельств дела ухудшается.

Присяжным заседателем является гражданин России, привлекаемый в судебный процесс в соответствии с законодательно установленным порядком. Для выполнения судейской функции граждан наделяют определенными правами и обязанностями. Вынесение решение по уголовному делу происходит под присягой и в составе коллегии.

Для выполнения функций присяжного заседателя в суде гражданин должен обладать следующими признаками: обязательное наличие гражданства РФ; высокий уровень профессиональных знаний; возможность временно исполнять полномочия; принимать решения независимо и самостоятельно; умение работать в коллективе; возможность принять присягу и выполнять судейскую функцию.

В современной юридической литературе вопросы, посвященные процессуальному статусу присяжных заседателей в уголовном процессе, исследованы отрывочно и фрагментарно.

Порядок отбора кандидатов для присяжных заседателей закреплен в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» и в разделе XII главы 42 УПК РФ [2].

Не могут стать присяжными заседателями (п. 2 ст. 3 ФЗ О присяжных заседателях) [5]:

‒ граждане возраст, которых менее 25 лет;

‒ лица с непогашенной и неснятой судимостью;

‒ лица, которых в судебном порядке признали недееспособными, либо ограниченными в дееспособности;

‒ граждане, находящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Для рассмотрения конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются (п. 3 ст. 3 ФЗ О присяжных заседателях) [5]:

Во-первых, лица, которых подозревают или обвиняют в преступлении;

Во-вторых, граждане, не владеющие языком, на котором будет производиться судебное разбирательство;

В-третьих, лица с физическими и психическими недостатками.

Перечисленные выше факторы препятствуют полноценному участию граждан в судебном процессе.

Формирование коллегии присяжных заседателей является сложной процедурой. Этапы формирования коллегии присяжных заседателей:

1) составление списков кандидатов;

3) формирование коллегии.

Этапы составления списков кандидатов и их отбор для отправления правосудия не обладают процессуальным характером. При этом стоит отметить важность этих этапов для хода судебного разбирательства. Например, если списки кандидатов в присяжные заседатели составлены не надлежащим образом, а порядок формирования коллегии не соответствует УПК РФ, то приговор можно отменить.

Минимальное количество кандидатов в присяжные заседатели составляет двадцать человек. Эти сведения вносятся в постановление о слушании уголовного дела в суде (ч. 4 ст. 325 УПК РФ) [2].

Далее происходит отбор кандидатов в присяжные заседатели из числа кандидатов присутствующих в суде (общего и запасного списка) посредством случайной выборки, формирующей коллегию присяжных заседателей на основании принципа объективности и беспристрастности.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или муниципального образования раз в четыре года составляет общий и запасной список кандидатов присяжных заседателей (ст. 4 ФЗ О присяжных заседателях) [5].

В предварительный список вносится следующая информация: личные данные кандидатов и домашний адрес. Предварительный список кандидатов присяжных заседателей формируется путем случайной выборки. Список закрепляется подписью секретаря судебного заседания или помощника судьи.

Заблаговременно, но не менее, чем за семь дней до момента начала судебного разбирательства кандидаты извещаются о дате, времени прибытия в суд (п. 6 ст. 326 УПК РФ) [2].

Коллегия присяжных заседателей согласно ч. 23 ст. 328 УПК РФ формируется в закрытом судебном заседании [2].

В начале закрытого судебного заседания для присяжных заседателей председательствующий судья произносит вступительное слово, представляет участвующие стороны, сообщает необходимые сведения о рассматриваемом уголовном деле и продолжительность его разбирательства, разъясняет задачи и условия участия присяжных заседателей в суде (ч. 1 ст. 328 УПК РФ) [2].

После чего кандидатам задаются вопросы, на которые они должны ответить максимально правдиво; предоставить достоверную информацию (о себе, отношениях с другими участниками процесса, обстоятельствах, препятствующих их участию в судебном разбирательстве) (ч. 2 ст. 328 УПК РФ) [2].

Далее каждый кандидат в присяжные заседатели обсуждается в том порядке, в котором они находятся в предварительном списке.

Рассмотрев все немотивированные отводы кандидатов, секретарь или помощник судьи согласно указанию председательствующего судьи составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в последовательности первоначального списка (ч. 17 с. 328 УПК РФ) [2].

В протокол судебного заседания вносится только четырнадцать кандидатов в присяжные заседатели, двенадцать из которых — это коллегия присяжных заседателей, а два человека составляют запасной список (ч. 18 с. 328 УПК РФ) [2]. Количество запасных присяжных заседателей может быть увеличено решением председательствующего судьи на основании характера и сложности рассматриваемого уголовного дела.

Завершающий этап формирования коллегии присяжных заседателей — это объявление судьей результатов отбора и оглашение присяжных заседателей, которые занесены в протокол судебного заседания.

Вопрос формирования коллегии присяжных заседателей остается достаточно злободневным на сегодняшний день в деятельности суда присяжных. Порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели и формирование коллегии должно быть построено т. о. чтобы исключать возможность произвольного или предвзятого их отбора, необъективности осуществления правосудия.

Права и обязанности присяжных заседателей.

На основании п. 1 ч.1 ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели и в том числе запасные, наделены правом исследования всех обстоятельств уголовного дела. Данное право может быть детализировано в конкретных правах присяжных на участие в таком исследовании [2].

После допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей и эксперта присяжные заседатели могут задавать им вопросы в письменном виде (ч. 4 ст. 335 УПК РФ) [2]. Вопрос задается путем подачи записки через старшину коллегии присяжных заседателей. Старшина коллегии передает вопросы председательствующему судье для оценки на предмет относимости к делу и надлежащей формулировки.

Присяжные заседатели имеют право на осмотр вещественных доказательств, документов и производство иных следственных действий (п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ) [2]. На сегодняшний день в судебной практике сложилось некоторое правило не исследовать с участием присяжных заседателей так называемые «сложные» доказательства.

Несмотря на исчерпывающее закрепление в УПК РФ комплекса прав и обязанностей присяжных заседателей, с их реализацией на практике нередко возникают проблемы, от своевременного и эффективного разрешения которых зависит дальнейшее успешное функционирование суда присяжных в России.

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. О судах общей юрисдикции в РФ: федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 898.
  5. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3528.
  6. О статусе судей в РФ: закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 26. — Ст. 2399.
  7. Делигиоз, Т. И. Формирование коллегии присяжных заседателей / Т. И. Делигиоз // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 488–492.
  8. Ендольцева, А. В. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник / под ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой, Е. Н. Клещиной. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. — 727 с.
  9. Ильюхов, А. А. Порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели в России: история и современность / А. А. Ильюхов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 5. — С.54–61.
  10. Моисеева, Т. В. Объективная и беспристрастная коллегия присяжных заседателей: общие условия формирования / Т. В. Моисеева // Журнал российского права. — 2017. — № 11 (179). — С. 79–84.
  11. Тисен, О. Н. Теоретические и практические проблемы формирования коллегии присяжных заседателей: дисс. канд. юрид. наук:12.00.09 / О. Н. Тиссен. — Оренбург, 2009. — 201 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector