3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

23 упк рф

Статья 23 УПК РФ. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации (действующая редакция)

Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 23 УПК РФ

1. Фактически речь идет лишь о двух видах преступлений из числа предусмотренных главой 23 УК РФ (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях) и удовлетворяющих условиям, названным в ком. статье УПК РФ. Это злоупотребление полномочиями, за исключением случаев использования лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий во вред другим лицам (ст. 201) и коммерческий подкуп (ст. 204). Остальные виды преступлений, указанные в данной главе УК, кроме интересов самой пострадавшей организации, причиняют вред также интересам других организаций или интересам граждан, общества или государства.

2. Потерпевшим для целей настоящей статьи может быть лишь коммерческая или иная организация, не являющаяся государственным или муниципальным предприятием, имуществу или деловой репутации которой причинен вред данными деяниями. Коммерческими организациями, упомянутыми в этой статье, являются хозяйственные товарищества и общества (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочернее и зависимое общество), производственные кооперативы. Иными (некоммерческими) организациями, не являющимися государственными или муниципальными предприятиями, могут быть потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы юридических лиц (глава 4 ГК). Не подпадают под действие рассматриваемой нормы государственные и муниципальные унитарные предприятия (унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и федеральные казенные предприятия).

3. При определении полномочного руководителя организации необходимо учитывать ее организационно-правовую форму и относящиеся к ней требования гражданского законодательства, а также содержание учредительных документов. Так, руководителем общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества признается исполнительный орган — коллегиальный (правление, дирекция) и (или) единоличный (директор, генеральный директор). В акционерных обществах может создаваться также совет директоров, к исключительной компетенции которого уставом общества может быть отнесен и данный вопрос. Полномочия исполнительного органа акционерного общества могут передаваться по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (ст. ст. 91, 113 ГК). При определении полномочий руководителей представительств и филиалов юридических лиц необходимо руководствоваться содержанием доверенности, на основании которой они действуют (ч. 3 ст. 55 ГК).

4. Если соблюдаются условия, названные в данной статье, уголовное дело не может быть возбуждено без заявления руководителя организации или с его согласия, что сближает производство по этим делам с делами частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК). Впрочем, это не означает, что в дальнейшем невозможно прекращение уголовных дел данной категории в связи с примирением сторон, однако такое решение может быть принято не на основании ч. 2 ст. 20, а лишь путем применения ст. 25 УПК, т.к. максимальное наказание за соответствующие преступления не превышает пяти лет лишения свободы (см. ком. к ст. 25).

5. На практике выявление всех обстоятельств, указанных в данной статье, а также в соответствующих статьях главы 23 УК, часто невозможно до окончания ряда следственных действий (допросов, получения заключений экспертов и т.д.), что, в свою очередь, сопряжено с необходимостью возбуждения уголовного дела в публичном порядке. Представляется, что в подобных случаях орган дознания, следователь должны возбудить уголовное дело на общих основаниях и, только собрав достаточные доказательства относительно существования обстоятельств, названных в данной статье, сообщить о них руководителю организации, разъяснив ему право на дачу согласия на возбуждение уголовного дела, которое в данном случае дается задним числом. Если руководитель организации отказывается дать такое согласие, а преступление не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, дело подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК.

6. Вести предварительное расследование по делам данной категории могут только следователи ОВД. Орган дознания вправе участвовать здесь лишь в порядке выполнения неотложных следственных действий (ст. 157).

Статья 23 УПК РФ. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации

Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.

Комментарии к ст. 23 УПК РФ

1. Содержание коммент. ст. позволяет вычленить условия, при которых необходимо получить заявление или согласие руководителя организации на возбуждение в отношении правонарушителя уголовного дела. Этими условиями являются следующие обстоятельства:

1) органу, осуществляющему уголовное преследование от имени государства, стало известно о совершении деяния, содержащего признаки объективной стороны лишь того состава преступления (тех составов преступлений), уголовная ответственность за которое предусмотрена в главе 23 УК;

2) установлено, что вред причинен интересам только той организации, от руководителя которой необходимо получить заявление (согласие);

3) доказано, что организация, интересам которой причинен вред, не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (предприятием);

4) бесспорно, что помимо вреда, причиненного данной организации, иного вреда никому и ничему не причинено.

2. При одновременном стечении всех вышеуказанных обстоятельств уголовное дело может быть возбуждено лишь после поступления в компетентный орган заявления руководителя данной организации или с его согласия. В анализируемой ситуации заявление (сообщение) иного лица должно быть принято, рассмотрено и разрешено путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное решение принимается на основании коммент. ст., а не п. 1 (отсутствие события преступления) или п. 2 (отсутствие состава преступления) ч. 1 ст. 24 УПК. Соответствующая запись делается в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Согласие (заявление) от руководителя организации, интересам которой причинен вред, требуется только для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Уголовно-процессуальное принятие заявления (сообщения) о вышеуказанном преступлении, его предварительная проверка, привлечение лица в качестве обвиняемого, избрание в отношении его меры пресечения, вплоть до заключения под стражу, и многое другое возможно и без заявления руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (предприятием), и даже без его согласия.

Читать еще:  112 часть 2 ук рф

4. Иногда уголовное дело возбуждается без учета волеизъявления руководителя организации в связи отсутствием на момент возбуждения дела одного из вышеуказанных условий. Но в ходе производства предварительного расследования выясняется, что имело место преступление, возбуждать уголовное дело по которому можно лишь по заявлению или с согласия руководителя организации, потерпевшей от преступления. В данной ситуации нет необходимости получать у последнего согласие на продолжение расследования (привлечение лица к уголовной ответственности и т.п.). Предварительное расследование и последующие судебные стадии осуществляются в обычном, предусмотренном для дел публичного обвинения порядке.

5. Законодатель устанавливает один запрет — запрет вынесения в отношении данного факта (и причем не в отношении конкретного лица, совершившего рассматриваемое преступление) постановления о возбуждении уголовного дела.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями, злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб или коммерческого подкупа может быть законно вынесено только после приобщения к уголовному делу специально в этих целях составляемого письменного документа, где руководитель коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (предприятием), ходатайствует или дает согласие на возбуждение уголовного дела в связи с наличием достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны конкретного, предусмотренного главой 23 УК преступления. Содержащаяся в заявлении просьба о привлечении определенного лица «к законной ответственности» не должна рассматриваться как заявление, о котором идет речь в коммент. ст.

7. Все перечисленные в главе 23 УК преступления, за исключением квалифицированных как злоупотребление полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК), превышение служащим частной охранной или детективной службы полномочий, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 203 УК), и коммерческий подкуп (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК), относятся к категориям преступлений небольшой и средней тяжести. Поэтому, даже если в начале потерпевшая от преступления организация дала согласие на возбуждение по данному конкретному факту уголовного дела (написала соответствующее заявление), в последующем дело следователем с согласия руководителя следственного органа, или дознавателем с согласия прокурора, или же единолично руководителем следственного органа (судом) может быть прекращено. Основанием прекращения уголовного дела будет служить не коммент. ст., а ст. 25 УПК — заявление руководителя этой организации, в котором сообщено о примирении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении впервые такого преступления, с потерпевшим, а также о том обстоятельстве, что вред, причиненный потерпевшему, заглажен.

8. В п. 2 примечания к ст. 201 УК говорится о заявлении (согласии) о возбуждении уголовного дела организации, а не ее руководителя. Об организации также идет речь и в наименовании ст. 23 УПК. Поэтому в определенных случаях к числу лиц, уполномоченных на обращение в компетентный орган с заявлением о совершении подобного рода преступления (дачу согласия на его возбуждение), могут быть отнесены и владельцы частных коммерческих или иных организаций. Заявление (согласие) владельца организации имеет юридическую силу, даже если сам он не состоит в принадлежащей ему организации на какой-либо руководящей должности.

9. См. также комментарий к ст. ст. 141, 171 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Возбуждение уголовного дела по заявлению коммерческой или иной организации. Комментарий к статье 23 УПК.

Статья 23. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации

СТ 23 УПК РФ

Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.

Комментарий к Статье 23 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи свидетельствуют о распространении диспозитивности на деяния, которые предусмотрены гл. 23 УК РФ («Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»). По своей конструкции порядок осуществления уголовного преследования по преступлениям, предусмотренным гл. 23 УК РФ, схож с порядком осуществления уголовного преследования по делам частно-публичного обвинения, предусмотренного ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Положения комментируемой статьи выделяют две существенные особенности уголовного преследования по преступлениям, предусмотренным гл. 23 УК РФ. Данные особенности связаны с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования соответствующего юридического лица. При этом не имеет значения, является юридическое лицо коммерческой или некоммерческой организацией.

2. В том случае, если в коммерческой или некоммерческой организации отсутствует уставный (складочный) капитал (паевой фонд) государства или муниципального образования, то для осуществления уголовного преследования по преступлениям, предусмотренным гл. 23 УК РФ, необходимо два условия. Первое условие связано с тем, что преступлением причинен вред исключительно юридическому лицу, в котором отсутствует уставный (складочный) капитал (паевой фонд) государства или муниципального образования. Во-вторых, должно быть заявление руководителя соответствующей организации либо его согласие на осуществление уголовного преследования. Речь в данном случае идет конкретно об органе юридического лица, который определяется законом или учредительными документами. В соответствии с гражданским законодательством он может быть как коллегиальным, так и единоличным. Существенным положением для определения органа юридического лица, в соответствии с ч. 1 ст. 53 ГК РФ, являются сведения об органах юридического лица, которым предоставляются полномочия выступать от имени юридического лица и которые включены в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, как правило, органом юридического лица должны выступать те должностные лица, которые в данном юридическом лице осуществляют руководство текущей деятельностью. Так, в ООО, в соответствии со ст. ст. 40, 41 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и учредительными документами (уставом) общества органом юридического лица может быть единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) либо коллегиальный исполнительный орган общества (правления, дирекции и другие). Поэтому и уголовное преследование в ООО по преступлениям, предусмотренным гл. 23 УК РФ, должно осуществляться при наличии заявления указанных должностных лиц либо с их согласия. Согласие может быть указано в отдельном документе, в объяснениях этих лиц, отобранных на этапе доследственной проверки уголовного судопроизводства.

3. В тех случаях, когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, в которой отсутствует уставный (складочный) капитал (паевой фонд) государства или муниципального образования, уголовное преследование в отношении руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица .
———————————
Данная позиция определена в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // .

Читать еще:  145 упк рф подследственность

Статья 23. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации

Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.

Комментарий к статье 23 УПК РФ

1. Фактически речь идет лишь о двух видах преступлений из числа предусмотренных главой 23 УК РФ (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях) и удовлетворяющих условиям, названным в ком. статье УПК РФ. Это злоупотребление полномочиями, за исключением случаев использования лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий во вред другим лицам (ст. 201) и коммерческий подкуп (ст. 204). Остальные виды преступлений, указанные в данной главе УК, кроме интересов самой пострадавшей организации, причиняют вред также интересам других организаций или интересам граждан, общества или государства.

2. Потерпевшим для целей настоящей статьи может быть лишь коммерческая или иная организация, не являющаяся государственным или муниципальным предприятием, имуществу или деловой репутации которой причинен вред данными деяниями. Коммерческими организациями, упомянутыми в этой статье, являются хозяйственные товарищества и общества (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочернее и зависимое общество), производственные кооперативы. Иными (некоммерческими) организациями, не являющимися государственными или муниципальными предприятиями, могут быть потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы юридических лиц (глава 4 ГК). Не подпадают под действие рассматриваемой нормы государственные и муниципальные унитарные предприятия (унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и федеральные казенные предприятия).

3. При определении полномочного руководителя организации необходимо учитывать ее организационно-правовую форму и относящиеся к ней требования гражданского законодательства, а также содержание учредительных документов. Так, руководителем общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества признается исполнительный орган — коллегиальный (правление, дирекция) и (или) единоличный (директор, генеральный директор). В акционерных обществах может создаваться также совет директоров, к исключительной компетенции которого уставом общества может быть отнесен и данный вопрос. Полномочия исполнительного органа акционерного общества могут передаваться по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (ст. ст. 91, 113 ГК). При определении полномочий руководителей представительств и филиалов юридических лиц необходимо руководствоваться содержанием доверенности, на основании которой они действуют (ч. 3 ст. 55 ГК).

4. Если соблюдаются условия, названные в данной статье, уголовное дело не может быть возбуждено без заявления руководителя организации или с его согласия, что сближает производство по этим делам с делами частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК). Впрочем, это не означает, что в дальнейшем невозможно прекращение уголовных дел данной категории в связи с примирением сторон, однако такое решение может быть принято не на основании ч. 2 ст. 20, а лишь путем применения ст. 25 УПК, т.к. максимальное наказание за соответствующие преступления не превышает пяти лет лишения свободы (см. ком. к ст. 25).

5. На практике выявление всех обстоятельств, указанных в данной статье, а также в соответствующих статьях главы 23 Уголовного Кодекса, часто невозможно до окончания ряда следственных действий (допросов, получения заключений экспертов и т.д.), что, в свою очередь, сопряжено с необходимостью возбуждения уголовного дела в публичном порядке. Представляется, что в подобных случаях орган дознания, следователь должны возбудить уголовное дело на общих основаниях и, только собрав достаточные доказательства относительно существования обстоятельств, названных в данной статье, сообщить о них руководителю организации, разъяснив ему право на дачу согласия на возбуждение уголовного дела, которое в данном случае дается задним числом. Если руководитель организации отказывается дать такое согласие, а преступление не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, дело подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК.

6. Вести предварительное расследование по делам данной категории могут только следователи ОВД. Орган дознания вправе участвовать здесь лишь в порядке выполнения неотложных следственных действий (ст. 157).

Другой комментарий к статье 23 УПК РФ

1. Цель комментируемой статьи — создание особого уголовно-процессуального механизма применения норм гл. 23 УК в части обеспечения нормального функционирования деятельности коммерческих структур и иных организаций. В связи с этим в примечании 2 к ст. 201 УК указано, что если деяние, предусмотренное этой статьей либо другими статьями гл. 23, причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Одновременно в примечании 3 к этой же статье УК установлено, что при причинении вреда интересам других организаций, а также интересам граждан общества и государства уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

2. Введение особого порядка уголовного преследования (а следовательно, и привлечения к уголовной ответственности лица) за указанные преступления означает создание еще одной сферы (кроме производств по делам частного и в меньшей мере частно-публичного обвинения) действия диспозитивного начала в рамках существующего в России уголовного судопроизводства. Это начало, как было замечено, действует при соблюдении жесткого условия: причинения вреда преступлением исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием.

3. Если на момент принятия решения очевидны: а) характер совершенного деяния; б) причинение вреда исключительно коммерческой или иной организации, то требование о возбуждении уголовного дела по заявлению руководителя организации или с его согласия не вызывает сомнений.

4. Названные в предыдущем пункте юридические факты могут быть далеко не очевидными, и потому на момент принятия решения о возбуждении дела их нельзя считать установленными. Более того, нередко они могут быть выявлены и установлены только в ходе процесса доказывания по делу. Фактические данные, собранные для их подтверждения в ходе уголовного судопроизводства, могут быть признаны доказательствами только в том случае, если они получены в соответствии с федеральным законом (ст. 85 — 89 УПК). Такая деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств не зависит от воли коммерческой или иной организации, которой причинен вред преступлением. Это право и обязанность компетентных правоохранительных органов (в чем и заключается одна из форм проявления принципа публичности), причем к выполнению этой обязанности можно приступить после возбуждения дела. В таких случаях дело возбуждается на общих основаниях, так как дела о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК, относятся к делам публичного обвинения.

Читать еще:  150 ук комментарии

5. Для коммерческой или иной организации, указанной в комментируемой статье (и соответствующих статьях гл. 23 УК), огласка совершения преступления должностными лицами этих организаций может повлечь несравнимо больший моральный, а нередко и материальный (имущественный) вред. Поэтому в ходе предварительного расследования следует принять максимально допустимые меры к обеспечению тайны предварительного расследования (см. коммент. к ст. 161).

Статья 23. УПК РФ. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации

Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.

Комментарии к ст. 23 УПК РФ

1. Содержание коммент. ст. позволяет вычленить условия, при которых необходимо получить заявление или согласие руководителя организации на возбуждение в отношении правонарушителя уголовного дела. Этими условиями являются следующие обстоятельства:

  • органу, осуществляющему уголовное преследование от имени государства, стало известно о совершении деяния, содержащего признаки объективной стороны лишь того состава преступления (тех составов преступлений), уголовная ответственность за которое предусмотрена в главе 23 УК;
  • установлено, что вред причинен интересам только той организации, от руководителя которой необходимо получить заявление (согласие);
  • доказано, что организация, интересам которой причинен вред, не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
  • бесспорно, что помимо вреда, причиненного данной организации, иного вреда никому и ничему не причинено.

2. При одновременном стечении всех вышеуказанных обстоятельств уголовное дело может быть возбуждено лишь после поступления в компетентный орган заявления руководителя данной организации или с его согласия. В анализируемой ситуации заявление (сообщение) иного лица должно быть принято, рассмотрено и разрешено путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное решение принимается на основании коммент. ст., а не п. 1 (отсутствие события преступления) или п. 2 (отсутствие состава преступления) ч. 1 ст. 24 УПК. Соответствующая запись делается в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Согласие (заявление) от руководителя организации, интересам которой причинен вред, требуется только для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Уголовно-процессуальное принятие заявления (сообщения) о вышеуказанном преступлении, его предварительная проверка, привлечение лица в качестве обвиняемого, избрание в отношении его меры пресечения, вплоть до заключения под стражу, и многое другое возможно и без заявления руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (предприятием), и даже без его согласия.

4. Иногда уголовное дело возбуждается без учета волеизъявления руководителя организации в связи отсутствием на момент возбуждения дела одного из вышеуказанных условий. Но в ходе производства предварительного расследования выясняется, что имело место преступление, возбуждать уголовное дело по которому можно лишь по заявлению или с согласия руководителя организации, потерпевшей от преступления. В данной ситуации нет необходимости получать у последнего согласие на продолжение расследования (привлечение лица к уголовной ответственности и т.п.). Предварительное расследование и последующие судебные стадии осуществляются в обычном, предусмотренном для дел публичного обвинения порядке.

5. Законодатель устанавливает один запрет — запрет вынесения в отношении данного факта (и причем не в отношении конкретного лица, совершившего рассматриваемое преступление) постановления о возбуждении уголовного дела.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями, злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб или коммерческого подкупа может быть законно вынесено только после приобщения к уголовному делу специально в этих целях составляемого письменного документа, где руководитель коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (предприятием), ходатайствует или дает согласие на возбуждение уголовного дела в связи с наличием достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны конкретного, предусмотренного главой 23 УК преступления. Содержащаяся в заявлении просьба о привлечении определенного лица «к законной ответственности» не должна рассматриваться как заявление, о котором идет речь в коммент. ст.

7. Все перечисленные в главе 23 УК преступления, за исключением квалифицированных как злоупотребление полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК), превышение служащим частной охранной или детективной службы полномочий, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 203 УК), и коммерческий подкуп (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК), относятся к категориям преступлений небольшой и средней тяжести. Поэтому, даже если в начале потерпевшая от преступления организация дала согласие на возбуждение по данному конкретному факту уголовного дела (написала соответствующее заявление), в последующем дело следователем с согласия руководителя следственного органа, или дознавателем с согласия прокурора, или же единолично руководителем следственного органа (судом) может быть прекращено. Основанием прекращения уголовного дела будет служить не коммент. ст., а ст. 25 УПК — заявление руководителя этой организации, в котором сообщено о примирении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении впервые такого преступления, с потерпевшим, а также о том обстоятельстве, что вред, причиненный потерпевшему, заглажен.

8. В п. 2 примечания к ст. 201 УК говорится о заявлении (согласии) о возбуждении уголовного дела организации, а не ее руководителя. Об организации также идет речь и в наименовании ст. 23 УПК. Поэтому в определенных случаях к числу лиц, уполномоченных на обращение в компетентный орган с заявлением о совершении подобного рода преступления (дачу согласия на его возбуждение), могут быть отнесены и владельцы частных коммерческих или иных организаций. Заявление (согласие) владельца организации имеет юридическую силу, даже если сам он не состоит в принадлежащей ему организации на какой-либо руководящей должности.

9. См. также комментарий к ст. ст. 141, 171 УПК.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector