0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

21 статья упк рф

Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Комментарий к Ст. 21 УПК РФ

1. Принципиальная новизна части 1 комментируемой статьи заключается в том, что теперь в законе четко указано: наряду с прокуратурой уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется следователем и дознавателем.

2. В части второй комментируемой статьи выражено публичное начало, свойственное российскому уголовному процессу. Оно заключается в том, что большинство уголовных дел возбуждаются в силу обязанности органов, осуществляющих уголовное преследование, а не по усмотрению потерпевшей стороны и прекращению за примирением сторон, за исключением случаев, особо оговоренных в законе, не подлежат. Иначе говоря, уголовный процесс начинается, ведется и соответствующим образом завершается не только и не столько в интересах потерпевшей стороны (хотя данное обстоятельство тоже не сбрасывается со счетов), сколько в интересах всего общества, во имя справедливости и в целях предупреждения повторения аналогичных преступлений впредь как тем же лицом, так и другими лицами.

3. Публичное начало российского уголовного процесса выражается также и в том, что следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить любое уголовное дело частного и частно-публичного обвинения (см. текст части четвертой статьи 20 и комментарий к ней), не считаясь с волеизъявлением потерпевшего, его законного представителя и представителя, словом, потерпевшей стороны, даже если эта сторона просит и настаивает на прекращении уголовного производства. Публичное начало обязывает довести данное дело до судебного разбирательства, несмотря на отсутствие «уголовного иска». Приоритет в решении подобных вопросов — за государством, потому что уголовное преследование — его (государства) прерогатива (исключительное право).

4. Осуществление функции уголовного преследования невозможно без применения мер уголовно-процессуального принуждения. Орган, осуществляющий уголовное преследование, вправе вызвать для допроса и производства очной ставки, а также для участия в иных следственных действиях любое лицо; он вправе истребовать как от физического лица, так и от организации любые документы, необходимые для производства по уголовному делу, а также производить обыск, выемки и иные следственные действия, где элемент принуждения особенно отчетлив. Поэтому законные требования органа, осуществляющего уголовное преследование (прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя), предъявленные в пределах компетенции, предоставленной каждому уголовно-процессуальным законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями и должностными лицами и гражданами. Их неисполнение влечет законную ответственность. Например, не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут принудительному приводу нарядом милиции на основании постановления должностного лица, в чьем производстве находится уголовное дело, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой из общего арсенала таких мер. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего уголовное преследование, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний, за отказ от дачи экспертного заключения без уважительных причин, за отчуждение имущества, подвергнутого описи и аресту).

5. О досудебном соглашении о сотрудничестве и праве прокурора на его заключение см. текст пункта 61 статьи 5, текст главы 40.1 (статьи 317.1 — 317.9) УПК и комментарий к ним.

Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования

СТ 21 УПК РФ

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Комментарий к Статье 21 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи свидетельствуют о публичности уголовного преследования при производстве по уголовным делам. Публичность уголовного преследования свидетельствует об обязанности государства в пределах своей компетенции в лице прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания — начальника органа дознания, начальника подразделения органа дознания, дознавателя, осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по реализации данной функции. Кроме того, публичный характер уголовного преследования возникает в связи с совершением общественно опасных деяний и характеризует особенности механизма осуществления судопроизводства по данным категориям уголовных дел, в рамках которого уголовное преследование лица, предполагаемого виновного в совершении такого деяния, его привлечение к уголовной ответственности и возложение на него мер уголовно-правового воздействия принимает на себя государство в лице специально уполномоченных органов. Поэтому и уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного характера осуществляется от имени государства.

2. Осуществляя уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, государство, кроме того, гарантирует эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в связи с реализацией целей уголовного судопроизводства.

3. Осуществление уголовного преследования по уголовным делам является обязанностью соответствующих государственных органов и должностных лиц. Во исполнение данной обязанности в УПК РФ установлен определенный порядок уголовного судопроизводства, который и регламентирует соответствующую процедуру уголовного преследования. Данная процедура распространяется как на досудебную, так и судебную часть уголовного судопроизводства. Кроме того, для реализации данной обязанности государства в отношении тех участников уголовного судопроизводства, которые осуществляют данную деятельность, в УПК РФ предусмотрены соответствующие полномочия. Речь в данном случае идет о полномочиях прокурора, следователя, дознавателя, предусмотренных ст. ст. 37, 38 и 41 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. ст. 37, 38 и 41 настоящего Кодекса.) Характер этих полномочий по своему содержанию — властный, обязательный для реализации другими участниками правоотношений. Действующее законодательство не предусматривает какого-либо вида юридической ответственности за невыполнение либо ненадлежащее выполнение требований следователя, дознавателя в части выполнений поручений, запросов, осуществляемых при уголовном преследовании. Исключением является административное законодательство России, которое предусматривает административную ответственность в отношении лиц, которые умышленно не выполняют требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи (ст. 17.7 КоАП РФ).

4. Начало осуществления уголовного преследования по делам публичного обвинения осуществляется по правилам статьи 144 УПК РФ, в соответствии с которой принимаются, проверяются сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. При этом на основе оценки совокупности полученных доказательств орган дознания — начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в пределах своей компетенции принимают по данным сообщениям соответствующие процессуальные решения, которые должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ст. ст. 7 и 17 УПК РФ).

Статья 21 УПК РФ. Обязанность осуществления уголовного преследования

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Комментарии к ст. 21 УПК РФ

1. Закрепленный в коммент. ст. принцип публичности пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностных лиц), осуществляющие уголовный процесс, за исключением суда и судьи .

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 5. Ст. 611.

Читать еще:  102 статья ук рф старый кодекс

2. На стадии возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель и др.) обязан принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступлении . После возбуждения уголовного дела по не подследственному ему преступлению он должен произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное расследование.

Исключением из этого правила признаются случаи, когда законодатель право проведения проверки по заявлению (сообщению) о преступлении и возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица предоставил строго определенному органу предварительного расследования. Например, согласно требованиям ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следователи органов внутренних дел не могут проводить проверку сообщений о фактах правонарушения, совершенного прокурором или следователем Следственного комитета при прокуратуре РФ, возбуждать против них уголовное дело (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производить расследование.

3. Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК законодателем ограничена определенной категорией происшествий. Соответствующие органы дознания, начальники органов дознания, начальники подразделений дознания и дознаватели не вправе возбуждать уголовное дело, им не подведомственное. К примеру, командир воинской части не может возбудить уголовное дело о происшествии, которое не было совершено, во-первых, подчиненным ему военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (лицом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением им своих служебных обязанностей), а во-вторых, в расположении воинской части.

4. В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение) (ст. ст. 141, 144 УПК), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае он обязан принять меры к сохранению следов преступления.

5. От имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения уголовное преследование могут осуществлять не только прокурор, следователь, дознаватель, но и:

— орган дознания (п. п. 11, 24 ст. 5, ч. 2 ст. 21 и др. статьи УПК);

— руководитель и члены следственной группы (ст. 163 УПК);

— руководитель следственного органа (п. п. 47, 55 ст. 5, ст. 39 УПК);

— начальник органа дознания (ч. ч. 3 и 4 ст. 41, ст. 225 УПК);

— начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК);

— руководитель группы дознавателей (ст. 223.2 УПК).

6. Следователь (дознаватель и др.) не только вправе, но и обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование. Возложение на него законодателем такой обязанности является одной из гарантий обязательности осуществления уголовного преследования по большинству составов преступлений. Наличие рассматриваемой обязанности отличает его от других субъектов, наделенных полномочием реализовать уголовное преследование, а именно: от частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя.

7. Согласно содержанию положений, закрепленных в коммент. ст., во время производства предварительного расследования следователь (дознаватель и др.) должен с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию.

8. Исключениями из принципа публичности являются положения ст. ст. 23, 25 УПК, порядок разрешения заявлений о преступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК, а также рассмотрения дел частного (частно-публичного) обвинения (см. также комментарий к ст. ст. 20, 23, 25 УПК).

9. Согласно ч. 4 коммент. ст. требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

10. Так же как и в предыдущих частях коммент. ст., в ч. 4 закреплена идея, которая должна распространяться не только на указанных в ней лиц, но и на требования, поручения и запросы руководителя и члена следственной группы (группы дознавателей), начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

11. В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства указанных требований, поручений или запросов на нарушителей может быть наложено денежное взыскание в размере до 2500 руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК (ст. 117 УПК).

12. Неисполнение законных требований может повлечь и иные формы ответственности. Так, вызванный следователем (дознавателем и др.), но не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут принудительному приводу органом дознания (органом внутренних дел) на основании постановления должностного лица, в чьем производстве находится уголовное дело, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой из общего арсенала таких мер. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего производство по делу, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний; за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено ; за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест).

См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. С. 35.

13. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя (ст. 17.7 КоАП РФ).

14. Требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах его процессуальных полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами вне зависимости от того, какую предусмотренную УПК цель они преследуют. Включение данного требования в статью, именуемую «Обязательность осуществления уголовного преследования», не должно расцениваться как то, что эти требования, поручения и запросы могут быть использованы только в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Они могут (и должны) быть использованы в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Об этом прямо не сказано в коммент. ст., но такой вывод можно сделать исходя из закрепленного в ст. 6 УПК назначения уголовного судопроизводства .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 64 — 65.

15. Под прокурором в ч. 5 коммент. ст. понимается прокурор, надзирающий за соблюдением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

16. Прокурору ч. 5 коммент. ст. предоставлена не просто возможность заключать досудебное соглашение о сотрудничестве. Законодатель разместил данное его право не в ст. 37 УПК, регламентирующей статус прокурора, а в ст. 21 УПК, где объединены правовые положения, касающиеся обязанности осуществления уголовного преследования. Соответственно, ч. 5 этой статьи не столько указывает на расширение статуса прокурора, сколько по иному представляет его обязанность по уголовному преследованию от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения.

17. В то же время законодатель еще раз акцентирует внимание правоприменителя на том обстоятельстве, что досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть заключено, пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, и что такое соглашение может быть заключено лишь с подозреваемым или обвиняемым.

18. Здесь ничего не сказано о защитнике подозреваемого (обвиняемого). Думается, это не упущение законодателя, а его принципиальный подход. Прокурор заключает досудебное соглашение о сотрудничестве не с защитником, а с его подзащитным. Роль защитника — обеспечить соблюдение законных прав и интересов подозреваемого (обвиняемого) при заключении искомого соглашения. Именно поэтому законодатель требует в ст. 317.3 УПК составлять досудебное соглашение о сотрудничестве с участием защитника, который таковое подписывает вместе со своим подзащитным.

19. См. также комментарий к ст. ст. 5, 39, 73, 144, 157, 317.3 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Обязанность осуществления уголовного преследования. Комментарий к статье 21 УПК.

Обязанность осуществления уголовного преследования по УПК РФ статья 21

Уголовное производство состоит из нескольких этапов, одним из них является уголовное преследование. Заключается это процессуальное мероприятие в действиях прокурора, следователя или дознавателя, которые обязаны подтвердить факт преступления и определить виновного в злодеянии. Поведение этих компетентных лиц и их обязанности в рамках досудебного производства регламентирует ст. 21 УПК РФ.

О чем статья УПК?

В данной статье УПК закреплен принцип публичности, который понимается, как осуществление правоохранительными органами и компетентными должностными лицами процессуальной деятельности, вне зависимости от волеизъявления участников процесса, в том числе и потерпевшего.

Исключением являются дела частного и частно-публичного обвинения. В этой ситуации принцип публичности не включает требование неотвратимости наказания за каждое преступление. При назначении санкции учитываются разные возможности отказа в возбуждении дел и прекращения уголовного преследования.

Законодатель во множестве нормативно-правовых актов указывает, что суд не реализует уголовное преследование, но он вправе осуществлять судебный контроль законности и обоснованности возбуждения уголовного производства или отказа в его возбуждении по делам публичного обвинения.

Даже если в процессе одного судебного разбирательства суд определит признаки другого преступления, он должен воздержаться от утверждений о достаточности фактов для подозрения конкретного лица в злодеянии и формулировании обвинения в его отношении.

Читать еще:  223 ук рф незаконное

Суд в подобной ситуации должен направлять соответствующие материалы для проверки в следственный орган и аргументировать необходимость возбуждения производства. Суд по собственной инициативе не возбуждает, и не закрывает дела. Обязанность осуществления уголовного преследования и привлечения к ответственности преступников лежит на следственном отделе, органе дознания и прокуроре.

Основные положения

Осуществляя уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, государство гарантирует соблюдение прав потерпевших граждан, и защищает интересы других людей, которые могут в дальнейшем стать жертвами злоумышленника.

Осуществление уголовного преследования имеет свой четко установленный порядок. Процедура уголовного преследования распространяется как на досудебную, так и судебную части уголовного судопроизводства. Для реализации главной обязанности государства − защищать права граждан, некоторые участники уголовного производства наделены соответствующими полномочиями. В данном случае, речь идет о полномочиях прокурора, следователя и дознавателя. По своему содержанию характер этих полномочий − обязательный, требуемый для реализации другими участниками правоотношений.

Уголовное законодательство не предусматривает каких либо санкций за неповиновение следователя или невыполнение требований дознавателя, но в Административном кодексе описана ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора. Регламентирует это положение также 21 статья часть 4 УПК РФ.

Обязанности компетентных органов в уголовном производстве

В уголовном процессе, как правило, участвуют три основных фигуры: следователь, дознаватель и прокурор. Следователь в уголовном производстве участвует на трех основных этапах: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Каждый из этих этапов очень важен для установления истины, поэтому малейшая ошибка в фактических и процессуальных действиях может привести к плачевным последствиям.

Следователь изначально выступает в производстве стороной обвинения, но это не говорит о том, что все действия, направленные на установления виновного, будут носить односторонний характер.

Перечень обязанностей следователя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • предварительное расследование;
  • инициирование уголовного преследования;
  • самостоятельное принятие решений в ходе расследования и осуществление других процессуальных действий, описанных в УПК;
  • дача распоряжений органу дознания о выполнении следственных мероприятий в виде задержания преступника, его приводе, допросе и, в целом, привлечении к ответственности;
  • составление обвинительного постановления;
  • передача бумаг по подследственности в другой компетентный орган.

Дознаватель − это представитель отдельного органа, который вправе осуществлять предварительную проверку заявлений о преступлении, вести неотложные следственные действия, а также предварительное расследование в форме дознания.

Дознаватель имеет ниже ранг, чем следователь, поэтому должен исполнять его поручения, и указания прокурора.

Если начальник дознания на дознавателя возложит определенные обязанности, он может выполнять аналогичные функции, что и следователь – самостоятельно вести расследование и принимать решения. Дознаватель, как и следователь, может не соглашаться с решениями прокурора и обжаловать их. Не может вести расследование дознаватель, который по тому же делу проводил оперативно-розыскные работы.

Прокурор в уголовном производстве выступает главным представителем государства, осуществляющим свои действия на стороне обвинения. Если следователь тоже входит в сторону обвинения, но при этом ведет расследование объективно, то действия прокурора направлены на уличение конкретного лица в преступлении и носят односторонний характер.

Прокурор имеет право:

  • принимать уведомление о преступлении;
  • отправлять материалы дела в следственный орган или в орган дознания;
  • требовать от следователя и дознавателя устранения недочетов и ошибок в материалах дела;
  • давать письменные указания о направлении расследования;
  • давать или отклонять разрешение на возбуждение уголовного производства и начало преследования.

Также прокурор своим постановлением может отменять уже начатое производство и прекратить уголовное преследование по отношению к конкретному лицу. Он может разрешать отвод следователя и дознавателя, кроме того изымать дела у одного органа и передавать другому. Прокурор присутствует на всех судебных заседаниях и осуществляет другие полномочия, описанные в УПК.

Комментарии к статье 21 УПК

Уголовное преследование − это особый вид государственной деятельности, направленной на соблюдение конституционных прав граждан. Осуществляется преследование в порядке, строго регламентируемом законом. Компетентные органы должны действовать исключительно в рамках предоставленных им полномочий. Не может следователь начать преследование в отношении человека, который не является участником производства, или не выступает в нем в качестве подозреваемого, обвиняемого.

Цель уголовного преследования уличить конкретного человека в совершении злодеяния. Круг возможных подозреваемых лиц рассматривается еще на стадии предварительного расследования.

После того как человеку было вручено уведомление о подозрении, касательно него следователь обязан начать уголовное преследование. Он составляет соответствующее постановление и передает на утверждение прокурору, который либо одобряет, либо отклоняет его. Далее, следователь проводит процессуальные мероприятия, которые направлены на сбор сведений и доказательств вины конкретного субъекта. В процессуальные действия могут привлекать органы дознания, если требуется задержать злоумышленника или определить его место пребывания.

Если привлечь подозреваемого к участию в уголовном производстве не получается на протяжении двух месяцев, то подаютт в розыск, а производство приостанавливают. Если преступник будет найден, преследование возобновят. Когда все доказательства следственным отделом собраны, в отношении конкретного человека составляют обвинительное постановление и передают его прокурору, тот его проверяет, направляет в суд.

Прокурор вправе закрыть уголовное преследование в отношении лиц, не достигших к моменту привлечения к ответственности совершеннолетия, и субъектов, которые оказались непричастными к преступлению. Преследование может быть закрыто прокурорам, если само уголовное производство тоже прекратилось.

Очень важно не путать уголовное преследование и производство. Если прокурор закрывает уголовное производство, то разбирательство больше не происходит, а в случае прекращения уголовного преследования производство продолжается, но только в отношении конкретного человека следственные действия не ведутся.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Рассмотреть принцип осуществления должностными лицами своих обязанностей по возбуждению уголовного преследования можно на примере кражи. Группой лиц (Петров Иванов и Соболев) было похищено золото из магазина. В отношении этих трех людей было возбуждено уголовное дело и инициировано преследование. В процессе следственных мероприятий выяснилось, что Соболев не выступал участником хищения, он работал таксистом и являлся родственником Петрова.

Возвращаясь с работы, его остановил родственник и попросил подвезти. Тот согласился, не подозревая, что двое знакомых только что совершили преступление. В отношении данного субъекта было прекращено уголовное преследование, и с категории «подозреваемого» его перевели в «свидетели», ведь в его действиях не отмечаются признаки злодеяния.

Уголовное производство продолжилось в отношении Петрова и Иванова. Петрову вручили обвинение и привлекли к ответственности, но вот Иванов скрылся от следствия, и уголовное преследование не принесло результатов на протяжении двух месяцев. Было принято следователем решение приостановить уголовное производство и преследование до изменения ситуации.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 21 УПК?

По делам частно-публичного и публичного обвинения решение инициировать уголовное преследование выносят всегда, так как нужно обязательно собрать доказательство вины конкретного человека. Без аргументов, фактов и неопровержимых доказательств ни один человек не может предстать перед судом. Уголовное преследование человек, в отношении которого оно инициировано, может оспаривать в суде и, если представит неопровержимые доказательства своей невиновности, преследование прекратят.

В делах частного обвинения уголовное преследование тоже присутствует, но его не возбуждают в общем порядке. Проводит преследование сам потерпевший или гражданский истец. Он в делах частного обвинения выступает обвинителем, соответственно, на него возложены задачи поиска доказательств вины конкретного нарушителя.

На прокурора и мирового судью ложатся обязанности поддерживать обвинение, составленное потерпевшим или истцом. Фактического участия в процедуре «преследования» они не принимают.

Проблемы уголовного преследования

Уголовное преследование − это очень сложная юридическая процедура, которая требует огромных затрат сил и времени работников правоохранительных органов. Основной проблемой данной процедуры, которая существенно влияет на эффективность расследования, является большая нагрузка на следователей и дознавателей, а также несовершенство правового регулирования досудебного производства в ускоренном порядке.

В законодательстве отсутствует процессуальная технология, которая позволила бы реализовать состязательность сторон в досудебном производстве и обеспечить правовые гарантии участникам производства. В большинстве случаев следователи, хоть и обязаны объективно вести расследование и тщательно изучать все открывшиеся факты, сразу становятся на сторону обвинения, и с целью поскорее закрыть дело, не обращают внимания на улики, оправдывающие подозреваемого.

Не менее важной проблемой выступает нарушение ч. 4 ст. 21 УПК РФ, которая говорит о неприкосновенном выполнении указаний прокурора всеми участниками процесса. Прокурор − это одно из основных лиц в уголовном процессе, конечно, все его действия соответствуют закону и с ними должны считаться другие, но часто встречаются ситуации, когда действия прокурора неправомерны либо поспешны.

Например, следователь более «тесно» знакомится с каждой ситуацией и требует возбудить производство. Он имеет мелкие улики, которые перерастут в неопровержимое доказательство вины, нужно только время. При этом он получает отказ от прокурора, ведь тот не видит вины конкретного субъекта. В конечном итоге опасный преступник не привлекается к ответственности, а следователя за излишнюю инициативность могут привлечь к дисциплинарному наказанию.

Читать еще:  159 статья уголовного кодекса

3 вида уголовного преследования

Преследование по уголовному закону — это действия, совершаемые во время уголовного процесса. Основным участником, на котором лежит обязанность осуществления уголовного преследования, по уголовно-процессуальному кодексу является прокуратура. Цель, которую преследует прокурор, — доказать вину лица, против которого выдвинуто обвинение в преступном деянии. Диспозитивность заключается в желании пострадавшего использовать либо не использовать предоставляемую законом возможность осуществлять преследование лица, преступившего закон, и нанёсшего потерпевшей стороне какой-либо ущерб.

Виды уголовного преследования

Преследование по уголовному законодательству предусматривает следующие отдельные виды:

  1. Официальное (публичное).
  2. Неофициально-публичное.
  3. Неофициальное (частное).

Пострадавшее лицо вправе решать судьбу преступника. Право выбора заключается в личной оценке потерпевшим вреда, которое нанёс ему обвиняемый, и в принятии решения, подлежит ли преступник уголовному наказанию.

Официальное (публичное) преследование — это общепринятый способ определения истинного участия виновного в преступлении по действующему процессуальному кодексу Российской Федерации.

Этот вид обладает следующими признаками:

  • проводится государством в лице прокурора;
  • наличие властных полномочий у уполномоченных представителей обвинения;
  • если есть обстоятельства, указывающие на нарушение закона, государство обязано рассмотреть их и оценить с позиции права;
  • дело открывается без учёта точки зрения пострадавшей стороны (если есть сообщение о нарушении закона);
  • проведение расследования до рассмотрения дела в суде для установления достоверных фактов, которые определят и помогут выстроить линию обвинения;
  • возбужденные дела не могут быть закрыты, так как обвинение выдвинуто государством (исключение составляют дела с незначительной или средней тяжестью);

право пострадавшей стороны участвовать в процессе.

Принципы, работающие в уголовно-процессуальном законе, влияют на общественные отношение и устройство государства в целом.

Неофициально-публичное преследование включает процессуальные действия для установления виновного лица и содержит признаки официального и неофициального преследований. Это обвинение производится при поступлении заявления потерпевшей стороны.

Выражается в двух формах:

  1. Когда заявителем является физическое лицо.
  2. Когда заявление поступает от организации или предприятия.

Это форма преследования производится так же, как и при публичном преследовании. Здесь государство посредством уполномоченных лиц исполняет обязанность обвинения. Потерпевшей стороне участвовать в таком преследовании необязательно.

Отличительным признаком является досудебное следствие. Заявление лиц, чьи права были нарушены, поступает в дознание либо следствие. Дела этой формы обвинения не прекращаются даже при мировом соглашении между сторонами. Исключением являются случаи, указанные в 25-й статье УПК.

Объективность уголовного процесса зависит от количества открытых уголовных дел на основании заявлений граждан. Законодательство предусматривает возбуждение дел по заявлениям пострадавших при неофициальном и неофициально-публичном обвинении.

Неофициальное преследование по уголовному делу предусматривает особые правила процесса.

В соответствии с этим видом преследования расследуются дела по следующим статьям:

  • об умышленном лёгком вреде здоровью;
  • о нанесении побоев;
  • о клевете без отягчающих фактов;
  • об оскорблении.

В этих статьях вред от содеянных деяний минимальный. Интересы государства и общественного строя не затрагиваются. Нанесённый ущерб интересам определяется потерпевшей стороной.

Признаки неофициального преследования состоят в следующем:

  1. Действия производит не государственный обвинитель, а частное лицо.
  2. Закон не даёт права неофициальному обвинителю подавать заявления в судебные инстанции об оказании помощи в сборе требуемых доказательств.
  3. Потерпевшая сторона имеет право не подавать заявление либо письменно выразить отказ от преследования.
  4. Дела открываются после регистрации заявления пострадавшего, кроме случаев, предусмотренных ч. 4, ст. 21-я УПК РФ.
  5. Досудебное расследование отсутствует. Заявление о привлечении к ответственности потерпевшая сторона подаёт сразу в судебную инстанцию.
  6. Дела такого обвинения закрываются после примирения сторон, до оглашения судебного решения.

Виновный несёт ответственность в рамках уголовного процесса, что означает наличие неофициального (частного) преследования по делам с малой публичностью. При этом функция участия власти заключается в судебном решении по факту преступных действий.

Заинтересованность государства в помощи пострадавшему гражданину, по принципу диспозитивности, находится на более высоком уровне, чем процедура наказания виновных.

Содержание 21-й статьи УПК РФ

В соответствии с первой частью рассматриваемой статьи, преследование по открытым делам официального и неофициально-публичного обвинения проводят представители:

Должностные лица этих структур наделены властными полномочиями. Их объем зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела.

Вторая часть предусматривает необходимость реагирования прокуратуры, следствия, дознания на любые признаки преступных действий, которые стали известны этим структурам в установленном УПК порядке. Этой частью определена обязанность установления виновных по каждому факту нарушения закона.

Третья часть наделяет полномочиями преследования при расследовании уголовных дел представителями структур, указанных в части первой этой статьи, без учёта желания потерпевшей стороны.

Четвёртая часть предписывает предприятиям, организациям и физическим лицам исполнять любой прокурорский, следственный и органа дознания официальный документ.

Пятая часть предоставляет возможность составить между прокурором и обвиняемым документ о добровольном взаимодействии по уголовному делу. Соглашение составляется до передачи дела в суд.

Комментарий к положениям 21-й статьи УПК РФ

Статья характеризуется принципом официальности. Смысл заключается в преследовании представителями уполномоченных органов виновного без учёта желания любого участника разбирательства. Цель – выявить и установить лицо, совершившее преступные действия.

Установить факт совершения и выявить субъект незаконных деяний законодатель определил представителям властных структур:

  • прокуратуре;
  • следствию;
  • дознанию.

Комментарий выражает позицию Конституционного суда, которая заключается в том, что любая судебная инстанция наделена функцией правосудия, а уголовное преследование не является его компетенцией.

По публичным делам закон предусматривает контролирующую роль судов в части определения обоснованного решения: при открытии дела, отказе и прекращении. Возможность использовать это право предоставляется только во время судебного разбирательства. Рассматриваются дела по представлению гособвинителя. Сюда же входят заявления потерпевших сторон.

Если судья во время разбирательства по делу усмотрит достаточно оснований, указывающих на признаки преступных действий, то он направляет постановление органам гособвинения для проверки причин открытия уголовного дела. Такой же порядок установлен по материалам официального и неофициально-публичного обвинения.

Другой комментарий к 21-й статье УПК РФ

Применяя преследование обвиняемого лица, закон гарантирует соблюдение Конституционных гарантий любому гражданину. Обвинение по возбужденным делам за уголовно наказуемые деяния — это обязанность уполномоченных госструктур и их представителей.

Процессуальный кодекс предусматривает конкретные правила судебного разбирательства и порядок действий при вынесении обвинений. Эти процессуальные этапы свойственны и для досудебного расследования, и во время судебного разбирательства.

Перечисленные в 21 статье уполномоченные структуры и должностные лица, наделённые правом преследования, определяют исчерпывающий список участников этой деятельности.

Процессуальный кодекс возложил обязанность преследования исключительно на представителей:

  • следственного комитета;
  • прокуратуры;
  • органов дознания.

Отличительной деталью статьи считается отсутствие в указанном списке представителей судебного корпуса. Это означает, что законодатель сохранил необходимость доказывания своей позиции сторонами – участниками процесса.

Понятие «преследование по уголовному законодательству» предусматривает действия, устанавливающие причастность лица к противозаконным деяниям. Объективная оценка собранных доказательств по делу устанавливает виновность либо непричастность подозреваемого гражданина.

Часть третья 21-й статьи предусматривает возможность без волеизъявления пострадавшего осуществить преследование фигурантов. Содержание этой части обеспечивает защиту лицам, тем или иным образом, зависимым от виновного, или лишённым возможности лично реализовать свои права по привлечению к ответственности.

Как указывает 21-я статья часть 4 УПК РФ, закон определил случаи, которые не позволяют гражданам реализовать конституционные права. При возникновении таких ситуаций органы, обладающие властными полномочиями, открывают дела без официального обращения потерпевшей стороны.

Лица, осуществляющие преследование по своему должностному статусу, уполномочены предъявлять для исполнения любому субъекту:

  1. Требования.
  2. Запросы информации.
  3. Поручения.

Указанные документы исполняются прокурорскими работниками, представителями следствия и дознания в пределах предоставленных им прав.

Существуют ограничения в предоставлении сведений. Порядок передачи определяется нормативными документами. Информация, составляющая какую-либо тайну, поступает к следователю или дознавателю только после согласования с прокурором.

Поручения и другие документы исполняются письменно. Запрашиваемая информация излагается кратко, с указанием последнего срока для исполнения.

Примером таких документов являются запросы:

  • о необходимости допросить свидетеля, проживающего в соседней области;
  • о проведении аудиторской проверки с предоставлением заключения;
  • иные аналогичные требования.

Другие поручения могут исполняться как устно, так и в письменном виде.

При невозможности исполнения требования о предоставлении сведений, например, субъект вынужден по состоянию здоровья находиться в больнице. В этом случае исполнитель обязан направить документ о причинах, мешающих выполнить это задание.

Порядок применения норм процессуального права возложен на конкретный немногочисленный круг лиц. Изменение правил уголовного процесса этими должностными лицами не допускается. Они обязаны собрать исчерпывающий перечень обстоятельств, имеющих значение по делу.

Судебная практика по 21-й статье

Статья 21-я входит в состав третьей главы УПК РФ.

В определениях Конституционного и Верховного Судов следует отметить следующие эпизоды:

  • в соответствии со статьёй 21 дознаватель изменил квалификацию преследования по уголовному делу;
  • закон позволяет стать официальному обвинению частным с соблюдением процессуальных норм;
  • на основании части пятой 21-й статьи прокурор реализовал право подписания документа о предоставлении сведений обвиняемым по уголовному делу.

Судебная практика демонстрирует обязательное соблюдение процессуальных этапов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector