1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор в суде по уголовным делам

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  • Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.
  • Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.
  • Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.
  • Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Читать еще:  Рассмотрение дела в общем порядке

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2020 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

    Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

    1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

    2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

    3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

    4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

    5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации.

    6. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.Н. Миронов оспаривает конституционность статей 34 «Состав лиц, участвующих в деле», 35 «Права и обязанности лиц, участвующих в деле», части третьей статьи 45 «Участие в деле прокурора», части второй статьи 320 «Право апелляционного обжалования», части первой статьи 326 «Отказ от апелляционных жалобы, представления» ГПК Российской Федерации, а также статьи 35 «Участие прокурора в рассмотрении дел судами» Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

    2.1. Положения статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», конкретизирующие полномочия, предоставленные прокуратуре статьей 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, являются процессуальной гарантией реализации прокуратурой указанных полномочий. В соответствии со статьями 118 (часть 1) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется судами независимо, что исключает возможность надзора прокуратуры за судебной деятельностью.

    В кассационном представлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просил судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами статей 4, 44, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе». Доводы представления сводятся к тому, что прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту чужих интересов, не является стороной спорных материальных правоотношений, процессуальное законодательство не возлагает на него обязанности по досудебному урегулированию спора.

    Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

    В кассационном представлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами статьей 4, 44, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе». По мнению заявителя, поскольку прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту чужих интересов, не является стороной материальных правоотношений сторон, процессуальное законодательство не возлагает на него обязанности по досудебному урегулированию спора.

    Оспариваемое заявителем законоположение не предполагает возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований — такое решение принимается им в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих требований, предусмотренных частями первой и второй статьи 131 ГПК Российской Федерации, должны соответствовать положениям части третьей данной статьи, содержащей требование о том, что в исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

    Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами (пункт 1), прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3), полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 4).

    Читать еще:  С какой суммы заводится дело о краже

    Таким образом, положения статьи 35, части третьей статьи 45 и части первой статьи 57 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» конкретизируют полномочия, предоставленные прокуратуре Российской Федерации в соответствии со статьей 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и, будучи процессуальной гарантией реализации прокуратурой указанных полномочий, также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

    Данные законоположения во взаимосвязи с положениями статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 конкретизируют полномочия, предоставленные прокуратуре Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьей 129 Конституции Российской Федерации, и являющиеся процессуальной гарантией реализации прокуратурой указанных полномочий.

    Генеральный прокурор Российской Федерации на основании пункта 6 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит проверить конституционность пункта 3 статьи 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», поскольку полагает, что содержащейся в нем нормой, примененной в конкретном деле, нарушаются конституционные права и свободы граждан.

    Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что положения части третьей статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», конкретизирующей полномочия, предоставленные прокуратуре статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации, являются процессуальной гарантией реализации прокуратурой указанных полномочий (определения от 13 октября 2009 года N 1290-О-О, от 27 мая 2010 года N 696-О-О и др.); заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая должна формироваться в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле (определения от 28 мая 2009 года N 589-О-О, от 18 декабря 2007 года N 831-О-О и др.).

    В соответствии с ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Положения части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 26, 27 и 35) не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, — такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть первая статьи 45 ГПК Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.

    По смыслу указанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющих полномочия Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров по надзору за соответствием конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, предполагается их право на обращение и в суд, разрешающий дела посредством конституционного судопроизводства. Между тем Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» непосредственно предусматривает право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации для Генерального прокурора Российской Федерации лишь в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (пункт 6 статьи 35).

    Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в частности, предусматривается, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 3 статьи 35, пункт 4 статьи 27).

    Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обращается в суд и участвует в рассмотрении дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 35), в том числе он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35). Данное полномочие прокурора и соответствующее полномочие суда основаны на положениях принятого в 1964 году Гражданского процессуального кодекса РСФСР, которые содержатся в части третьей статьи 10, статье 41, пункте 2 части первой и части второй статьи 231, статьях 239.1 — 239.8 (в редакции Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года), а также на положениях Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (статьи 3 и 6).

    Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения статьи 140 ГПК РСФСР применительно к случаям принятия судом мер к обеспечению иска по ходатайству участвующего в деле прокурора, выступающего на основании пункта 2 части первой статьи 4, части первой статьи 41 и статьи 133 ГПК РСФСР, а также пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в защиту частноправового интереса другого лица.

    Прокурор в суде по уголовным делам

    Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

    Вернуться назад на Уголовный суд

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение (участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения), тем самым обеспечивает его законность и обоснованность (ч. 4 ст.37 УПК РФ). Под государственным обвинением понимается специальная деятельность прокурора как представителя государства, направленная на поддержание обвинения в суде. В процессуальном статусе государственного обвинителя по уголовному делу могут выступать не только прокуроры, но и иные должностные лица прокуратуры, а также по поручению прокурора дознаватели либо следователи, если они осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает также обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве конкретного государственного обвинителя (статьи 61 и 66 УПК РФ).

    Вместе с тем нельзя считать участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса только в качестве государственного обвинителя единственно возможным. Прокурор в пределах, очерченных процессуальным законодательством, обязан реагировать на нарушения закона, допущенные в ходе рассмотрения уголовного дела в судебном заседании, кто бы из участников процесса их, и совершил, в том числе и на незаконные, необоснованные, несправедливые судебные решения.

    Принимая участие в разбирательстве уголовного дела судом, прокурор призван способствовать всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению всех значимых для принятия процессуальных решений обстоятельств, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора.

    Государственного обвинителя по конкретному уголовному делу назначает руководство соответствующей прокуратуры. Сложность уголовного дела может предопределить создание группы государственных обвинителей.

    Среди полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве можно выделить несколько групп:

    1. участие в стадии назначения судебного заседания на этапе предварительного слушания;
    2. обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений по уголовному делу в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции;
    3. внесение представления на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке;
    4. участие в заседаниях судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
    5. участие в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

    Государственное обвинение в суде поддерживается только в том случае, когда у прокурора на основании изучения всех обстоятельств уголовного дела сформировалась убежденность в виновности подсудимого. Напротив, государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если он убедится, что собранные в рамках судебного следствия доказательства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения. Следствием решения об отказе от обвинения (полном либо частичном) является прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью либо в соответствующей части.

    Определяя свою позицию относительно назначения, наказания государственный обвинитель обязан строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности содеянному и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, параметры личности виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания.

    В обязанности государственного обвинителя входит и оказания содействия суду в установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, что в конечном итоге может предопределить вынесение судом частного определения (постановления).

    Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы.

    Незаконные действия участников судебного разбирательства должны повлечь за собой действия прокурора по привлечению внимания суда (судьи) к происшедшему через заявление соответствующего ходатайства или внесение представления.

    Глава 42 УПК РФ регламентирует особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей. Усложненная форма (с участием присяжных заседателей) рассмотрения уголовного дела судом наделяет прокурора рядом дополнительных обязанностей. В частности, необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии в окончательном виде определяется форма судопроизводства по делу. Судья выясняет у обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, подтверждает ли он свое ходатайство. Соответственно задача прокурора на стадии предварительного слушания дела проверить, имеется ли в суде указанное выше ходатайство. Также прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам при необходимости может заявить ходатайство.

    При возникновении на предварительном слушании вопроса о допустимости собранных по делу доказательств прокурор дает им свою оценку, имеющую непреходящее значение.

    Участвующий в предварительном слушании дела прокурор вправе отказаться от обвинения полностью или частично со всеми вытекающими отсюда для судьбы уголовного дела последствиями (полное прекращение или прекращение в соответствующей части).

    Процедура формирования коллегии присяжных проводится с участием прокурора. Он должен сделать все возможное для выяснения всех характеристик личности кандидатов в присяжные заседатели, которые (характеристики) могут повлиять на объективность присяжных, и если таковые будут выявлены – инициировать отвод.

    Большое значение имеет участие прокурора в судебном следствии и выступление в судебных прениях. Государственный обвинитель имеет право предложить внести поправки либо поставить дополнительные вопросы к сформулированным уже председательствующим для присяжных вопросам (вопросного листа). Прокурор вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности.

    Участие прокурора на стадиях апелляционного и кассационного производства предполагает следующие ключевые моменты:

    1) внесение представлений на незаконные, необоснованные, несправедливые, по мнению прокурора, судебные постановления;
    2) участие в рассмотрении уголовного дела судом вышестоящей инстанции.

    Процессуальный срок подачи апелляционного и кассационного представления прокурора составляет 10 суток со дня провозглашения приговора. Данное представление должно отвечать предусмотренным законом требованиям (ст. 363, 375 УПК РФ). Подача его осуществляется через суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое судебное решение.

    Извещение судом прокурора о принесенной по уголовному делу апелляционной (кассационной) жалобе обязывает прокурора рассмотреть вопрос о необходимости представления в суд письменных возражений на поступившую жалобу. Отзыв прокурором поданного уже в суд представления возможен до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции (ч. 3 ст. 359 УПК РФ). Принесший представление прокурор до начала судебного заседания вправе изменить представление или дополнить его новыми доводами.

    Участие прокурора в заседании суда апелляционной инстанции является обязательным. Полномочия прокурора в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции тождественны тем, которыми он наделен при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.

    В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (п.4) прокуроры обязаны принимать участие в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции независимо от того, инициировано оно принесением кассационного представления либо жалобой со стороны защиты. Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддерживает внесенное представление или доводит до суда возражение на кассационную жалобу иных участников уголовного процесса. При обжаловании судебного решения другой стороной и отсутствии оснований для принесения представления прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений. В своем выступлении прокурор формулирует свою позицию о законности или незаконности обжалованного приговора.

    В случае если прокурор, возглавляющий прокуратуру (его заместитель), либо прокурор, участвовавший в уголовном деле в качестве государственного обвинителя, посчитает, что приговор, определение, постановление, вступившие в законную силу, не отвечают критериям законности, обоснованности или справедливости, то он обязан внести в суд надзорной инстанции надзорное представление. Надзорное представление подается непосредственно в суд соответствующей надзорной инстанции и должно отвечать требованиям, сформулированными в статьях 375 и 404 УПК РФ.

    Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным. Необоснованное отклонение надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласие с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты обязывает прокурора поставить вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.

    Производство в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств инициируется прокурором. Его целью является восстановление нарушенной судебным решением законности – обнаружение новых или вновь открывшихся обстоятельств, возможно свидетельствует как раз об этом прискорбном факте. Расследование новых обстоятельств или проверка вновь открывшихся могут привести к выводу о необходимости возобновления производства по уголовному делу. В этом случае прокурор направляет уголовное дело вместе со своим заключением, а также копией приговора и материалами расследования или проверки в соответствующий суд. Он в свою очередь рассматривает вопрос о возобновлении уголовного дела в порядке, определенном ст. 407 УПК РФ. В судебном заседании прокурор обосновывает наиболее значимые положения своего заключения.

    Европейский суд
    Административный суд
    Арбитражный суд
    Уголовная ответственность
    Уголовное дело
    Уголовное право
    Уголовное преследование

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector