1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор задачи и полномочия

Полномочия прокуратуры в России

Понятие прокуратуры содержится в статье 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Виды прокуратур в России

В систему прокуратуры Российской Федерации входят следующие виды прокуратур:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации,
  • прокуратуры субъектов Российской Федерации,
  • приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные и др.),
  • прокуратуры городов и районов,
  • другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Полномочия прокуратуры

Законодательством на прокуратуры возложены следующие полномочия:

  • осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • возбуждает дела об административных правонарушениях и осуществляет проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ.
  • участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
  • рассматривает заявления, жалобы и иные обращения.

Полномочия прокурора

Полномочия прокурора определены в статье 22 Закона о прокуратуре.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Важно. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

  • информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
  • информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Справочно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Санкция статьи подразумевает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Акты прокурорского реагирования

К полномочиям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов относятся права на принятие актов прокурорского реагирования:

  • принесение протестов;
  • внесение представлений;
  • вынесение постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направлении должностным лицам предостережений о недопустимости нарушения закона;
  • направление исковых заявлений в суд;
  • направление материалов в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела.

Дополнительная информация по теме:

Прокуратура РФ и ее задачи

Функции прокурора

Прокуратура – это один из первых правоохранительных органов, созданных в старину. Сегодня прокуратура — это единая система федеральных органов, в полномочия которых входит:

  • осуществление государственного надзора за исполнением правовых норм РФ в процессе преследования уголовного характера;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • охрана интересов государства и общества;
  • другие функции, связанные с соблюдением Конституции РФ.

Прокурор — должностное лицо, уполномоченное специальными правовыми нормами РФ на осуществление уголовного преследования в ходе уголовных разбирательств, а также наблюдение за процессуальной деятельностью дознавателей.

Несмотря на то, что прокурор относится к числу представителей обвинения, его полномочия не ограничиваются уголовным преследованием. В деятельность прокурора входит осуществление определенных функций, включающих в себя надзор за законностью. Уголовное преследование является одной из основных процессуальных функций, а прокурорский надзор — это проявление правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные функции прокурора:

  • контроль за соблюдением полномочий органами, осуществляющих уголовные преследования, а также органами, ведущими подготовку материалов для суда на всех стадиях досудебного разбирательства;
  • надзор за действиями сторон, представляющих общественные интересы и поддерживающих сторону обвинения в стадии судебного процесса;
  • правозащитная функция при исполнении приговора, то есть осуществление контроля над законностью;
  • определение порядка объединения уголовных дел в одно судопроизводство, следствие по которым ведется разными органами предварительного расследования (ч.7, ст. 151 УПК);
  • надзор над исполнением регламентированных законом правил приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;
  • соучастие в процессе предварительного следствия, при необходимости производство собственных, следственных действий;
  • согласование ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения или его отмене;
  • согласование на производство какого-либо процессуального действия, которое можно произвести только на основании судебного решения;
  • отстранение от расследования или судебного процесса, нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, а также согласование их самоотводов;
  • определение компетентности органа дознания для ведения того или ионного уголовного дела и передавать его в следственный отдел;
  • отстранение следователя от определенного уголовного дела и передача его другому следователю, обоснование основания передачи дела;
  • назначение определенного органа дознания для производства следственных действий, предоставление данному органу инструкции о проведении познавательных мероприятий;
  • утверждение решения следователя или дознавателя о закрытии уголовного дела;
  • обоснованное остановка производства уголовного дела.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Прокурор уполномочен рассматривать и принимать решения по поданным ходатайствам, таким, как: санкция на обыск, продление или сокращение срока заключения под стражу, временное или постоянное отстранение обвиняемого, подозреваемого от должности, продление срока досудебного расследования, наложение ареста имущества.

Участие прокурора обязательно абсолютно во всех стадиях процесса уголовного судопроизводства, но следует отметить, что характер участия и объем его полномочий в данных процессах различны. Например, в ходе процессов дознания и досудебного производства по уголовным делам, прокурор имеет значительные полномочия властно-распорядительного характера, которые заметно отличаются от полномочий участия прокурора во стадиях судебных процессов. Уже с момента поступления сигнала о преступлении, согласно Конституции, прокурор наделен государственно-властными полномочиями.

Читать еще:  Права присяжных заседателей

Цели и задачи прокуратуры РФ

Осуществление своей деятельности прокуратура производит согласно Федеральному Закону п. 2 ст. 1 «О прокуратуре».

Цели, которые призвана достигнуть прокуратура в результате своей деятельности:

  • главенство закона;
  • закрепление единства законности;
  • обеспечение защиты права и свободу человека;
  • охрана законных интересов государства и общества в целом.

Для укрепления единства законности в РФ прокуратура обязана осуществить выполнение определенных задач: своевременное выявление действий, противоречащих Конституции РФ; принятие своевременных мер по устранению нарушений правил и норм, прописанных в Конституции РФ; предупреждение возможного нарушения закона.

К полномочиям прокуратуры РФ относятся: контроль, над исполнением всех конституционных норм и правил; уголовное преследование; координация производственной деятельности всех правоохранительных органов; участие в судовом процессе; правотворческая деятельность; сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и другими международными организациями.

В Конституции РФ (гл. 7 ст. 129), прописано, что прокуратура РФ — это единая централизованная система, состоящая из подчиненных друг другу прокуроров, от нижестоящих к вышестоящим. Существуют некоторые другие нормативные акты, характеризующие статус прокуратуры и определяющие отношение к юридическому регулированию деятельности прокуратуры. Высшей прокурорской инстанцией на территории Российской Федерации является Генеральный прокурор РФ.

Для правового регулирования порядка деятельности прокуратуры РФ, а также успешной организации деятельности прокуратуры, являются актуальными Арбитражный Уголовный и Гражданский процессуальные кодексы. Данные нормативные акты помогают определить основания для участия представителей прокуратуры в рассмотрении дел в суде, а также дают полномочия прокурору для обращения в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, и иные полномочия прокурора, участвующего в судебном разбирательстве.

Функции прокуратуры

Главная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующего законодательства.

Прокурорский надзор осуществляется по нескольким направлениям, а именно: за исполнением законодательства федеральными министерствами и ведомствами, законодательными (представительными) и исполнительными органами местного самоуправления, субъектов Федерации, военного управления, их должностными лицами; за соблюдением прав и свобод человека; за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание; за исполнением законов и нормативно-правовых актов администрациями учреждений и органов, реализующих виды наказаний, применяющих меры принудительного характера, назначаемые судом, мест содержания задержанных и заключенных под стражу (лечебно-исправительных колоний, исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем и т.д.); за исполнением законов и нормативных актов судебными приставами.

Кроме функций надзора прокуратура выполняет функции:

  • уголовного преследования за исполнением органами предварительного следствия и дознания законов и полномочий, прописанных в уголовно-процессуальном кодексе;
  • участие в осуществлении правосудия – участие в качестве обвинителя в рассмотрении дел судами, направление в вышестоящие инстанции представления на решения, определения, постановления и приговоры, противоречащие закону;
  • рассмотрение заявлений и жалоб, содержащих сведения о нарушении закона, в порядке, предусмотренном законом;
  • координация деятельности федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, таможенной службы, иных правоохранительных органов при борьбе с преступностью;
  • участие в правотворческой деятельности (внесение предложений об дополнении, изменении, принятии или отмене законов и нормативно-правовых актов;
  • издательская функция – выпуск специальных изданий Генеральной прокуратурой.

Деятельность прокуратуры РФ

Деятельность органов прокуратуры строится исходя из основных принципов.

Принцип законности. Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция, международные договоры, федеральные законы. Прокуратура не может выполнять функции, не предусмотренные соответствующим законом.

Принцип независимости. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной власти (федеральных, субъектов Федерации, общественных объединений, органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Недопустимость будь-какого вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип обязательности исполнения требований прокурора. Вытекающие из полномочий прокурора требования, подлежат исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора, вытекающих из соответствующих полномочий, следует установленная законом ответственность.

Принцип гласности. Работники прокуратуры действуют гласно в пределах, не противоречащих требованиям законодательства России об охране прав и свобод, о государственной или иной, охраняемой законом, тайне. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Принцип неприкосновенности прокурора. Характеризуется особым порядком привлечения к административной и уголовной ответственности, осуществляемой органами прокуратуры. В случаях, когда в отношении прокурора возбуждено дело, он освобождается от занимаемой должности на период расследования данного дела.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Функции прокуратуры

В статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по:

  • обеспечению верховенства закона,
  • обеспечению единства и укреплению законности;
  • обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина,
  • обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно интересов со стороны общества и государства.

Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.

Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.

Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день — основная функция прокуратуры в досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.

Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица и собственники.

Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.

Уголовное преследование

В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.

На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части:

  • досудебная часть расследования и уголовного преследования;
  • уголовное преследование непосредственно в суде.

Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая — в форме поддержания в суде государственного обвинения.

В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.

Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве.

Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.

Читать еще:  Рассмотрение обращений граждан в прокуратуре

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства.

Поддержание государственного обвинения – отдельная функция прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

Субъектами, которые имеют исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

  • прокурор;
  • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований действующего законодательства РФ.

Административное преследование

Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др., обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.

Основные функции и задачи прокуратуры

Прокуратура, функции и задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы. Органами прокуратуры решаются задачи , направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества. Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

  1. Верховенства закона.
  2. Защите свобод, прав человека и гражданина.
  3. Укрепления и единства закона.
  4. Защиты государственных и общественных интересов.

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов. Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление. В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Задачи прокуратуры РФ

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах. З адачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, Указам президента. В задачи прокуратуры входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие задачи прокуратуры :

  1. Обеспечение соблюдения предписаний законодательства об объективном, всестороннем, полном, своевременном разбирательстве во всех инстанциях.
  2. Квалифицированное поддержание государственного обвинения.
  3. Содействие суду в принятии обоснованного, законного, справедливого решения по каждому делу.
  4. Внесение представлений по приговорам в апелляционную, надзорную, кассационную инстанцию.

Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в задачи прокуратуры входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В задачи прокуратуры при разбирательстве экономических споров входит:

  1. Участие в производствах по первой инстанции. В законодательстве установлены случаи, когда привлечение должностных лиц обязательно. В рамках арбитражных производств прокуроры обеспечивают укрепление законности, предупреждение нарушений в экономической сфере, защиту общественных и государственных интересов.
  2. Составление и предъявление в суды заявлений, исков для устранения и пресечения неправомерных действий в экономической сфере.
  3. Своевременное оспаривание в апелляционных и кассационных инстанциях определений, решений, постановлений по арбитражным производствам, возбужденным по обращениям прокуроров, и делам, в которых они участвовали в первой инстанции.

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения. Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями. Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе. Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями. Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Независимость

Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор. Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность. Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством. Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими. Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур. Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов. Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд. При этом установлен определенный порядок подачи заявлений в прокуратуру. Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение. В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, его понятие, основные задачи, функции и полномочия.

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ)1.

Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и поддержание в суде обвинения, обеспечивая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Обвинение в суде поддерживается прокурором — государственным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Уголовное преследование (или обвинение) осуществляется в различных уголовно-процессуальных формах.

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

В процессе уголовного преследования по уголовному делу прокурор вправе (ст. 37 УПК РФ):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях1;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения2;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также решения дознавателя в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

1 К сожалению, такой закон до настоящего времени не принят.

2 Отметим лишь одну деталь, заключающуюся в том, что избрание меры пресечения в соответствии с теорией уголовного процесса является не действием, а решением.

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания, дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием на основания такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому органу в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием на основания такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий (более правильным было бы выражение «деяний») обвиняемых, или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законом.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием на мотивы своего решения.

Перечисленные полномочия прокурора осуществляются прокурором района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector