2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор в судебном разбирательстве по уголовному делу

Статья 246. Участие обвинителя

1. Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно.

2. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

3. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший.

4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

6. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных интересов, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

9. Утратила силу.

10. Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Комментарий к Ст. 246 УПК РФ

1. Обвинение в суде поддерживается или от имени государства, или от имени частного лица. От имени государства обвинение в судебном разбирательстве по уголовному делу поддерживает государственный обвинитель, к которым закон (пункт 6 статьи 5 УПК) относит должностное лицо органа прокуратуры.

2. По делам, подсудным судам субъектов РФ, государственные обвинители назначаются руководством прокуратур соответствующих субъектов РФ, а по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, — руководством Генеральной прокуратуры РФ (пункты 1.5 и 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 3 июня 2002 г. N 28). По делам, подсудным федеральному районному суду и мировому судье, государственные обвинители назначаются руководством районных прокуратур. В случае принципиального несогласия прокурора — руководителя соответствующей прокуратуры с позицией своего подчиненного, назначенного государственным обвинителем, он (прокурор) должен решить вопрос о его замене, приняв функцию поддержания государственного обвинения по данному делу на себя лично либо поручив ее осуществление прокурору, утвердившему обвинительное заключение или обвинительный акт (пункт 1.10 того же Приказа Генерального прокурора РФ).

3. Лично от своего имени обвинение в суде поддерживает потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения, т.е. по делам о преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в части второй статьи 20 УПК (см. комментарий к ней).

4. Государственный обвинитель является стороной в уголовном процессе, равной в своих процессуальных правах со стороной защиты. Его положение не дает каких-либо процессуальных преимуществ и привилегий. Прокурорские заключения по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам по своему юридическому значению равносильны мнению, соображению, высказывать которые предоставлено право любому участнику процесса, имеющему в деле собственный интерес, но не более того.

5. Государственный обвинитель в судебном заседании осуществляет функцию уголовного преследования и обязан употребить все законные средства, чтобы добиться осуждения и справедливого наказания виновного. Однако он не может и не должен добиваться этого во что бы то ни стало. Если в ходе судебного разбирательства предъявленное обвинение не получит подтверждения, правовая обязанность и нравственный долг прокурора — отказаться от поддержания обвинения. Отказ от обвинения может быть полным или частичным. И тот и другой отказ обязателен для суда. Такой отказ означает отказ государства от «уголовного иска» к гражданину; он (отказ) обязателен для суда (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 9. С. 12), исключает осуждение обвиняемого и «предопределяет принятие судом решения в соответствии с позицией государственного обвинителя, поскольку закон исходит из того, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, а формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечиваются обвинителем» (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»). В ряде случаев отказ от поддержания государственного обвинения существенно ущемляет интересы потерпевшего, так и не получившего сатисфакции и несогласного с позицией государственного обвинителя. Конституционный Суд РФ указывает следующий путь разрешения подобных коллизий: вынесение обусловленного отказом от обвинения судебного решения о реабилитации подсудимого допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мнений по этому поводу участников судебного заседания со стороны обвинения (потерпевшего и его представителя) и защиты. Законность, обоснованность и справедливость такого решения могут быть проверены вышестоящим судом. При этом вышестоящий прокурор, если он установит, что нижестоящим прокурором не были обеспечены публичные интересы, вправе и обязан отменить принятие нижестоящим прокурором решения и (или) прекратить осуществляемые им действия, иначе говоря, дезавуировать отказ от обвинения и возобновить его (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 года по делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан // Российская газета. 2003. 23 дек.). Такое решение нельзя признать ни полным, ни убедительным, ни окончательным. Оно не может удовлетворить потерпевших, которых государственный обвинитель вынужденно «бросил» в уголовном процессе (см., например: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 1. С. 10). Теоретически несостоятельно и прекращение уголовного дела вследствие отказа государственного обвинителя от обвинения по реабилитирующим основаниям: при наличии таких оснований судебное разбирательство должно завершаться оправдательным приговором (часть вторая статьи 302 УПК). «Полуреабилитация» не может устраивать и сторону защиты. Закон о государственном обвинении нуждается в совершенствовании.

Читать еще:  Сколько дней рассматривается заявление в прокуратуру

6. До удаления суда первой инстанции в совещательную комнату для постановления приговора государственный обвинитель в любой момент судебного разбирательства путем обращения к суду с соответствующим ходатайством вправе изменить обвинение по сравнению с тем, которое сформулировано в обвинительном заключении следователя или обвинительном акте органа дознания, но только в сторону смягчения данного обвинения (поворот к лучшему). В этом случае судебный процесс может быть продолжен. В случае же изменения обвинения (с поворотом к худшему), т.е. когда необходимо применить уголовный закон, предусматривающий ответственность за более тяжкое преступление, когда увеличивается число инкриминируемых эпизодов преступной деятельности, когда требуется переквалификация на статью УК, предусматривающую более строгое наказание, государственный обвинитель, по логике вещей, одновременно с таким ходатайством об изменении обвинения обязан заявить другое — о направлении уголовного дела для производства дополнительного расследования, предъявления нового обвинения и предоставления своему процессуальному оппоненту — стороне защиты возможности повторно защищаться от нового, более тяжкого обвинения.

7. Если отказ от обвинения заявлен государственным обвинителем в прениях сторон, никаких дополнительных процессуальных действий, предшествующих прекращению уголовного преследования, в судебном заседании не предполагается (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1. С. 8).

8. Судебное решение (постановление, определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения может быть обжаловано в кассационном порядке на общих основаниях. Существовавшее ранее правило, согласно которому для такого обжалования и пересмотра требовались особые основания в виде новых или вновь открывшихся обстоятельств, упразднено, а часть девятая комментируемой статьи утратила силу именно в этой связи вследствие еще ранее состоявшегося решения Конституционного Суда РФ на эту тему.

9. Поддержание обвинения одновременно является и обоснованием гражданского иска. Прокурор в полном логическом соответствии со своей главной ролью обвинителя от имени государства (публичного обвинителя) вправе предъявить в судебном заседании гражданский иск либо поддержать гражданский иск, предъявленный потерпевшим (частным обвинителем), если этого требует охрана прав граждан, общественных и государственных интересов. При этом он не связан с позицией потерпевшего ни в отношении оснований иска, ни в отношении его размеров.

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  • Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.
  • Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

    Читать еще:  Сколько времени рассматривается жалоба в прокуратуру

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.
  • Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.
  • Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2020 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Действия прокурора в уголовном процессе

    В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

    Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

    Функции прокуратуры

    Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

    Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

    • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
    • контролирование процедуры возбуждения преследования;
    • поддержка обвинения во время судебного заседания;
    • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
    • контроль действий иных субъектов производства.
    Читать еще:  Сколько присяжных заседателей в суде рф

    Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

    1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
    2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
    3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
    4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

    Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

    В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

    На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

    • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
    • организация правовой защиты;
    • обвинение по конкретному делу.

    С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

    Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

    • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
    • прав каждого гражданина;
    • главенства закона.

    Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

    1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
    2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
    3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
    4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
    5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

    В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

    Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

    Участие в досудебном производстве

    На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

    В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

    Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

    Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

    Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

    • контроль процедурных моментов;
    • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
    • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
    • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

    Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

    То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

    Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

    Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

    • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
    • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
    • принять самоотвод дознавателя.

    Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

    • высочайшей компетенции в области права;
    • понимания принципов и методов криминалистики;
    • умения правильно толковать правовые нормы.
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector