0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор в досудебном производстве

Полномочия прокурора в досудебном производстве.

Прокурор-является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2. возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;

4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;

8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;

10. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

11. продлевать срок предварительного расследования;

12. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

15. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение. Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания. Обязанность доказывания. Способы собирания доказательств. Понятие и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств.

Процесс доказывания — это деятельность, осуществляемая на основе уголовно-процессуального закона по установлению и познанию с помощью доказательств фактов объективной действительности, необходимых для правильного разрешения уголовного дела.

Элементы:Собирание доказательств — совершение дознавателем, следователем, прокурором, судом, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями и защитником в пределах своих полномочий определенных действий, направленных на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.

Собирание доказательств происходит путем:

— обнаружения и процессуального оформления доказательств, проводимыми следственными и процессуальными действиями;

— истребования от различных физических, юридических и должностных лиц всевозможных документов;

-требования производства ревизий и восстановления бухгалтерского учета

Обязанность доказывания:1.Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

2. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.

5. В случае, если доказательства представлены с нарушением порядка представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение, судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Основные способы собирания доказательств:

• представление их сторонами, другими участвующими в деле лицами и их представителями;

• истребование их судом от лиц и организаций, у которых они находятся;

• выдача лицам, ходатайствующим об истребовании письменных или вещественных доказательств, запросов на право их получения и представления в суд;

• вызов в суд в качестве свидетеля;

• направление судебных поручений по собиранию доказательств в другие суды;

Оценка доказательств- — мыслительная, логическая деятельность дознавателя, следователя, прокурора и судьи , имеющая своей целью определение допустимости, относимости, достоверности, значения (силы) каждого доказательства и достаточности их совокупности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания.Основная оценка доказательств базируется на таком отраслевом принципе, как свободная оценка доказательств(ст. 17 УПК). Данную оценку доказательств составляет внутренне убеждение дознавателя, следователя, присяжного заседателя и суда по уголовному делу, которое формируется на основе внутреннего убеждения, основанного на законе и совести данных участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон требует рассмотрения доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности всех собранных доказательств — достаточности для разрешения уголовного дела.

Правила оценки доказательств. 1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности — достаточности для разрешения уголовного дела. 2. В случаях, указанных в части второй статьи 75 настоящего Кодекса, суд, прокурор, следователь, дознаватель признает доказательство недопустимым. 3. Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт. 4. Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном статьями 234 и 235 настоящего Кодекса.

Недопустимыми в российском уголовно-процессуальном праве признаются доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.

К недопустимым доказательствам относятся:

· показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

· показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

· иные доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.

Проверка доказательств— осуществляемая дознавателем, следователем, прокурором, судом проверка доказательств путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

В процессе проверки доказательств необходимо:

— сопоставить доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами;

Читать еще:  Прокурор в суде

— установить источники получения данных доказательств;

подтвердить или опровергнуть проверяемое доказательство. Сопоставимость доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами означает, что каждое доказательство должно соотноситься с другими доказательствами и проверяться в совокупности с материалами по делу. Ни одно из доказательств не имеет преимущества перед другим доказательством. При обнаружении противоречий в доказательствах необходимо исследовать каждое доказательство, и выяснить эти противоречия. Любое доказательство, используемое по уголовному делу, должно иметь свой источник. Проверка доказательства как раз и сводится к тому, что бы установить данный источник. При проверке отдельного доказательства устанавливается его полнота. Данное доказательство соотносится с другими доказательствами и, таким образом, оно подтверждается или опровергается.

УПК называет в качестве способов проверки доказательств:

а) сопоставление их с другими доказательствами, уже имеющимися в деле;

б) установление источников доказательств;

в) получение иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

Основной способ проверки доказательств — получение других доказательств, расширение их совокупности, поскольку оно обеспечивает и установление источников проверяемого доказательства и возможность сопоставления доказательств между собой. Каждое новое доказательство в этом смысле служит и средством проверки уже имеющихся доказательств и само проверяется ими. Синонимом проверки доказательств является используемый в теории термин «исследование»

Доказательства — это любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь, прокурор и суд устанавливают:
— наличие или отсутствие общественно опасного деяния;
— виновность лица, совершившего это деяние;
— иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Значение доказательств выражается в том, что при помощи процессуальной формы фактические данные приобретают высокую достоверность, достаточную для обоснованных выводов о виновности или невиновности лица в совершении преступления. Закон устанавливает, что любой приговор суда или решение органа либо должностного лица расследования должно основываться на доказательствах.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

2. Прокурор в досудебном производстве

2.2 Деятельность Прокурора в стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. Оттого, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;

2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.

Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие — осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения до- следственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.

Следователь, вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником органа дознания и прокурором.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.

Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо оттого, производились ли по делу следственные действия.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

В соответствии со ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Участие прокурора в досудебном производстве

Основными функциями прокурора в досудебном производстве являются преследование и надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Помимо этого прокурор осуществляет и следующие функции6 участвует в расследовании уголовных дел, производимых следователями и органами дознания; координирует взаимодействие при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений; рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы участников процесса; обжалует судебные решения; участвует в международном сотрудничестве.

Осуществление прокурором уголовного преследования, функции уголовного преследования, как и иные функции, прокурор осуществляет путем реализации уголовно- процессуальных полномочий, которые возложены на УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».В этих целях прокурор от имени РФ, поручает расследование уголовного дела нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю либо принимает уголовное дело к своему производству и проводит расследование в полном объеме; участвует в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные и иные процессуальные действия, обеспечивает установление событий преступления, выявление и изобличение лица и лиц, которые виновны в его совершении, предъявления обвинения, применения мер уголовно- процессуального принуждения и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением[14].

Осуществление прокурорского надзора, функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия самостоятельной формой прокурорского надзора и состоит в том, что прокурор от имени РФ наблюдает: за исполнением органами расследования установленного законом порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений о совершенных либо готовящихся преступлениях и проведения по ним расследования, за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Объектами данной отрасли надзора являются органы дознания в лице дознавателя и начальника органа дознания, а также органы предварительного следствия в лице следователя и начальника следственного отдела. Предметом данной отрасли является:

1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами дознания и предварительного следствия;

2. соблюдение органами дознания и предварительного следствия установленного УПК РФ порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о совершенных или готовящихся преступлениях и проведение расследования;

3. законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия[15].

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены ст.37 и другими статьями УПК РФ, а также другими федеральными законами. Особенность данного надзора заключается в том, что он является, с одной стороны, органической составной частью уголовного процесса в досудебном производстве, а с другой стороны, стоит как бы над уголовным процессом, обеспечивая прокурорам возможность для выявления, установления и предупреждения нарушений закона в деятельности органов расследования и других участников досудебного производства, для принятия мер к устранению нарушений, их последствий и восстановления законности. Благодаря такой особенности проводимого им надзора прокурор призван способствовать органам расследования в оптимальном осуществлении их задач и функций по борьбе с преступностью.

Выявление и установление прокурором нарушений закона образуют действия прокурора по реализации полномочий, которые предоставлены ему ст.37 и ФЗ « О прокуратуре РФ». Прежде всего прокурор выявляет и устанавливает нарушение закона в ходе сплошных ежемесячных и разовых проверок исполнения органами расследования требований УПК о приеме, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях. Информацию о состоянии законности в досудебном производстве прокурор получает, изучая копии важнейших постановлений и других документов, которые обязаны направлять ему дознаватели и следователи, прокурор накапливает данные процессуальные акты и иные информационные документы в наблюдательных производствах по каждому уголовному делу[16].

Прокурор вправе истребовать для изучения и проверки все уголовное дело, его отдельные материалы, запросить у следователя, дознавателя информацию о раскрытии преступлений, ходе и результатах расследования и взаимодействия с оперативно- розыскными службами и иными правоохранительными органами и их должностными лицами. Информацию о состоянии законности по расследуемому делу прокурор может получить, участвуя в производстве расследования, присутствия при проведении следователем, дознавателем осмотра места происшествия или другого следственного действия, рассматривая жалобы на действие и решение следователя, органа дознания. Такую информацию прокурор получает, продлевая срок расследования, давая следователю, дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Выявление и установления прокурором нарушений закона в действиях органа расследования и других участников процесса возможно также при выполнении прокурором других полномочий, в частности, когда прокурор проверяет обоснованность ходатайств об отводах, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, начальнику следственного отдела, дознавателю, начальнику органа дознания.

Устранение прокурором нарушений закона, восстановление им законности, пресечения и предупреждения нарушений закона образует принятие прокурором решений в порядке реализации полномочий. Данными решениями прокурора пресекаются и устраняются нарушения закона и восстанавливается законность. Факты укрытия преступлений от учета подлежит тщательной проверке и в зависимости от характера допущенных нарушений закона прокурор может применить к дознавателю, следователю, руководителю следственного аппарата, органа дознания меры правового регулирования, объявить в письменной форме предостережений о недопустимости нарушений закона, вынести постановление о привлечении к дисциплинарной ответственности за укрытие заявления о преступлении от регистрации и учета[17].

Обнаружив нарушение норм УПК при вынесении следователем, дознавателем постановлений, прокурор обязан прежде всего отменить данные постановления следователя, дознавателя, а приналичии к тому оснований- отстранить следователя, дознавателя от дальнейшего производства расследования и направить представление о привлечении данного следователя, дознавателя к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона.

Прокурор уполномочен принимать предусмотренные законном меры к восстановлению законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. В частности, такие меры ему следует принимать по итогам рассмотрения ходатайства и жалоб участников досудебного производства по делам о преступлениях, когда такие ходатайства и жалобы оказываются обоснованными. Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Сущность судебного разбирательства заключается в разрешении судом правового спора между обвинителем и подсудимым (обвиняемым лицом), содержанием которого является вопрос о виновности подсудимого в совершении преступлении и о назначении ему определенного наказания. Именно на стадии судебного разбирательства большинство уголовных дел рассматривается и разрешается по существу; происходит всестороннее, полное и объективное исследование уголовного дела; выявляется уличающие и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства – все это при строгом соблюдении демократических принципов уголовного судопроизводства[18].

Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства (участниками судебного разбирательства) являются, прежде всего, суд, а также субъекты уголовного судопроизводства, выполняющие на данной стадии функции сторон (государственный обвинитель, подсудимый и его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители).

Суд занимает особое место в уголовном процессе, он олицетворяет самостоятельную ветвь государственной власти и осуществляет функцию правосудия путем рассмотрения и разрешения дел.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и участники уголовного судопроизводства со стороны защиты занимают в нем постоянное положение, имеют в деле собственные интересы, в отстаивании которых законными способами и средствами и заключается их участие. Каждая из этих групп представляет собой равноправную сторону в уголовном деле, обладающую определёнными правами и обязанностями.

Сторону защиты представляют: обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК РФ).

Сторону обвинения в соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ в стадии судебного разбирательства представляют: прокурор, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель. Кроме того, по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, обвинение в суде могут поддерживать дознаватель или следователь. Но, необходимо заметить, что хотя данное положение закреплено в УПК РФ, согласно приказу Генераль­ной прокуратуры РФ от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации ра­боты прокуроров в судебных ста­диях уголовного судопроизводства» поддержание государственного обвинения в суде должностными лицами органов дознания и следователями должно быть исключено до особого распоряжения[19].

По делам частного обвинения на стороне обвинения выступает частный обвинитель, его законный представитель и представитель. Названные процессуальные фигуры являются носителями функции уголов­ного преследования, которой является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст. 5 УПК РФ).

Стороны защиты и обвинения равноправны перед судом. Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст.123). Данное положение закреплено и в уголовно-процессуальном законодательстве и отражено в ч.4 ст. 15 УПК РФ. Наделение двух противоположных сторон равными правами обеспечивает реализацию принципа состязательности уголовного процесса.

Построение судебного процесса на началах состязательности создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усили­вает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства. Состязательная форма судебного процесса предполагает спор, противоборство равноправных сторон, их стремление превзойти друг друга путем использования предоставленных законом процессуальных средств для такого спора[iii]. Столкновение двух противоположных функций — обвинения и защиты — рождает спор, борьбу мнений. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется и каждое доказа­тельство проверяется под углом зрения и обвинения, и защиты; суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого[20].

Равенство сторон обвинения и стороны защиты закреплено и в ст. 244 УПК РФ, согласно которой в судебном заседании стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в пунктах 1-6 ч.1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение других вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства сторонами могут быть заявлены ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ, и другие ходатайства, которые должны быть обоснованы, стороной, заявившей их.

Стороны могут заявить отвод кому-либо из участников судебного разбирательства, в случаях, когда существуют обстоятельства, исключающие возможность их участия в производстве по уголовному делу. Данные обстоятельства детально регламентированы в главе 9 УПК РФ. Заявление об отводе предполагает его мотивированность, изложение конкретных данных о наличии обстоятельств, исключающих участие лица в производстве по уголовному делу[iv].

В ходе судебного разбирательства стороны вправе представлять доказательства, т.е. любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, в равной мере участвовать в их исследовании.

Таким образом, сторонам предоставлены равные права по доказыванию, то есть и сторона обвинения и сторона защиты в равной мере наделены возможностью, используя различные процессуальные средства, отстаивать свое мнение, относительно рассматриваемого дела[21].

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 104 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector