0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокурор и дознание

Прокурорский надзор за законностью дознания, предварительного следствия, и участие прокурора в суде: различия в полномочиях

Назначение прокурорского надзора состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия.

Сущность прокурорского надзора характеризуется его предметом.

Предмет – надзор над исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в который входят:

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина

-установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях

-порядок проведения расследования

-законность решений, принимаемых указанными органами.

Значение предмета данного направления прокурорского надзора определяется тем, что деятельность органов дознания и предварительного следствия затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Задачи прокурорского надзора:

-своевременное принятие предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона

-принятие мер, направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление

Понятие прокурора содержится в ст. 5 п. 31: Прокурор – генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

В ст. 37 УПК прокурор выполняет 2 функции:

1) уголовное преследование (обвинительная функция);

2) надзор за исполнением законов.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора зависят от ведомственной подчиненности органов дознания и следствия (ст.37 ч. 2,3):

«2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса».

Ст. 66 Ч.1, СТ. 67 Ч.1 – по рассмотрению отводов;

Ст. 124 – по рассмотрению жалоб на следователей и дознавателей;

Ст. 221, 222 — по рассмотрению уголовных дел с обвинительным заключением поступивших от следователя;

Ст. 226 – от органа дознания;

Ст. 439 ч.5 – в отношении невменяемых лиц.

Все полномочия могут осуществлять только прокуроры и их заместители.

Помощники и прокуроры отделов могут осуществлять полномочия по ст. 37 ч.2 п.1,2,3,10,11,16.

Функция уголовного преследования (обвинительная функция):

Как в досудебном производстве, так и на судебных стадиях.

В досудебном производстве:

1) возбуждать уголовные дела частного обвинения в случаях предусмотренных ч.4 ст.20, ч.3 ст. 318, постановлением КС РФ от 27.06.2005г;

2) возбуждает уголовные дела частно-публичного обвинения в случаях предусмотренных ч. 4 ст. 20, ч.2 ст. 147;

3) вправе возбуждать любое уголовное дело публичного обвинения;

4) самостоятельно расследовать любое уголовное дело независимо от подследственности.

На судебных стадиях:

Участвует в судах 1,2 и надзорной инстанции в качестве государственного обвинителя и является равноправной стороной состязательного процесса.

Ст. 37 ч.4,5: «4. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

5. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования».

Ст. 246: Статья 246. Участие обвинителя

1. Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно.

2. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

3. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший.

4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

6. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

9. Пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускается лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса.

10. Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Ст.354, 402 – право гособвинителя обжаловать судебное решение.

Читать еще:  Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве

Постановление КСРФ от 8 декабря 2002 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела

Дата публикации: 07.06.2018 2018-06-07

Статья просмотрена: 1306 раз

Библиографическое описание:

Шабанова А. К. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 159-160. — URL https://moluch.ru/archive/209/51237/ (дата обращения: 14.02.2020).

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов дознания.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ наделяет прокурора весьма значительными полномочиями для реагирования на нарушения норм закона органами дознания. Полномочия прокурора в данном вопросе регламентированы статьями 25, 28, 37, 144, 146, 148, 153, 214, 223, 226 и др. УПК РФ и служат важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является одним из направлений деятельности органов прокуратуры. Данное направление согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяется в отдельную отрасль прокурорского надзора.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора служит порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания, предварительного следствия и органами, ведущими оперативно розыскную деятельность. Конкретными статьями УПК РФ регламентируется прокурорский надзор за законностью действий определенных субъектов уголовно-процессуальной деятельности, к которым относятся начальники органов дознания и дознаватели.

Данная сфера прокурорского надзора отличается от иных направлений надзорной деятельности (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), наступательным характером, меры прокурорского реагирования в большинстве случаев могут применяться прокурором инициативно и вне зависимости от наличия у него прямой информации о фактах нарушения законов. Специфика реализуемых прокурором полномочий и детальная их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве обусловливают тот факт, что правовые средства надзора, определенные Законом о прокуратуре, в этой сфере, как правило, не применяются.

Прокурор, реализующий надзор, проверяет законность, начиная от возбуждения уголовного дела и заканчивая подписанием поступившего к нему обвинительного акта. Также прокурор следит за законностью принятых решений, соблюдением сроков дознания, приостановлением дознания, прекращением уголовного дела. При этом прокурор, осуществляя надзор, не вмешивается в процессуальную деятельность органов дознания. Принятие прямых мер, направленных на устранение обнаруженных нарушений закона, как правило, выходит за рамки прокурорских полномочий. Только лишь в специально предусмотренных законом случаях прокурор имеет право непосредственного устранения выявленного им нарушения закона со стороны органов предварительного следствия, например посредством отмены отдельных постановлений следователя или вынесения обязательных для исполнения указаний о производстве необходимых процессуальных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен правами, которые обеспечивают ему руководящую роль. В настоящее время эти права выражаются в продлении по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

На основании пункта 19 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», прокурор требует от дознавателей продлевать срок дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.

Прокурор может привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц при отмене незаконного постановления о приостановления уголовного дела. Прокурор в месячный срок проверяет законность постановления о приостановление уголовного дела. Особое внимание обращает на повторное приостановление уголовного дела. Если есть основания, указанные в ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 31 ст. 223 УПК РФ будет вынесено постановление о возобновлении уголовного дела.

Прокурор может требовать документацию, связанную с работой по заявлениям о преступлениях, книги и журналы регистрации и прочие документы, связанные с производством уголовного дела. Для пресечения укрытия преступлений от регистрационного учета прокуратура ежемесячно сверяет учетные данные органов дознания с данными медицинских учреждений и другими надзорными учреждениями. Выявленные нарушения закона следственных и процессуальных действий фиксируются в актах прокурорского реагирования, т. е. письменных указаниях о предоставлении иных решений.

Надзорная функция прокуратуры, с объективной стороны, не лишена недостатков, прокуроры иногда допускают халатность, некомпетентность, превышают свои полномочия. Однако именно прокурор, будучи должностным лицо, одновременно осуществляющим от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, как координатор может способствовать эффективному взаимодействию правоохранительных органов в изобличении организаторов и участников преступной деятельности.

  1. Вершинин А. Д. Прокуратура на современном этапе / А. Д. Вершинин. — Самара: Изд-во Самарского ун-та. — 2006.
  2. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник / Ю. Е. Винокуров. — М.: Высшее образование, 2007.
  3. Рябов В. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: моногр. / В. Н. Рябов. — Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2001.
  4. Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: учебник / А. Я. Сухарев. — М.: НОРМА, 2003.
  5. Соловьев А. Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / А. Б. Соловьев, М. Е. Токарева, Н. В. Буланова — М.: Юрлитинформ, 2006.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

магистрант кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии,

канд. юрид. наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии

Прокуратура РФ выступает важнейшим гарантом сохранения законности и правопорядка в стране. Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является прокурорский надзор за соблюдением соблюдения законов в различных сферах.

Как отмечает Е.С. Пойда, прокурорский надзор призван обеспечить законность «путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права норм права» [2, с. 15-16].

Отдельные направления прокурорского надзора «конкретизируют полномочия прокурора» [1, с. 83]. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительное следствие, учреждениями и органами, осуществляющими исполнение уголовных наказаний, а также надзор за исполнением законов судебными приставами.

Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за предварительным расследованием преступлений, осуществляемым уполномоченными органами дознания и следствия.

Согласно ст.29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предметом надзора за органами следствия и дознания является соблюдение:

  1. прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений;
  2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  3. законности проведения расследования;
  4. законности решений, принимаемых органами дознания и предварительное следствия.

Дознание и следствие связаны с вторжением в личную жизнь человека, серьезными ограничениями прав и свобод. Органы, ведущие расследование, осуществляют уголовное преследование, привлекают к ответственности, применяют меры пресечения, а также осуществляют иные правоограничительные мероприятия.

В связи с этим законодательство наделяет прокуратуру особо широкими полномочиями.

Кроме того, прокурор осуществляет от лица государства функцию обвинения, утверждает итоговый документ расследования, полностью принимает на себя функцию обвинения при рассмотрении дела в суде, в связи с чем разделяет с органами дознания и следствия ответственность за привлечение лица к уголовной ответственности.

Основным нормативным актом, закрепляющим полномочия прокурора в сфере надзора за дознанием и следствием является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Так, согласно ст.37 УПК РФ к основным полномочиям прокурора в рассматриваемой сфере относятся:

1) проверка учетно-регистрационной дисциплины;

2) дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования;

5) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о процессуальных действиях, которые допускаются на основании судебного решения;

6) рассмотрение ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

6) отмена незаконных или необоснованных постановления органов дознания;

7) участие в судебных заседаниях о производстве действий, допускаемых на основании судебного решения;

Читать еще:  Присяжные заседатели упк рф

8) разрешать отводы дознавателя;

10) отстранять дознавателя от расследования;

11) изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

12) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования или для пересоставления обвинительного заключения (акта, постановления).

Нельзя не отметить, что полномочия прокурора по надзору за следствием имеют ряд отличий по сравнению с надзорными полномочиями за дознанием.

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет следователя более широкими полномочиями и самостоятельностью, чем дознавателя. Ряд функций, которые в отношении дознания осуществляет прокурор, в органах следствия осуществляет руководитель следственного органа.

Так, прокурор наделен правом отменять лишь ряд постановлений, выносимых следователем:

  1. о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146 УПК РФ);
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.6 ст.148 УПК РФ);
  3. о приостановлении предварительного следствия (п.3 ч.1 ст.211 УПК РФ);
  4. о прекращении уголовного дела (преследования) (ч.1 ст.214 УПК РФ).

В постановлении об отмене соответствующего решения прокурор указывает мотивы отмены, нарушения законы, допущенные органами следствия и т.д.

В иных случаях выявления нарушений законодательства, неверного направления расследования и т.п. прокурор вправе принять иные меры прокурорского реагирования.

Например, в случае выявления волокиты по уголовным делам прокурор вправе внести требование об устранении нарушений закона по уголовному делу (ст.6 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1). Если же требуется принятие мер в отношении следователя, допустившего нарушения закона, то прокурор вносит руководителю следственного органа представление (ст.24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).

Большое значение в регулировании вопросов по надзору за органами предварительного следствия имеет Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

В частности, данный Приказ предписывает систематически проверять законность действий следственных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, добиваться выполнения требований закона о признании потерпевшим лица, которому преступлением причинен моральный или материальный вред, изучать материалы, обосновывающие постановление следователя о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства и т.д.

Важно помнить, что прокурор не руководит расследованием. Данным полномочием наделен руководитель следственного органа. Задача прокурора состоит в надзоре за строгим соблюдением закона при расследовании уголовного дела, недопущении ущемления прав человека и т.д. [4, с. 195]

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди различных направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает в сфере дознания и предварительного следствия, поскольку эта деятельность связана с существенными ограничениями прав и свобод человека.

Во-вторых, следует отметить, что в отношении органов следствия полномочия прокурора несколько ограничены по сравнению с органами, осуществляющими дознание, что связано с большей самостоятельностью органов следствия в сфере расследования преступлений.

В-третьих, в сфере предварительного следствия прокурор наделен правом отмены ряда постановлений следователя, а также полномочиями по внесению требований и представлений в случае обнаружения нарушений закона.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

14 Декабря 2017

Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения (акта) основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного расследования, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.

Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст.ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.2 ст.37 УПК.

Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.

Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием.

Подготовлено управлением по надзору за процессуальной и
оперативно-розыскной
деятельностью прокуратуры области

Прокурор в дознании

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернутья назад на Дознание

В ст. 30 Закона о прокуратуре не дается перечня полномочий прокурора, а исключительно указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации и другими федеральными законами. Так как прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК.

Стоит сказать — полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Кстати, эта связь в рамках понятия «полномочия» объясняется тем, что (Права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями. Так, обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи.

Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности указанных органов, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования.

Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона будет отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК).

Стоит сказать, что каждое постановление содержит то или иное процессуальное решение следователя, органа дознания или лица, производящего дознание. Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Любое необоснованное постановление — незаконно, поскольку оно вынесено при отсутствии соответствующего основания, предусмотренного законом. Иногда основание для принятия того или иного процессуального решения (а значит, и для вынесения соответствующего постановления) может иметься в материалах дела. При этом если решение принимается не уполномоченным на то должностным лицом (например, о привлечении в качестве обвиняемого при наличии для этого достаточных доказательств лицом, производящим дознание по делу, подследственному следователю), то такое постановление будет незаконным.

Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали.

Для устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК).

Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК).

В данных же целях прокурор обладает правом:

а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);
б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);
в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);
г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);
д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Это право прокурора не устраняет нарушения закона, как это иногда утверждается в юридической литературе, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыполнения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участни-ков уголовного процесса.

Для обеспечения быстроты и полноты расследования уголовного дела, находящегося в производстве самого прокурора или следователя прокуратуры, прокурор в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 211 УПК вправе поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании подозреваемых, об обыске, выемке и производстве других следственных действий, о приводе, заключении под стражу, розыске лиц, совершивших преступления, а также давать указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших.

Для предупреждения нарушений закона прокурор наделен правом санкционировать ряд решений либо действий следователя и органа дознания, а также давать согласие на прекращение уголовного дела в связи с освобождением от уголовной ответственности.

Санкция прокурора представляет собой разрешение на применение некоторых мер процессуального принуждения и производство ряда следственных действий принудительного характера, в наибольшей степени затрагивающих конституционные права человека и гражданина.

На получение санкции прокурора следователь или орган дознания представляют постановления: о применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 96 УПК); залога (ст. 99 УПК); об отмене или изменении меры пресечения, избранной по указанию прокурора (ст. 101 УПК); об отстранении обвиняемого от должности (ст. 153 УПК); о Помещении подозреваемого или обвиняемого, находящегося на свободе, в медицинское учреждение при производстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК); о про-изводстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167 УПК); о производстве обыска (ст. 168 УПК).

Отказ прокурора в даче санкции означает, что прокурор не нашел оснований для производства соответствующего действия или усмотрел какое-либо существенное нарушение процессуального порядка (например, вынесение постановления о производстве обыска до возбуждения уголовного дела; применение залога в целях, не предусмотренных законом, и т. д.). В данных случаях Постановление следователя или органа дознания юридической силы не получает и не может быть исполнено.

Согласие прокурора в стадии предварительного расследования требуется на прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК); в связи с деятельным раскаянием (ст. 7 УПК); в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 8 УПК); в связи с примирением с потерпевшим (ст. 9 УПК).

Прокурору принадлежит также право давать согласие на передачу дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 406 УПК), утверждать обвинительное заключение.

Отказ прокурора давать согласие на прекращение уголовного дела, на направление дела в суд в порядке ст. 406 УПК или с обвинительным заключением будет результатом Обнаружения неполноты предварительного расследования, других существенных нарушений закона. При этом прокурор использует и другие полномочия для того, чтобы устранить выявленные нарушения закона и обеспечить строгое соблюдение его при возобновлении предварительного следствия или дознания.

Обеспечению систематического надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия служит право прокурора требовать от названных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и об установлении лиц, совершивших преступления (п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК).

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Основание вынесения предостережения о недопустимости нарушения закона – наличие у прокурора сведений о готовящихся противоправных деяниях или об уже допущенных поднадзорным субъектом незначительных нарушений закона, которые в случае их продолжения могут приобрести более опасный характер.

Адресат предостережения – должностное лицо, относительно которого у прокурора имеются соответствующие сведения.

В предостережении прокурор излагает суть сведений, какая статья закона будет нарушена или уже нарушена, но незначительно, и предупреждает об ответственности в случае совершения данных действий (указывается конкретная статья, предусматривающая ответственность).

Поводами и основаниями к применению предостережения могут быть только достоверные сведения о реальной угрозе совершения не представляющих большой общественной опасности деяний. Если речь идет о сведениях, содержащих признаки состава преступления, то прокурор обязан провести соответствующую проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Закон обязывает прокурора объявить предостережение о недопустимости нарушения закона в письменной форме. Как акт прокурорского надзора предостережение включает в себя заголовок, т.е. название, фамилию, имя и отчество предостерегаемого лица, указание источников, из которых получены сведения, послужившие основанием для вынесения предостережения, изложение существа выявленного нарушения, ссылку на нарушенный закон, указание на порядок обжалования предостережения, отметку об объявлении предостережения, указание должности, классного чина, фамилии и инициалов прокурора или его заместителя, объявившего предостережение.

Выемка
Досмотр
Обыск
Допрос
Уголовное право

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector