2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Присвоение государственной собственности

Что такое хищение бюджетных средств и кража государственного имущества? Как наказывается по ст. 158 УК РФ?

Неприкосновенность государственного имущества охраняется законом. За преступления такого рода наступает уголовная ответственность.

В зависимости от вида и наличия отягчающих обстоятельств за хищение ценностей, принадлежащих государству, предусмотрено наказание от уплаты штрафа и до лишения свободы. Более подробно расскажем далее в статье.

Статья регламентирующая кражу гос. имущества

Ныне действующий Уголовный кодекс не разграничивает собственность на государственную и частную. Ответственность на хищение собственности, принадлежащей государству, наступает по статьям 158 – «Кража», и 159 – «Мошенничество».

Что такое гос. имущество?

Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие государственной собственности в статье 214. Это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и её субъектам, а также земли и природные ресурсы, не находящиеся в собственности физических, юридических лиц и муниципальных образований.

Государственное имущество закрепляется за государственным предприятиями, которые могут им владеть, распоряжаться и пользоваться. Денежные средства распределяются по бюджетам и составляют государственную казну.

Ответственность за хищение гос. имущества в зависимости от статьи УК РФ

Хищение имущества, находящегося в собственности у государства, может совершаться в виде кражи, т е. физического незаконного изъятия материальных ценностей или денежных средств, или мошенничества — получение имущества путем обмана или введения в заблуждение собственника.

  1. Особенностью кражи является то, что она совершается тайно в отсутствии очевидцев преступления или незаметно для них.
  2. Хищение при помощи мошенничества совершается открыто, но жертва не знает о том, что ее пытаются обмануть.

И в обоих случаях виновное лицо осознает преступный характер своих действий.

Примером кражи может служить хищение денежных средств при строительстве объектов государственного заказа, когда генеральный подрядчик в числе привлекаемых субподрядчиков заключает договора с фиктивными компаниями, которые выводят денежные средства в офшорные зоны.

Кражей может являться и хищение компьютерной техники из помещений государственного учреждения и приобретение за счет бюджетных средств автомобилей или сотовых телефонов в личное пользование или нецелевое использование бюджетных денег.

Примером мошенничества может служить получение компенсаций, выплат, пенсий с предоставлением поддельных документов. Наиболее показательным является случай с обналичиваем средств материнского (семейного) капитала по документам на фиктивную покупку недвижимости. Или же получение сертификатов на материнский капитал по поддельным справкам.

Если совсем просто, то при краже (не важно, гос.имущество или частное) злоумышленник не врет, не пытается обмануть, а просто берет и наглым образом ворует. А при мошенничестве он будет лгать и вводить жертву в заблуждение, чтобы завладеть ее имуществом.

Ответственность по п.»в» ч. 3 и п.»б» ч. 4 ст.158 УК РФ

Кража имущества, стоимостью свыше 250 000 рублей, наказывается в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 или в сумме заработной платы или какого-либо другого вида дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • принудительного труда вплоть до пятилетнего срока вместе с ограничением свободы до полутора годового срока или без него;
  • лишения свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или какого-либо другого дохода виновного лица до 6 месяцев или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до 1,5 года или без него.

За хищение, стоимостью свыше 1 миллиона рублей, положено наказание в виде лишения свободы до десяти лет с уплатой штрафа до 1 миллиона рублей или в сумме заработка или другого дохода до пяти лет или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до двух лет или без него.

Больше информации о наказании за кражу по статье 158 УК РФ вы найдете в отдельном материале, а здесь мы рассказывали о том, с какой суммы наступает уголовная ответственность за кражу.

Ответственность по ст.159 УК РФ ч.3

По ст.159 УК РФ ч.3 за хищение государственного имущества путем мошенничества в особо крупном размере, равно как и с использованием своего служебного положения предусмотрено наказание в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 рублей или в сумме заработка или любого другого дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • или принудительного труда до 5 лет с ограничением свободы до двухлетнего периода или без него;
  • или лишением свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или в размере заработной платы или любого другого дохода виновного до шестимесячного периода или без такового и с ограничением свободы до полутора лет или без него.

Разница в составе

Объектом преступления, совершаемого в виде кражи, является право собственности государства на имущество. Объективной стороной является изъятие имущества, совершаемого втайне от очевидцев преступления. Тайным хищением будет считаться изъятие имущества тогда, когда преступник полагал, что действует тайно или же если свидетели преступления не осознают противоправность его действий.

Объектом преступления, совершаемого в виде мошенничества, также является право государства на собственность. Объективной же стороной — завладение государственным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Обман может заключаться в предоставлении ложных сведений (активное действие), так и умолчание об истинных данных (пассивное действие).

Субъектом мошенничества признается физическое вменяемое лицо в возрасте от 16 лет, и субъективной стороной — прямой умысел в хищении государственного имущества и корыстная цель.

Срок давности

Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  • с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  • средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  • с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

Более подробно о том, как определяется срок давности по краже, мы рассказывали тут.

С какого момента преступление считается законченным?

Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).

Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.

Что делать, если был выявлен факт преступления?

Куда обращаться?

Выбор органа, который будет заниматься делом о хищении государственного имущества зависит от характера и объекта преступления.

Так, кража материальных ценностей будет расследоваться сотрудниками полиции. Дело о хищении денежных средств — ОБЭП, а случаями мошенничества может заниматься как прокуратура, так и полиция.

Что указывать в заявлении?

Заявление о краже составляется на имя должностного лица, руководящего местным отделом того органа в которое обращается потерпевший. Потерпевший указывает:

  1. Должность, звание, фамилию, имя и отчество, лица к которому он обращается.
  2. Свои данные — наименование организации, у которой похищено вверенное ей государственное имущество, свою должность и личные данные.
  3. Суть обращения.
  4. Перечень похищенного имущества и его стоимость.
  5. Просьбу расследовать преступление, возбудить уголовное дело (по статье 158 если была кража или по статье 159 если был факт мошенничества) и вернуть похищенные ценности.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее государству на правах собственности. Ответственность за хищение государственной собственности предусмотрена статьями 158 и 159 УК РФ. В случае обнаружения хищения государственного имущества необходимо обратиться в органы полиции, прокуратуры ил ОБЭП.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ответственность за хищение государственного имущества по статье 89 УК РФ

Хищение чужого имущества в зависимости от способа совершения этого деяния, условно можно подразделить на некоторые группы, среди которых и кража. Кража государственного имущества наказывается абсолютно также, как и кража вещей, принадлежащих частному лицу.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Понятие хищения

Хищение государственного имущества, статья 89 УК РФ ранее находилась в Уголовном кодексе РФ старого образца. Связано это было с тем, что в сложившейся экономической ситуации, хищение госимущества имело очень строгое наказание.

Так как большинство имущества было именно государственным, то за его кражу, в размере даже не более тысячи рублей, человека могли лишить свободы.

Теперь же хищение имущества, вне зависимости от формы собственности, наказывается по одной статье 158 УК РФ. Под хищением понимается такое изъятие имущества, которое происходит в тайном порядке, чтобы никто из третьих лиц этого не видел.

Если же кто-то посторонний при этом присутствовал, но преступник думает, что поступает тайно, деяние также будет квалифицироваться как кража.

Ранее особо крупным размером кражи признавалось такое хищение, которое превышает минимальный размер оплаты труда. Сейчас же особо крупной кражей будет признаваться такое преступление, ущерб от которого превышает один миллион рублей.

Контроль в отношении охраны государственной собственности

Уберечь государственное имущество от преступного посягательства на сегодняшний день довольно–таки сложно. Зачастую преступления совершаются именно государственными служащими, которые используют свое должностное положение для осуществления преступного замысла.

Частым преступлением в данной сфере является присвоение или же растрата. Государство принимает широкий комплекс мер для того, чтобы смягчить негативные последствия от преступлений в сфере государственной собственности. Таковыми являются:

  1. Увеличение суммы штрафных санкций.
  2. Увеличение числа внутренних проверок в государственных органах.
  3. Обширная работа с кадровым составом, «фильтрация» недобросовестных государственных служащих.

Именно эти меры и должны служить ограничению совершения преступных деяний в отношении государственной собственности.

Какие существуют проблемы

Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно. В связи с этим должностные и любые другие лица идут на преступление, думая, что их деяние останется незамеченным.

Читать еще:  Статья за клевету и оговор

Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.

Зачастую преступники вступают в сговор с другими лицами. Это имеет место в сфере государственных закупок. Там по договоренности выполняются работы, намного дешевле заявленной их стоимости. Похищенные деньги, как правило, делятся между соучастниками.

Состав преступления

Состав хищения представляет собой совокупность таких элементов, как:

  • объективная часть;
  • субъект;
  • субъективная сторона;
  • объект.

Объектом его является имущество и имущественные права, которые подтверждены соответствующими документальными актами. В данной ситуации – это государственное имущество, к которому относятся все вещи, не находящиеся в собственности у муниципалитета или у частных лиц.

Объективная часть выражена совокупностью действия и наступивших вследствие него последствий, которые находятся друг от друга в прямой зависимости. Субъектом в этой ситуации может стать лицо, которое уже достигло возраста четырнадцати лет.

Субъективная составляющая включает в себя степень виновного поведения и отношение к этому самого преступника. В этой ситуации вина может быть только умышленной. Неосторожности в краже не допускается.

Ответственность по статье и меры наказания

Уголовным законом предусмотрено несколько возможных видов наказания. Для кражи могут быть использованы следующие принудительные меры:

  1. Ограничение свободы.
  2. Наказывается лишением свободы на срок, определенный соответствующей частью.
  3. Исправительные работы на определенный срок.
  4. Штрафные санкции в виде фиксированной суммы или же в виде дохода осужденного за период, указанный в соответствующей части статьи 158 УК РФ.

Важно! Тот или иной вид наказания применяется в зависимости от тяжести совершенного деяния, обстоятельств, предшествующих этому и иных существенных факторов, принимаемых во внимание судом, выносящим решение.

Основным фактором, предшествующим выбору наказания является не только способ совершения преступления, но и сумма причиненного ущерба. Выделяется значительный размер, крупный и особо крупный. Значительный размер — единственная категория, которая определяется в зависимости от потерь потерпевшего. Все же остальные размеры установлены на законодательном уровне.

Неотвратимость наказания

Разумеется, что за любое деяние, предусмотренное уголовным законодательством, преступник должен нести соответствующую ответственность. Избежать наказания не получится. Многие преступники, желающие «замести следы», совершают ряд других преступлений, которые в совокупности могут повлечь за собой еще более жесткое наказание.

При решении вопроса о том, можно ли уклониться от ответственности, нужно помнить и о сроках давности привлечения к ней. В той ситуации, когда они уже истекли, гражданин привлечен к наказанию не будет. Пожалуй, это и есть единственный способ уклонения от ответственности.

Стоит помнить, что при введении следствия в заблуждение, укрывательства от органов правосудия, могут наступить негативные последствия. Суд учитывает все эти факторы при рассмотрении дела, и при их наличии, может вынести более строгое наказание, чем если бы преступник помогал следствию и раскаялся в совершенном им противоправном деянии.

Заключение

Таким образом, хищение государственного имущества больше не представляет собой отдельной статьи Уголовного кодекса. Вне зависимости от того, чье имущество было похищено, деяние будет квалифицироваться по статье 158 Уголовного кодекса РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое федеральная собственность?

Субъектами имущества наряду с обычными гражданами или юридическими лицами могут быть муниципальные образование или Российская Федерация.

Для выполнения важнейших стратегических и управленческих задач страна в лице Росимущества обладает на праве собственности многими ресурсами и объектами.

Государственная собственность в стране выступает в двух формах: федеральная и муниципальная собственность. Федеральная собственность – это то, чем владеет непосредственно страна в лице уполномоченных органов, экономические ресурсы, без которых немыслимо существование страны как объекта макроэкономики.

Федеральными ресурсами нужно эффективно управлять, они также, как и другие виды ресурсов, могут быть изъяты при наличии веских законных оснований.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Федеральная собственность принадлежит государственным органам власти, региональная – органам субъектов, муниципальная – местным властям.

Принадлежность в данном случае означает лишь процесс управления. Фактически же государственная собственность, будь то федеральная или муниципальная, принадлежит народу, проживающему в тех или иных областях или населенном пункте.

Остаётся понять, кто осуществляет управление федеральной собственностью в стране? Ведь без эффективного управлению ею страна может терпеть убытки, терять место на мировой арене. Управлением собственностью на федеральном уровне в стране занимается Росимущество.

Объекты федеральной собственности

Государство не отбирает все имущество у населения, оно владеет только тем, чем требуется эффективно управлять для развития страны, и что необходимо для защиты собственного суверенитета и обеспечения работы органов власти.

Фактически к федеральной собственности относятся:

  • База национальных богатств страны.
  • Имущество, необходимое для работы государственных органов и выполнения задач мирового значения.
  • Имущество оборонного производства.
  • Собственность, обеспечивающая жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
  • Иные объекты.
  • К богатствам страны можно отнести важные ресурсы и природные объекты: заповедники, особо охраняемые зоны, а также историко-культурные объекты и строения.

    К объектам для функционирования государственных структур и выполнения государственных задач относятся:

    • казна страны;
    • имущество ОВД и Вооруженных сил, которые финансируются из федерального бюджета;
    • НИИ, предприятия и ВУЗы;
    • ветеринарные, санитарно-эпидемиологические и иные службы;
    • исправительные учреждения;
    • лечебно-профилактические предприятия.

    К объектам по развитию народного хозяйства относятся дороги, объекты энергетики, транспорт, радио и телесети, совхозы и особые хозяйства, предприятия добывающей промышленности.

    Некоторые из объектов федеральной собственности могут быть переданы во владение регионам или муниципалитетам.

    Земля федеральной собственности

    Одним из основных ресурсов федерального значения является земля. Какие земли относятся к федеральной собственности? По ст. 3.1 ФЗ № 137 к федеральной собственности относятся следующие наделы:

  • земли, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, которые принадлежат РФ;
  • наделы органов власти и их представительств;
  • земли казенных и унитарных предприятий;
  • земли, которыми владеет Академия наук и сопряжённые с ней учреждения;
  • дороги, относящиеся к Росавтодорогам;
  • лесной и водный фонд;
  • заповедники;
  • земли обороны;
  • резервные земли;
  • закрытые города.
  • Те земли, которые находятся в ведении муниципалитетов или субъектов федерации, не являются федеральной собственностью.

    Земли федеральной собственности можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру. Там указано, кто является владельцем той или иной территории.

    Если земельный участок еще не имеет номера на государственной кадастровой карте, то он еще не разграничен с государственных земель.

    Процедура разграничения земли

    Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2020 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

    Порядок разграничения выглядит следующим образом:

  • Разрабатывается проект закона о разграничении государственной земли в федеральную.
  • Инициируется проведение кадастровых работ Постановлением.
  • Определяются границы участка и присваивается кадастровый номер.
  • Принимается закон, который определяет принадлежность участка к федеральной собственности.
  • В законе должна быть прописана категория земли вновь созданного участка, целевое назначение и нормы его эксплуатации.

    Если Правительство принимает решение получить какой-то участок в свою собственность, оно поручает министерству земельных ресурсов составить схему будущего участка. Когда схема утверждена, она направляется в кадастровую службу для проведения геодезических работ на местности. Межевой план будущего участка направляется обратно в министерство, где его должны утвердить.

    Передача земли в муниципальную собственность

    Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

    • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
    • в рамках реализации местных или региональных программ;
    • при реализации плана застройки или развития территории.

    Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

    Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

    Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

    Изъятие земли

    Выкуп федеральной земли в собственность регламентирован нормами Земельного Кодекса. Выкуп земли с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд возможен только в исключительных случаях. Изымается земля на основании специального распоряжения исполнительного органа власти, чем защищаются права граждан.

    Решение о выкупе может быть принято в отношении федеральной собственности, региональной собственности соответствующими органами. Местные власти не имеют подобных полномочий. Им для этого приходится обращаться в вышестоящие инстанции.

    Согласно статьям 279-281 ГК РФ, выкуп земли осуществляется в соответствии со следующими этапами:

    1. После того, как решение об изъятии земли для муниципальных или государственных нужд принято, государственные органы отправляют письменное уведомление владельцу земли в период 1 года до выкупа.
    2. Проводятся торги, при которых выкупается интересующая территория.
    Читать еще:  Растрата государственных средств ук рф

    Если владелец земли посчитает данное изъятие незаконным, он вправе будет обратиться для защиты своих интересов в суд.

    Основания для изъятия земли указаны в ст. 49 ЗК РФ:

    1. Земля нужна государству для решения проблем по исполнению своих обязательств.
    2. Для размещения государственных объектов при полном отсутствии другой такой альтернативной территории.

    Не могут в федеральную собственность переводиться земли, которые расположены в особо охраняемых зонах. Так защищаются интересы охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

    Изыматься в федеральную собственность также могут сельскохозяйственные земли, которые эксплуатировались не по целевому назначению, земли, при использовании которых были выявлены нарушения собственником условий договора владения, при обеспечении нужд гражданской обороны.

    Процесс изъятия земли государством при чрезвычайных ситуациях называется реквизицией. Такое изъятие носит временный характер и имеет своей целью защиту жизней граждан. На постоянной основе земли могут быть конфискованы у граждан при совершении последними уголовных преступлений и административных проступков.

    Федеральная собственность представляет собой имущество, ресурсы и объекты, принадлежащие непосредственно Российской Федерации. Наличие такой собственности необходимо для нормального функционирования и развития страны.

    Земли федеральной собственности могут быть переданы во владение муниципалитетам или регионам, получены государством от частных лиц посредством выкупа.

    Вопрос 3. Виды государственной собственности. Особенности публичной формы присвоения.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ и МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств.

    Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца — народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами.

    Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

    Особый случай — АО с чьим либо 100%-ным участием, например, государственные унитарные предприятия в форме АО, которые будут рассмотрены позже.

    Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен.

    Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка).

    Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

    Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

    государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

    государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);

    муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

    Исторически формы государственной собственности были порождены

    самой необходимостью государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя.

    Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д. Это была государственная собственность в ее простом и чистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.

    Сегодня государство располагает не только денежными средствами

    и имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного рода предприятия, производящие те или иные товары и услуги.

    Следовательно, государство представляет собой одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности — суперпредпринимателя.

    В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных,

    исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.

    Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.

    По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и

    предприятия других секторов народного хозяйства.

    Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

    По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.

    С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой — эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения.

    Государственная собственность включает в себя многообразныеи взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.

    Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти

    и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;

    во-вторых — между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

    в-третьих — между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

    В советской научной и политической литературе государственную собственность в отличие от собственности буржуазных государств, которая подводилась под понятие разновидности частной, принято было считать «общенародной». Тенденция рассматривать государственную собственность как собственность народа особенно характерна для публицистов и популистов.

    Между тем независимо от политических деклараций никакое государство не может выражать волю и интересы всего населения. Народ, вследствие прежде всего различий в условиях экономической жизни, дифференцирован на различные социальные классы, группы, которые существенно отличаются друг от друга по положению в системе общественных ценностей и доступа к благам, находящимся в распоряжении государственных органов, чиновников государственного аппарата.

    Последние сами становятся первыми претендентами на пользование и даже присвоение объектов государственной собственности.

    Кроме того, само государство это особый аппарат, стоящий над народом и имеющий специфические интересы. Поэтому и политика государства, в том числе по отношению к собственности, не может в равной мере отвечать интересам всех и каждого.

    Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников.

    Следовательно, с точки зрения как социальной структуры общества, так и сущности государства государственная собственность не может иметь общенародный характер. Она выражает отношения, участники которых находятся в неравном положении и в неодинаковой мере удовлетворяют свои потребности путем реального использования имущества, охватывающего объекты собственности государства, это в значительной мере относится и к муниципальной собственности.

    Глобальное представление об общенародной собственности весьма

    абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника.

    Совершенно неясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем

    видам совместной собственности, как формулируется механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.

    Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, водные ресурсы, воздушное пространство, флору, фауну в виде самостоятельной формы. Эти богатства правильнее назвать общенародным достоянием, поскольку они не включены в экономический оборот, находятся за пределами экономики и экономических отношений, одним из которых является отношение собственности.

    Что же касается той части достояния, которая вовлечена в общественное производство, она выступает всегда или изначально как государственная собственность и должна рассматриваться как таковая.

    Исключительно важна проблема соотношения государственной и частной собственности, их взаимодействия и преобразования из одной формы в другую. В демократическом государстве ни одно лицо не должно обладать правом всеобщей власти над объектами собственности.

    В то же время любой объект собственности должен иметь своего заботливого и ответственного хозяина. Ошибочно изображать государственную собственность в странах западного мира в качестве «разновидности» частной.

    Государственная собственность всюду противопоставляется частной и ее особенности в различных странах сводятся главным образом к своеобразию ее конкретно-исторической формы в том или ином государстве.

    На Западе, например, государственные предприятия всегда были более самостоятельны, нежели советские. В последние годы российские государственные унитарные предприятия по своим формам стали приближаться к западному типу. Но и те и другие далеко стоят от частной собственности, если не учитывать того факта, что в российской экономике конца 90-х годов проявилась тенденция превращать государственные и муниципальные унитарные предприятия, функционирующие на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, в вотчины директорского корпуса.

    При наличии кризисных явлений в экономике положительное влияние на состояние производства может оказать превращение государственных предприятий, особенно мелких и средних, в фирмы, функционирующие на основе подлинной частной собственности, которая создает непосредственную материальную заинтересованность отдельного человека (реального субъекта собственности) в текущих и стратегических результатах предпринимательства и благоприятствует повышению социально-экономической эффективности соответствующих отраслей и сфер.

    Однако развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа и каждой отрасли, сферы и региона.

    Быстрая и радикальная ликвидация в 30-х годах частной собственности в сельском хозяйстве, промышленных промыслах, розничной торговле в Советском Союзе вызвала глубокие социально-экономические потрясения, резкое падение эффективности экономики, а в конце концов — глубокий хронический кризис всего народного хозяйства.

    С другой стороны, наблюдавшееся в начальный период экономических реформ в России искусственное расширение масштабов приватизации привело к резкому сужению границ государственного сектора без соответствующего повышения доходов госбюджета, что явилось в 90-х годах одной из существенных причин финансово-экономического кризиса.

    Разгосударствление собственности по своим масштабам и конкретным формам вышло за объективно оправданные пределы и в ряде случаев преждевременно лишило народное хозяйство и экономическую политику государства тех преимуществ, которые присущи государственной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям.

    Установление рационального соотношения масштабов государственной федеральной, государственной субфедеральной, муниципальной, частной групповой, частной индивидуальной форм собственности с учетом возможностей их совмещения и преобразования из одной формы в другую представляет важнейшую часть социально-экономической политики государства.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

    Во всех странах с рыночной экономикой Г.с. — обязательная составная часть многоукладной эконо­мической структуры общества. Современная тенден­ция к оптимизации структуры Г.с. выражается в сокра­щении ее массы и объектного состава (в основном путем приватизации) до размеров, позволяющих, во- первых, обеспечивать необходимые основы общест­венного воспроизводства (опираясь на сохраняющие­ся в руках государства экономические инфраструкту­ры, коммуникации, стратегический научно-техничес­кий потенциал и другую Г.с.), и, во-вторых, осущест­влять функции современного социального государст­ва в сферах социального обеспечения, здравоохране­ния, культуры и др.

    Читать еще:  Совершение преступления преступным сообществом

    Формой правового выражения отношений по по­воду Г.с. является право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права — конституционного, административ­ного, гражданскою, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ, в отличие от кон­ституций советского периода российской истории, за­креплявших главенствующую роль общенародной со­циалистической собственности как экономической основы общества, Г.с. впервые получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8,9). Для гражданского права, центральным правовым ин­ститутом которого является право собственности,

    Г.с. — лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими основ­ными видами собственности. Функционирование Г.с. обеспечивается в процессе реализации права Г.с.

    По признаку субъектной принадлежности Г.с. Кон­ституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет прежде всего фе­деральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212,214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам — республикам, краям, областям, горо­дам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). Исходя из этого право Г.с. делится на подвиды: право собственности РФ (право федеральной Г.с.) и право собственности субъекта РФ. Природа этих подвидов права собственности идентична, и такое деление пред­полагает разделение между ними правомочий владе­ния, пользования и распоряжения на определенные ма­териальные объекты — государственное имущество.

    Объектом права Г.с. является имущество, в т.ч. — изъятое из гражданского оборота, право собственнос­ти на которое может принадлежать исключительно го­сударству. Виды такого имущества устанавливаются законом в целях обеспечения безопасности государст­ва и общества в широком смысле (оборонной, эконо­мической, информационной и иной). Государству принадлежит имущество Вооруженных Сил РФ, феде­ральный железнодорожный транспорт, федеральные средства связи, ресурсы недр, континентального шельфа, территориальных вод и морской экономичес­кой зоны; памятники истории и культуры.

    В то же время отдельные виды имущества не могут принадлежать государству на праве собственности. Это, во-первых, те объекты, абсолютность прав на ко­торые невозможно обеспечить правовыми средствами и которые приобретают статус общественного достоя­ния. Потребление таких материальных благ осущест­вляется непосредственно, безвозмездно (например ат­мосферного воздуха); во-вторых, объекты исключи­тельной муниципальной собственности (например муниципальный жилой фонд); в-третьих, имущество, которое по своему характеру может принадлежать только физическим лицам (например доля в праве общей собственности на жилое помещение).

    В отношении такого вида имущества, как земля и другие природные ресурсы, которые в силу Конститу­ции РФ могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, устанавливается общее пра­вило, согласно которому такие объекты, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Таким образом, земля и другие природные ресурсы не могут признаваться бесхозяйным имуществом и на них нельзя приобрести право собственности за дав­ностью владения.

    Объекты права Г.с. могут находиться как на терри­тории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае правовой режим такого имущества определяется нор­мами международного права (частного и публичного) и соответственно национальными нормами государст­ва, на территории которого находится такое имущест­во. Его особый гражданско-правовой режим обуслов­лен иммунитетами государства.

    И РФ, и ее субъекты осуществляют правомочия собственника как непосредственно, так и опосредо­ванно. В первом случае — через органы государствен­ной власти, соответственно федеральные и субъектов Федерации, в пределах их компетенции. Наиболее важную роль при этом играет исполнительная власть — Правительство РФ и органы исполнительной власти, прежде всего в области управления Г.с., фи­нансами, государственным бюджетом. Во втором слу­чае — через учреждаемые юридические лица — уни­тарные предприятия, в т.ч. казенные (см. Казенные предприятия), и учреждения.

    Все государственное имущество подразделяется на две части и в зависимости от этого приобретает соот­ветствующий правовой статус. В одну часть входит имущество, закрепленное за государственными юри­дическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оно обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства. Во вторую часть входит все остальное имущество, в т.ч. средства соответствующего государ­ственного бюджета, имущество, временно не закреп­ленное за государственными юридическими лицами. Это имущество составляет государственную казну — федеральную или субъекта РФ. Это прежде всего сред­ства федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. За счет средств казны государство произ­водит, в частности, расчеты по своим гражданско-пра­вовым обязательствам, например по государственным контрактам. Из средств государственного бюджета со­ответствующего уровня возмещается вред, причинен­ный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствую­щего закону или иному правовому акту акта государ­ственного органа.

    Правомочия владения государство как собствен­ник реализует через государственных юридических лиц, поскольку государственный орган, за которым закреплено имущество, представляющее средства казны, приобретает, с точки зрения гражданского права, статус учреждения (Министерство финансов РФ, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ и т.п.). Правомочие пользования реализуется также в основном через государственных юридических лиц. Свои права они получают от соот­ветствующих органов государственной власти в по­рядке осуществления ими законодательной и испол­нительно-распорядительной деятельности.

    Особенность права Г.с. отражается в его правомо­чии распоряжения, которое в отношении отдельных видов имущества имеет ограничения. Государство не может распорядиться своим имуществом, которое от­несено законом к изъятому из гражданского оборота, путем его отчуждения другому собственнику.

    Государство может приобретать имущество специ­альными способами, например, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или культу­ры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муници­пализации.

    Право Г.с. защищается наравне с правом собствен­ности иных субъектов.

    В зарубежном праве Г.с. имеет еще две разновид­ности, не получившие пока в российском праве четко­го юридического оформления, хотя фактически про­цесс их размежевания идет интенсивно. Это — пуб­лично-правовая и частноправовая разновидности Г.с. Во многих странах такое деление существует офици­ально (франц. domaine public d’Etat u domaine prive d’Etat). В основе разграничения — критерий граждан­ской оборотоспособности и коммерческого назначе­ния Г.с. «Частная» Г.с. полноценно участвует в граж­данском обороте, может свободно и неограниченно отчуждаться, а государство — ее собственник выступа­ет как обычный частный предприниматель, участвую­щий в коммерческих, рыночных отношениях с целью извлечения прибыли. Публично-правовая Г.с. либо полностью исключается из гражданского оборота, либо допускается к участию в нем опосредованно, через плоды, продукцию или доходы от ее использова­ния (так, недра земли в их естественных ложах и со­стоянии могут быть неотъемлемой, неотчуждаемой собственностью государства, тогда как извлеченные полезные ископаемые становятся товарной, рыноч­ной продукцией). Исторической основой публично- правовой собственности послужили вещи, которые в силу их природных свойств невозможно присвоить, физически обладать ими или документально засвиде­тельствовать право собственности на них, вследствие чего такие вещи всегда рассматривались как принад­лежащие всему обществу в целом, всем его членам. В эпоху римского права к ним относились «общие» вещи (res communes) — такие, как солнце, луна, звезды, сол­нечный и лунный свет, воздух, море. Изымались из гражданского оборота также вещи рукотворного про­исхождения, бывшие в пользовании всех членов об­щества (сооружения общественного назначения, обо­ронительные объекты, культовые постройки и т.п.). Такие вещи неотчуждаемы, неотъемлемы, на них не распространяются сроки давности владения, они не подлежат аресту по постановлению суда.

    В более поздние исторические эпохи, с возникно­вением политико-правовых концепций общественно­го интереса, общественной полезности собственности изъятия из гражданского оборота стали осуществлять­ся уже и по закону. Это — либо вещи, не имеющие коммерческой природы (или неотделимые от личнос­ти их обладателя), либо вещи, хотя и способные к ком­мерческому использованию, но изъятые из оборота за­конодателем в силу общественного интереса или пуб­личной полезности. Как и вещи общего пользования, они неотчуждаемы и неотъемлемы, и само государст­во — их собственник не может свободно распоряжать­ся ими по нормам гражданского права. ГК РФ призна­ет категорию вещей, изъятых из оборота, но именует их объектами гражданских прав. Так, согласно ст. 129, виды гражданских прав, нахождение которых в оборо­те не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

    Фактическое образование в РФ категорий объек­тов неотчуждаемой и неотъемлемой Г.с. («исключи­тельной Г.с.» или «общественного достояния») уже давно происходит. Прежде всего из государственных программ приватизации исключаются категории объ­ектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут подлежать приватизации. Особенно много их среди объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с законодательством о разграничении объектов Г.с. между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями к объектам ис­ключительной федеральной собственности относятся, во-первых, объекты, составляющие основу нацио­нального богатства страны (ресурсы континентально­го шельфа, территориальных вод и морской экономи­ческой зоны РФ, охраняемые или особым образом ис­пользуемые природные объекты типа заповедников, национальных природных парков, курортов и т.п.), объекты историко-культурного и природного насле­дия и художественные ценности общероссийского значения; во-вторых, объекты, необходимые для обес­печения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; в-третьих, объекты оборонного производства;

    в-четвертых, объекты отраслей, обеспечивающих жиз­недеятельность народного хозяйства России в целом и развитие его иных отраслей.

    Другой путь образования неотъемлемой и неот­чуждаемой Г.с. — установление законодательством в индивидуальном, именном порядке объектов культур­ного, научного, исторического и иного общественного достояния, причем не только национального (феде­рального) по своему значению, но и республиканско­го, областного, краевого, окружного значения. Муни­ципальные образования тоже могут иметь в составе своей собственности (см. Муниципальная собствен­ность) объекты неотчуждаемого и неотъемлемого му­ниципального достояния.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты 220 Вольт
    Adblock
    detector