20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотивация насильственных преступлений

Мотивация насильственных преступлений и мотивация корыстных преступлений.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: материальные потребности; потребность в безопасности; потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); сексуальные потребности; потребность в знаниях; мировоззренческие потребности.
Понятно, что источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности: а) потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть; б) потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части; в) гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворения которых для всех граждан общество пока не обеспечивает; г) извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т.п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.
Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а то и к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию. Заметим, что в современной России спиртные напитки регулярно употребляет 80% трудоспособного населения, а каждая шестая семья имеет наркотические проблемы.
Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.).
Еще одна категория причин появления того или иного мотива — это интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить.
Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения и эмоции (чувства). Под этим мы понимаем трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера.
Для того чтобы те или иные потребности, интересы, влечения или эмоции переросли в мотив преступления, субъект психологи чески должен преодолеть еще один внутренний «барьер» — систему так называемых ценностных ориентации, которая включает и правосознание личности.
В качестве составных элементов ценностных ориентации выступают нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенные инструменты социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения.
К сожалению, у преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам. Вот почему для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятия правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость.
Роль конкретной ситуации. Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле — это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.
Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль.
Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступления. Это встречается главным образом тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным способом (так называемая проблемная ситуация). Проблемная ситуация — это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения. Такая ситуация актуализирует, обостряет потребности и ведет к появлению мотивов, поступков, в том числе и преступных. Примерами могут быть материальные трудности семейные или производственные нелады, острые ссоры и др. Иногда преступники сами создают проблемные (конфликтные) ситуации, а затем пользуются ими для сведения счетов с потерпевшими.
Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей. Представим себе человека, испытывающего нормальные материальные потребности. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами, например экономическим положением в стране в целом или в данной отрасли хозяйства (закрытие предприятий, безработица), с административными препонами, особенностями политической обстановки и т.д. Но могут быть и препятствия субъективного характера: недостаток образования у субъекта, его безынициативность, сложное семейное положение и др. Законных возможностей может и вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещаемые законом.

В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этой роли ситуация выступает главным образом при бытовых, непредумышленных преступлениях, Повод, как отмечалось, может быть выдуман или спровоцирован самим преступником, что часто встречается со стороны хулиганов и насильников. Повод возможен и в корыстных преступлениях, когда вещь «плохо лежит» и тем «провоцирует» субъекта, уже имеющего намерение что-нибудь украсть.
В-четвертых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав

Мотивация насильственных преступлений у несовершеннолетних.

К числу насильственных преступлений, совершаемых подростками, относятся хулиганство, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования.

Таким образом, наибольший удельный вес среди насильственных преступлений занимают хулиганские действия. В большинстве случаев нанесение телесных повреждений, убийство начинается именно с совершения группой хулиганских действий — нарушения общественного порядка, оскорбления прохожих, грубого насилия над ними, заканчивающегося жестоким избиением. Таким образом, в большинстве случаев в основе нанесения телесных повреждений и убийств лежат хулиганские мотивы. Поэтому раскрытие психологического механизма хулиганских поступков требует специального рассмотрения.

Как показывают результаты криминологических исследований, в основе преступлений, связанных с нарушениями общественного порядка, лежит потребность подростков в самоутверждении, удовлетворяемая в такой уродливой форме.

Потребность в самоутверждении присуща каждому человеку, однако наиболее ярко она проявляется у подростков. Она может проявляться в чисто внешних, иногда уродливых или смешных формах, таких, как экстравагантность в одежде и манере поведения, бравада по отношению к общепринятым нормам и т. д. Основными сферами самоутверждения подростков, достижения ими признания, завоевания авторитета, популярности являются семья, школа, т. е. официальные группы. Однако удовлетворение этой потребности в официальных группах для деморализованных, социально запущенных подростков резко затруднено, а в большинстве случаев и невозможно. Неблагополучная семья, недостатки в воспитательной деятельности в школе приводят к тому, что в семье и среди одноклассников эти несовершеннолетние не добиваются успеха. Поэтому основной сферой самоутверждения этих лиц становятся неофициальные группы сверстников, вначале досуговые, а затем криминогенные, преступные. Утверждение в этих группах происходит ложными, извращенными способами, выражающимися в совершении аморальных, антисоциальных действий.

Таким образом, во многих случаях хулиганское противоправное поведение выступает как уродливая попытка подростка проявить свое «я», как форма своеобразного иллюзорного самоутверждения.

Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности. Во-первых, преступление в этом случае происходит, как правило, без видимых внешних причин, что явилось основанием для бытующего мнения о «беспричинности» и «безмотивности» хулиганского поведения. Во-вторых, подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации.

Следует отметить то обстоятельство, что хулиганство несовершеннолетних чаще всего бывает полимотивационным, т. е. совершается под влиянием нескольких мотивов, а именно: мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения. Мотивы замещения и вымещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — достижимой. Благодаря замещающим действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения. Подобные факты встречаются в основном при совершении насильственных преступлений.

В силу того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом (признание в семье, достижение успехов в школе, среди одноклассников), у них возникает состояние психического напряжения (фрустрация). Разрядка возникшего нервно-психического напряжения, как правило, проявляется у них в виде агрессивной реакции «не по адресу» — в совершении хулиганства. В процессе совершения хулиганских действий происходит: снятие напряжения (замещение); ложное, извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними. В последнем случае одновременно проявляется и механизм гиперкомпенсации.

Как отмечают криминологи, мотивация насильственных преступлений подростков нередко носит «детский» характер: желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость; утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Наибольшей побудительной силой среди несовершеннолетних как раз и обладает последняя разновидность мотивации — статусная, мотивация самоутверждения среди ровесников. Взаимоотношения с товарищами, как известно, особенно остро переживаются в этом возрасте. Любое нарушение в этой сфере, действительная или мнимая потеря привычного положения (личного статуса) воспринимаются подростком нередко как трагедия. Сказанное можно проиллюстрировать выдержками из дневника старшеклассника Пети Сагайдачного: «. Я снова занял в классе свое старое и насиженное место общепризнанного шута. Ребятам, конечно, весело, но мне это душу рвет. Класс я люблю, но люблю безнадежно. Класс живет, Оля живет, а я стою в стороне, хотя иногда меня «пускают», чтобы, послушав несколько моих грошовых острот, посмеяться и снова оставить меня одного. Вообще, если я живу, то только не в классе. Я в классе поганка-мухомор. Меня сейчас обуревает дикое желание всеми силами и средствами завоевать обратно свое положение по отношению к моим товарищам. Не остановлюсь ни перед какими средствами, чтобы добиться этого».

Потеря дружбы, личного статуса среди сверстников-одноклассников вызывает у подростка состояние фрустрации, сопровождаемое агрессивными, враждебными чувствами по отношению к источнику этой фрустрации — прежним товарищам. Последние могут стать объектом враждебных действий и мести со стороны отвергнутого подростка. В «Комсомольской правде» был описан дикий случай расправы двух подростков, учеников восьмого класса г. Ленинграда Шияна и Семенова над лидером класса Федотовым, с которым они ранее дружили, но который впоследствии отверг их дружбу, найдя себе новых товарищей среди одноклассников. Заманив Федотова на пустырь, Шиян и Семенов молотком убили его и закопали в снегу, после чего отправились на квартиру к Шияну, тщательно вымыли хозяйственным мылом молоток и пакет и положили все на свои места. Выгуляли породистую собаку Шияна и поехали в гости «слушать новые матовые записи». У обоих — благополучные семьи, отличные школьные характеристики.

Насильственная мотивация подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. В структуре побуждений этой мотивации преобладает потребность к самоутверждению. Самоутверждение через насилие — типично подростковая мотивация. Нередко она сочетается с особой жестокостью насильственного поведения несовершеннолетних. Л. В. Филонов, специально изучавший генезис жестокости, пришел к выводу, что самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11-16 лет. Нередко именно в подростковом возрасте совершаются преступления против личности, поражающие своей бессмысленной жестокостью, садизмом.

В действиях подростков поражает ничем не оправданная жестокость, бесчеловечность, отсутствие чувства малейшего сострадания и сочувствия к жертве. факты жестокости у подростков пока не нашли удовлетворительного исчерпывающего объяснения у психологов и физиологов. Как отмечает Л. Б. Филонов, вряд ли можно признать жестокость следствием «развертывания генетической программы индивида, якобы предопределяющей появление жестокости в определенные периоды жизни индивида». По мнению некоторых исследователей, именно в период от 11 до 16 лет генетическая обусловленность формирования психологических свойств человека становится менее выраженной. Не отрицается влияние таких биологических факторов, как половое созревание, однако само по себе оно образует скорее фон для решающих воздействий социальной среды.

Большинство ученых придерживаются той точки зрения, что причины подростковой жестокости следует искать в социальных условиях развития личности, в частности, «в противоречиях притязаний личности и объективных возможностей их удовлетворения, в фактах социальной несправедливости, своеобразно трансформированных через сознание подростка (когда личность делает первые, не всегда удачные попытки к самореализации).

. Именно в этом следует искать причины хулиганских побуждений, мести, озлобленности, недовольства, которые толкают подростка к преступлениям против личности и общественного порядка».

Психологи считают, что истоки многих личностных дефектов, в том числе черствости, бездушности, жестокости коренятся во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, в первую очередь с родителями, матерью, точнее, в межличностных аномалиях в период раннего детского возраста. «Изучение личности юношей и взрослых, — отмечает И. С. Кон, — страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают неосознаваемую взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим .родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги .

Мотивация преступления

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления.

Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива.

Мотивы преступлений разнообразны. Так, В.В. Лунеев выделил следующие шесть групп мотивов:

  1. политические;
  2. корыстные;
  3. насильственно-эгоистические;
  4. анархистско-индивидуалистические;
  5. легкомысленно-безответственные;
  6. трусливо-малодушные.

Надо заметить, что сам по себе мотив как внутреннее побуждение не является чем-то преступным; он становится таковым, лишь когда выступает элементом субъективной стороны запрещенного уголовным законом деяния. Он — первое звено всей причинной цепочки, которая лежит в основе механизма преступного поведения.

Возникновению мотива предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо.

Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп:

  1. материальные потребности;
  2. потреб­ность в безопасности;
  3. потребность в социальном общении (ува­жении, признании, одобрении);
  4. сексуальные потребности;
  5. потребность в знаниях;
  6. мировоззренческие потребности.
  1. физиологические (еда, сон, секс и т.д.);
  2. безопасности (сюда же входит инстинкт самосохранения);
  3. социальные;
  4. уважения (признания);
  5. духовные (самовыражения).

Понятно, что источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения — это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность.

Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков. По мнению специалистов, нужда сейчас является причиной 20-30% всех корыстных преступлений. Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а также к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.

Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев. Вместе с тем надо отметить, что в 15-17% случаев агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими.

Глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни ведут к деформации потребностей личности, а следовательно, к росту числа конфликтов и агрессивных проявлений, увеличению насильственной преступности.

Наряду с потребностями человека сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Под этим мы понимаем труднорегулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др. Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.

Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.

Чтобы те или иные потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения переросли в мотив преступления, субъект должен психологически преодолеть еще один внутренний «барьер» — систему так называемых ценностных ориентации, которая включает и правосознание личности.

Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентации), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения.

Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации — это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор — конкретная жизненная ситуация, в которой готовится и совершается преступление.

Мотивация насильственных преступлений

Читайте также:

  1. I. По объекту посягательства, характеру преступных действий выделяют насильственных, корыстных и насильственно-корыстных преступников.
  2. В 2. КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
  3. Виды множественности преступлений.
  4. Виды объектов преступлений.
  5. Виды преступлений против здоровья
  6. Виды преступлений против здоровья и их общая характеристика.
  7. Виды составов преступлений
  8. Виды составов преступлений
  9. Виды составов преступлений
  10. Виды составов преступлений
страница1/7
Дата07.11.2019
Размер252.2 Kb.
Название файлаЛомакина Валерия.docx
ТипРеферат

    Навигация по данной странице:
  • 2.1 Мотивации, по которым большинство людей не совершают насильственных преступлений……………………………………………….
  • 2.2 Основные направления предупреждения насильственной преступности………………………………………………………………….
Титульный лист

Реферат на тему: «Мотивация насильственных преступлений».

2.1 Мотивации, по которым большинство людей не совершают насильственных преступлений……………………………………………….

2.2 Основные направления предупреждения насильственной преступности………………………………………………………………….

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения насильственных преступлений..5
1.1 Понятие и основные криминологические характеристики насильственных преступлений и хулиганства…………………………….5
1.2 Мотивы совершения насильственных преступлений………………….9
Глава 2. Предупреждение насильственных преступлений…………………13
16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ
Предупреждение преступлений является функцией, которая в соответствии с действующим законодательством должна реализовываться обширным кругом субъектов, что должно с наибольшей эффективностью снизить криминогенную напряженность в обществе, обусловленную множеством негативных факторов социального, экономического и политического характера. Очевидно, что предупредительная деятельность будет иметь какие-либо ощутимые результаты только в том случае, если она будет направлена непосредственно на те криминогенные факторы, которые своим существованием способствуют воспроизводству и росту преступных посягательств в обществе. Повышенная общественная опасность корыстно-насильственных преступлений определяется тем, что они одновременно причиняют вред (или ставят под угрозу причинения вреда) жизни или здоровью личности и собственности.

Особую опасность в этой плане представляет рецидив корыстно-насильственных посягательств в отношении собственности.

В этой связи актуальным является исследование криминологических проблем предупреждения не только насильственных преступлений против собственности, но и их рецидива.

Борьба с корыстно-насильственной рецидивной преступностью против собственности становится проблемой, требующей пристального внимания, как правоохранительных органов, так и общественных организаций. Ее значение неуклонно повышается в связи с ростом числа насильственных преступлений с корыстной мотивацией, таких как грабежи, разбои и вымогательства.

Объектом исследования являются вопросы, относящиеся к проблеме исследования особенностей насильственной преступности.

Предметом исследования является выявление причин предупреждающего воздействия насильственных преступлений.

Целью работы является исследование признаков и причин насилия в насильственных преступлениях.

Задачами научной работы являются:

  • рассмотреть криминологические характеристики насильственных преступлений;
  • выявить криминологические характеристики лиц, совершающих насильственные преступления;
  • определить причины насильственных преступлений;
  • изучить формы и методы предупреждения насильственных преступлений;
  • определить основные направления деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) по предупреждению насильственных преступлений против собственности.

Основной методологической литературой для написания работы послужили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) и научная литература по этой теме.

Читать еще:  К и из преступления
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector