0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Место обнаружения преступления

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Комментарий к Ст. 152 УПК РФ

1. Общее правило по данному вопросу заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.

2. Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания. Так, например, если террористический акт, связанный с угоном воздушного судна и захватом заложников, произошел на севере страны, а террористы обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, не исключает права центральных органов следствия соответствующего ведомства принять дело к своему производству, включив ради этого процедуру, установленную новой, шестой частью комментируемой статьи.

3. В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится уголовное дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

4. Следующее исключение из общего правила выражается в том, что предварительное расследование по уголовному делу в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производится не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

5. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь или дознаватель, в чьем производстве оно находится, обязан произвести все неотложные следственные действия, чтобы обеспечить успех дальнейшего расследования, и лишь после этого предоставить дело прокурору для направления его по подследственности.

Место совершения преступления: понятие, принцип определения

Понятие места совершения преступления

Место совершения преступления – это то место, где происходили криминальные действия и наступили уголовные последствия.

Определение места преступления имеет тесную связь с принципом земли. Место совершения преступления как категория имеет множество функций:

  • оно свидетельствует о том, что на какой территории и какого государства содеяно правонарушение;
  • указывает на принцип (например, это может быть принцип земли либо принцип крови), который должен стать основой для предпочтения уголовного закона.

Понятие места совершения преступления определяет конструкция, главным образом, беспристрастной стороны злодеяния. То есть территория может быть признана как место совершения преступления с формальным составом в том случае, если в ее пределах было сделано криминальное действие. Также территория признается местом преступления с материальным составом, если в ее пределах наступили последствия. Преступление, которое совершено с материальным составом, считается произведенным на территории Российской Федерации в происшествиях, если:

  • преступление начиналось и закончилось на территории России;
  • действия совершались на территории РФ, а последствия настали за пределами данной территории;
  • было совершено сложное преступление, и часть его действий в некоторой степени произведена на территории России, а другая за пределами;
  • подготовка к злодеянию либо посягательство на него произведено за пределами РФ, а само злодеяние было реализовано на ее территории.

Замечание 1

Помимо этого, территория, на которой преступные действия были прерваны, например, когда преступник явился с повинной либо его задержали, будет считаться местом совершения длящегося преступления. Местом преступления также будет территория, где происходило конечное перед задержанием происшествие злодеяния.

Общее правило признает местом совершения преступления территорию, где исполнитель совершил злодеяние или покушался на него. Аналогичным образом находит решение вопрос в случае, когда поступки организатора, подстрекателя или соучастника воплощались в действительность за пределами территории России, а исполнитель реализовывал свои деяния на территории России либо напротив.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве указывает на исключение из правил, которое закреплено частью 4 статьи 11 Уголовного Кодекса РФ. Оно формулирует правило об экстерриториальности, т.е. другими словами, неподсудности по месту совершения правонарушения.

Понятие дипломатического иммунитета

Право экстерриториальности (внеземельности) по большей части используют дипломатические представители государств иных стран и иностранные граждане, которые обладают правом дипломатического иммунитета.

Дипломатический иммунитет – это совокупность специальных прав и преимуществ, дающихся в абсолютном объеме (к примеру, это могут быть главы дипломатических миссий) либо отчасти (к примеру, дипломатические курьеры) дипломатическим представителям государств иных стран для удачного выполнения ими собственных функций.

В данном случае пребывание таких лиц освобождается от уголовной и правовой юрисдикции. Их уголовная ответственность рассматривается согласно нормам международного права. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях и международной Конвенции о предупреждении и наказании правонарушений против лиц, которые обладают международной защитой, в особенности дипломатических агентов, дипломатический иммунитет в России принадлежит:

  • главам дипломатических миссий;
  • послам;
  • поверенным в делах;
  • временным поверенным в делах;
  • посланникам;
  • советникам;
  • первым, вторым и третьим секретарям;
  • атташе;
  • торговым представителям.

Дипломатическим иммунитетом обладают и члены их семей, который проживают с ними и не являются гражданами Российской Федерации. Дипломатический иммунитет принадлежит также представителям государств иных стран, членам парламентских и правительственных делегаций, сотрудникам государств иных стран и другим лицам, которые посещают Россию с официальным визитом. Существенным в дипломатическом иммунитете является личная неприкосновенность того либо иного представителя государства других стран. Его не могут арестовать либо задержать в какой-либо форме. Право неприкосновенности получают служебные и жилые помещения, а также транспортные средства. В ситуациях, когда указанные лица производят правонарушение, их оглашают фигурой нон грата, иными словами, персоной, чье нахождение на территории России нежелательно. Именно по этой причине они должны тут же уехать за пределы страны, в которой пребывают. Такие правила существуют не только России, но и в других странах.

Таким образом, Венская конвенция о дипломатических сношениях дает обширные права неприкосновенности и привилегии техническому персоналу. Они обладают теми же правами, что и дипломаты, однако освободить от уголовно-правовой юрисдикции страны пребывания можно лишь в том случае, если действия были совершены во время исполнения служебных обязанностей.

Принцип определения места совершения преступления

Часть 1 статьи 12 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержит в себе закрепленный принцип гражданства. Его существенное значение в том, что граждане России, в равной степени, как и стабильно живущие в РФ лица без гражданства, которые произвели злодеяние за ее пределами, должны нести ответственность согласно УК Российской Федерации. Согласно закону «О гражданстве РФ» к гражданам России причисляются:

  • лица, имеющие гражданство Российской Федерации в день, когда вступил в силу указанный Федеральный закон;
  • лица, получившие гражданство России согласно с данными Федерального закона.

Замечание 2

Важно отметить, что постоянно проживающие в Российской Федерации – это лица, которые получили вид на жительство. Оно возобновляется спустя каждые пять лет. В данном случае лица не принадлежат к гражданству России и обладают доказательствами принадлежности к иному государству.

Читать еще:  Место преступления по ук рф

Такие лица могут обладать уголовной ответственностью согласно Уголовному Кодексу РФ, однако, при этом соблюдая некоторые условия, а именно:

  • произведенное ими действие УК РФ признается злодеянием, суверенно от того, признает или нет данное действие преступление по уголовному закону того государства, на территории которого оно было совершено;
  • произведенное злодеяние покушается на интересы, которые охраняются Уголовным Кодексом РФ;
  • если по отношению к названным лицам не было решения суда государства иных стран.

Данные условия должны рассматриваться в совокупности, а не отдельно. Общее правило содержит в части 2 статьи 12 УК РФ исключение. Суть исключения в том, что оно затрагивает военных воинских частей России, дислоцирующихся за пределами РФ. Это отражено в принципе специальной миссии. Если военнослужащие совершают преступления территории иных государств, то ответственность устанавливается согласно Уголовному Кодексу России. В прочих случаях, который предусматривает международный договор России, те же военные при совершении преступлений несут уголовную ответственность по уголовному законодательству страны, где они находятся.

Из части 3 статьи 12 Уголовного Кодекса РФ следует вывод о том, что поступок уголовного закона в пространстве направляет и на реальный принцип. Суть данного принципа заключается в ситуации, когда иностранный гражданин либо лицо без гражданства, произведет злодеяние за пределами РФ, должно быть привлечено к уголовной ответственности Согласно Уголовному Кодексу РФ. Необходимо также соблюдать условие: если произведенное указанными лицами злодеяние обращено против интересов России, гражданина РФ либо лиц, постоянно проживающих в РФ лица без гражданства, то данные преступники будут привлечены к уголовной ответственности.

Лицом без гражданства – это лицо, которое получило разрешение на временное (не более трех лет) проживание.

Международные правовые обязательства РФ обусловливают универсальный принцип деяния уголовного закона в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Подобный принцип исполняется только в том случае, если гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает стабильно в России, производит правонарушение за пределами РФ. Они должны быть привлечены к уголовной ответственности согласно Уголовному Кодексу России, основываясь при этом на международные договора, которые ратифицированы Россией. Например, это может происходить во время угона воздушного судна.

Таким образом, подобный принцип функционирует при условии, если лицо, которое совершило преступление, не было осуждено ранее в государстве других стран и попадает под уголовную ответственность на территории Российской Федерации.

Статья 152. Место производства предварительного расследования

СТ 152 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Комментарий к Статье 152 Уголовно-процессуального кодекса

1. Место производства предварительного расследования определяется территориальным признаком подследственности. С его помощью происходит распределение уголовных дел между различными органами расследования в пределах одного ведомства.

2. В соответствии с правилами территориальной подследственности предварительное расследование производится органом расследования по месту совершения преступления, т.е. тем органом, в районе деятельности которого совершено преступление.

3. В уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается понятие «место совершения преступления». Учитывая положения ч. 2 ст. 9 УК РФ о том, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействие) независимо от времени наступления последствий», можно сделать вывод, что то место, где были окончены указанные действия (бездействия), и будет являться местом совершения преступления. Если последствия преступления наступили в другом месте, это обстоятельство по общему правилу не влияет на определение органа, который обязан вести производство по делу.

4. Территория, которую обслуживает тот или иной орган расследования, определяется спецификой их компетенции. Например, следственные органы Следственного комитета РФ по району обслуживают территорию, как правило, в границах административного района. То же относится и к органам внутренних дел. Следственные органы СК РФ по субъекту РФ соответственно действуют в пределах территории, например области, края, и вправе вести расследование уголовного дела о преступлении, совершенном в границах субъекта РФ, независимо от района совершения преступления. К подследственности следователей управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ отнесены наиболее сложные, обладающие повышенной общественной опасностью дела, расследование которых требует высокой квалификации, значительного опыта следователей в расследовании уголовных дел.

Следователи Следственного комитета РФ и соответствующих следственных органов федеральных органов исполнительной власти, имеющих следственные подразделения, расследуют преступления вне зависимости от места их совершения.

5. Преступные действия могут выполняться в разных местах, например в разных районах, поэтому ч. 2 ст. 152 УПК содержит указание о том, что расследовать данное дело будет орган, в районе деятельности которого совершены последние из преступных действий.

6. При совершении преступлений в разных местах руководитель следственного органа определяет орган, который будет вести производство по делу. Такое решение должен принимать вышестоящий руководитель следственного органа (например, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, если преступления совершены в разных районах в пределах одной области). Кроме того, руководитель следственного органа может поручить расследование преступления тому органу, на территории действия которого совершено наиболее тяжкое из преступлений. Вышестоящий руководитель следственного органа вправе передать дело в вышестоящий следственный орган, при этом уведомив прокурора о принятом решении.

7. Если место совершения преступления неизвестно, уголовное дело возбуждает руководитель следственного органа (следователь) того района, города, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

8. Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.

9. Нередко на момент возбуждения уголовного дела невозможно правильно определить подследственность уголовного дела. После уточнения данного вопроса в ходе расследования передача дела производится дознавателем через прокурора, а следователем — через руководителя следственного органа тому субъекту, которому оно подследственно. При этом орган расследования, возбудивший уголовное дело, которое фактически ему не было подследственно, обязан в соответствии с ч. 5 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса РФ перед передачей дела выполнить по нему неотложные следственные действия.

10. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.

11. При необходимости выполнить следственные и разыскные действия не по месту производства расследования, т.е. в другом районе, следователь правомочен поступать двояко — или лично выполнять необходимые следственные действия, прибыв в соответствующую местность, или поручить выполнение этих действий следователю или органу дознания по месту выполнения следственных и разыскных действий. В последнем случае он направляет полномочному органу поручение о производстве отдельных следственных действий (называемое практическими работниками «отдельное поручение»). В отдельном поручении излагаются установленные обстоятельства дела в той степени подробности, которая необходима для качественного исполнения поручения органом, которому оно направляется. В описательной части поручения также необходимо указать, какие обстоятельства подлежат выяснению. В резолютивной части указывается, что конкретно необходимо установить, какие действия для этого следует выполнить, в какой последовательности и к какому сроку, какое содержание каждого из них (например, по каким вопросам допросить свидетеля). В отдельном поручении указываются приложения, т.е. материалы уголовного дела, направляемые в оригинале или в копиях для обеспечения исполнения поручения. В частности, к отдельному поручению должны быть приложены постановления и другие акты, если требуемое действие без них выполнить невозможно. Для выполнения ряда действий необходимо, например, постановление суда. Поэтому следователь перед направлением отдельного поручения обязан их получить и приложить к отдельному поручению соответствующие документы (постановления и т.п.). Отдельное поручение подлежит исполнению в срок до 10 суток с момента его поступления в соответствующий орган . Продлению данный срок не подлежит. Направление подобных поручений в другое государство регулируется положениями ст. ст. 453, 454 УПК РФ, а также международными правовыми нормами.
———————————
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ изменена редакция ч. 1 ст. 152 УПК РФ. В частности, не только следователь, но и дознаватель вправе направить поручение о производстве следственных и разыскных действий дознавателю или органу дознания // РГ. 2013. 10 апр.

Читать еще:  Какой состав преступления

По поводу обеспечения своевременного исполнения поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий на других территориях см.: п. 1.14 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

12. Нормами ст. 152 УПК РФ регулируется подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации. В связи с этим базовыми являются положения ст. 12 УК РФ, предусматривающие особенности уголовной ответственности за деяния, совершенные за пределами Российской Федерации. Так, по Уголовному кодексу РФ подлежат ответственности:

— граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, при отсутствии решения суда иностранного государства за данное преступление;

— военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Подследственность уголовных дел в названных случаях исходя из правил территориальной подследственности определяется следующим образом: если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, производство по уголовному делу о таком преступлении в соответствии с ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ осуществляет соответствующий орган расследования по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

Место выявления преступления

Проблемы определения места расследования мошенничества с использованием электронных форм платежей

Статья Место производства предварительного расследования. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания.

Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

Следователь , дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель – прокурору для направления по подследственности.

По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Комментируемая статья регламентирует вопросы определения подследственности уголовных дел по территориальному признаку. Изложенные в статье нормы подлежат применению в совокупности с положениями ст.

Преступление считается совершенным там, где оно окончено, независимо от места наступления общественно опасных последствий. При невозможности точно определить место совершения преступления предварительное следствие до момента окончательного выявления данного места производится в месте обнаружения преступления или наступления последствий его совершения.

Под местом деятельности следователя подразумевается территория район, город, межрайонное территориальное образование и др. При необходимости произвести следственные или розыскные действия в другом месте следователь направляет соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение, обычно именуемое “отдельным поручением”.

В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий. При необходимости поручения сопровождаются приложениями например, согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения; копии процессуальных документов, различных справок по уголовному делу.

Если невозможно выполнить поручение в течение 10 суток, следователь или орган дознания, его исполняющий, обязан заблаговременно известить следователя о причинах задержки и согласовать с ним дальнейшие действия по выполнению поручения. Безотлагательность выполнения следственных действий по делу, не подследственному данному следователю, определяется необходимостью срочного выявления и процессуального закрепления следов преступления, которые могут быть безвозвратно утрачены до принятия дела к своему производству другим следователем после передачи ему дела по подследственности.

Определение круга неотложных следственных действий, подлежащих обязательному выполнению до передачи дела прокурору для направления по подследственности, зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела. В случае возникновения разногласий между различными органами предварительного следствия вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато.

Следователь вправе обжаловать принятое прокурором решение об определении подследственности вышестоящему прокурору. Перейти к: навигация , поиск. Место производства предварительного расследования 1. Комментарий к статье 1.

Навигация Персональные инструменты Создать учётную запись Войти. Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Просмотр История. Навигация Заглавная страница Криминалистика Уголовный процесс Для работников прокуратуры. Свежие правки Случайная статья Полезные ссылки.

Последнее изменение этой страницы: , 6 августа Политика конфиденциальности Описание CrimLib.

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новосибирск, 06 апреля г. Скачать книгу -и : Сборник статей конференции. В уголовном законодательстве Российской Федерации экономические преступления значатся достаточно непростыми как со стороны определения норм материального права, так и со стороны установления случая совершения преступления, а также их специфики и многообразности расследования в общем.

С целью улучшения действенности расследования правонарушений необходимо вникнуть в общие проблемы, составляющие специфику расследования экономических преступлений. Согласно официальной статистике МВД в группе активности правоохранительных органов в сфере предпринимательской деятельности выделяют пять наиболее часто применяемых статей Уголовного Кодекса РФ ст.

Одними из которых являются самые частые — статьи мошенничество и присвоение или растрата используются для преследования правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Предварительно расследовано более тысяч правонарушений [3]. На рисунке ниже представлены наиболее часто совершаемые преступления экономической направленности за год согласно данным МВД. Рисунок 1. Доля экономических преступлений по видам за г. Экономическая оперативность расследования правонарушений в сфере предпринимательской деятельности остается без изменений, на нее в продолжение десятилетия не подействовал ни финансовый рост, ни кризис, ни перемены в политике правоохранительных органов.

Если в номинальном виде, как это отражено в ведомственной статистике, потери от раскрытых экономических преступлений увеличивались, то в реальном виде с поправкой на инфляцию они были неизменными, либо снижались. Есть достаточно оснований совершения экономических преступлений. Направление к повышению части данной причины вызывает беспокойство.

Читать еще:  Квалифицирующие признаки состава преступления

Для этого следует использовать упреждающий подход, для того чтобы обеспечить оперативное руководство существенными угрозами мошенничества, применяя механизмы разоблачения и устранения противоправных деяний [5].

В ходе расследования экономических преступлений наиболее часто правоохранительные органы сталкиваются со следующими проблемами:. Таким образом при выявлении экономических преступлений наиболее часто используются следующие методы:.

Удачное раскрытие правонарушения в сфере экономической деятельности во многом обусловлено от направленности поисково-познавательной работы следователя, от верного и конкретного значения предмета расследования — круга обстоятельств, подлежащих установлению по делу.

Стоит отметить, что трудности выявлений экономических преступлений обусловлены разными ситуациями, но в первую очередь — необходимость страны и его субъектов в результативных средствах обеспечения безопасности в области экономики. Постоянно возникают другие, ранее не известные приемы осуществления преступлений, поэтому предоставить полную охрану невозможно. Библиографическое описание:. Шевцова Т. LII междунар. Проголосовать за статью. Конференция завершена Эта статья набрала 0 голосов.

В ходе расследования экономических преступлений наиболее часто правоохранительные органы сталкиваются со следующими проблемами: Высокий уровень теоретической и практической подготовленности лиц, совершающих экономические преступления в той сфере, в которой действует предприятие-жертва; Умышленное нарушение правильного ведения бухгалтерского учета на предприятии, ликвидация и подделка бухгалтерских документов; Обращение и консультирование сотрудников правоохранительных органов у специалистов разных направлений, в том числе у предприятия-жертвы для подробного разъяснения всех возможных вопросов по работе предприятия; Крупные объемы следственных мероприятий, которые важно осуществить для определения и установления обстоятельства осуществления экономического правонарушения [2].

Таким образом при выявлении экономических преступлений наиболее часто используются следующие методы: Экономический анализ — применяют для того, чтобы оценить размеры причиненного убытка в ходе осуществления правонарушения. Использование данного способа помогает в раскрытии закономерностей и тенденций, характеризующих развитие того или иного объекта, определяет разногласия и мотивы их появления. Обнаруженные отклонения экономических коэффициентов дают найти факт осуществления преступления или, напротив, опровергнуть факт правонарушения.

Метод численного изучения предмета социальной информации. Применительно данному методу, анализу подлежат общественные выступления, темы газет, телепередач и многое другое. Его суть состоит в расчете того, как изображены в общественном массиве интересующие смысловые сведения.

При исследовании сведений разыскиваются предприятия и организации, их руководители или их представители, причастные к разным правонарушениям экономической направленности. Следующим этапом в отношении этих лиц видеться более подробный осмотр, с применением всех средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Вследствие чего выявляются мотивы и причины, способствующие возникновению принятых результатов, о которых можно говорить, как о подтверждающих признаках по подготовке или совершению преступлений экономической направленности [1].

Список литературы: Действия по выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики, не входящие в перечень оперативно-розыскных мероприятий, Введенский А. Российский обзор экономических преступлений за год [электронный ресурс] — Режим доступа.

Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Что считается провокацией преступления

Провокация преступления во многом схожа с одним из видов соучастия, а именно, с подстрекательством. Однако есть и ряд весьма существенных отличий. Главное из них — побудительные мотивы и цель предпринимаемых действий.

Подстрекатель не просто понимает, что своими словами или действиями он толкает человека на противозаконные действия. Он желает наступления таких последствий и делает все, чтобы они наступили. Сам подстрекатель при этом непосредственно в выполнении преступного замысла участия не принимает. Однако несет ответственность по одной и той же статье УК РФ вместе с другими соучастниками при обнаружении и раскрытии противоправного деяния. Именно поэтому в раскрытии преступления подстрекатель не заинтересован.

При провокационной деятельности побудительные мотивы чаще всего являются тайными для исполнителя. Лицо, своими словами или действиями побудившее совершить преступление, не входит в число соучастников. Более того, как и в случае со следственными действиями, главным мотивом провокатора является непременное раскрытие преступления и наказание совершивших его.

Статья 132. Место производства предварительного следствия. Предварительное следствие производится в том районе, где совершено преступление. В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложные следственные действия, после чего передать дело прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато.
В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
Комментарий к статье 132
1. В комментируемой статье предусмотрен территориальный (местный) признак подследственности, на основе которого компетенция между органами предварительного следствия разграничивается в зависимости от определенной территории, обслуживаемой соответствующим органом.
2. По общему правилу предварительное расследование производится в том районе, где совершено преступление. Под словом «район» имеется в виду не только соответствующая административно — территориальная единица в буквальном смысле, а определенная территория, на которую распространяются полномочия соответствующего органа предварительного следствия. Применительно к первому звену территориальных органов прокуратуры и органов внутренних дел речь идет также о городах, районах городов, межрайонных образованиях. Специализированные органы прокуратуры и органы внутренних дел обслуживают соответствующие территории в зависимости от направления своей деятельности. Например, следователи транспортных прокуратур и органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях, отнесенных по предметному признаку к их подследственности, совершенных на железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах и на других подобных объектах.
3. Распределение подследственности между следователями одной прокуратуры или органа внутренних дел регулируется в ведомственном порядке с учетом специализации следователей, установленной в соответствующем правоохранительном органе, в состав которого входят следователи в зависимости от его организационно — штатной структуры.
4. Следователям (старшим следователям, следователям по особо важным делам) прокуратур, следственных подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт — Петербурга подследственны сложные уголовные дела о преступлениях, совершенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Следователи (старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам), входящие в состав Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета МВД РФ, Следственного управления ФСБ и Следственного управления ФСНП, расследуют наиболее сложные уголовные дела о преступлениях, совершенных на территории любого субъекта Российской Федерации.
6. Местом совершения преступлений следует считать то место, где окончены все преступные действия (бездействие), независимо от того, где наступили общественно опасные последствия.
7. Если определить место совершения преступления не представляется возможным, то предварительное следствие производится по месту обнаружения самого преступления или по месту наступления последствий преступного деяния. После установления того места, где действительно было совершено преступление, уголовное дело передается по подследственности тому органу предварительного следствия, который обслуживает соответствующую территорию.
8. Отступление от общего правила определения подследственности уголовного дела возможно в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования.
Для исключения возможных споров между различными органами предварительного следствия при установлении подследственности по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей данный вопрос должен решаться вышестоящим прокурором.
9. Следователь, установивший, что принятое им к своему производству уголовное дело ему не подследственно, обязан произвести любые неотложные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, которые, по его мнению, необходимы в зависимости от обстоятельств дела.
10. Отдельное поручение следователя о производстве следственных и розыскных действий в другом районе оформляется в виде письменного требования на имя руководителя соответствующего органа предварительного расследования, который определяется на основе установленных законом правил разграничения подследственности уголовных дел. В нем излагаются обстоятельства дела, необходимые для качественного исполнения даваемого поручения, приводится перечень следственных и розыскных действий, которые требуется произвести. При необходимости производства выемки, обыска и других следственных действий, решение о производстве которых оформляется в виде постановления, к поручению прилагается соответствующий процессуальный акт, который в случаях, предусмотренных законом, должен быть санкционирован надзирающим прокурором.
Требования о высылке различных актов, справок, характеристик и других документов должны, как правило, направляться непосредственно в организации и учреждения, где эти документы находятся.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector