0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда преступление считается раскрытым

12.1.4 Раскрытие преступлений

По существу раскрытие преступлений представляет собой комплексный вид правоохранительной функции оперативно-розыскной деятельности, включающий в себя выявление, предупреждение, пресечение преступлений и обеспечивающий следствие необходимой доказательной базой. Последнее обстоятельство обусловливает целесообразность выделения раскрытия преступлений в качестве отдельного вида ОРД, так как подчеркивает, что оно в равной мере является задачей не только следствия, но и оперативных подразделений, осуществляется в результате совместной деятельности органов дознания и следствия, основанной на сочетании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Заниматься раскрытием преступлений можно только в случаях их совершения в условиях неочевидности, то есть тогда, когда исходная информация содержит сведения только о самом событии преступления, а о виновных в его совершении или подготовке лицах сведения отсутствуют. Отличительной особенностью неочевидных преступлений также является скрытый, замаскированный характер их подготовки и исполнения. В случаях же, когда преступления имеют очевидный характер, то есть первичная информация несет данные и о событии и о виновных, говорить о раскрытии никакого смысла не имеет.

Следует отметить, что вопрос о том, с какого момента преступление можно считать раскрытым является дискуссионным. Некоторые авторы считают раскрытием преступления установление круга обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу; другие связывают это понятие с установлением путем доказывания времени, места, способа совершения преступного деяния, лица, совершившего его, а также прочих обстоятельств, относящихся к составу преступления; третьи полагают, что преступление раскрыто с установлением и изобличением преступника и привлечением его к уголовной ответственности; четвертые — что преступление может считаться полностью раскрытым с вступлением приговора суда в силу или после

вынесения постановления о прекращении уголовного дела. Имеются и другие точки зрения . Подобный разброс мнений о сущности понятия «раскрытие преступления» свидетельствует о не достаточной теоретической разработанности данной категории.

Раскрытие преступления начинается с его выявления, то есть с получения достоверных оперативных данных, указывающих на факт подготовки или совершения преступления. После заведения уголовного дела, работа по раскрытию преступления проводится совместно оперативными и следственными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. При этом решение задачи раскрытия преступлений силами, средствами и методами ОРД обеспечивает получение оперативной информации, способствующей процессуальному доказыванию вины лиц, совершивших преступление.

В случае наличия уголовного дела, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений органами, осуществляющими ОРД, могут служить письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по

уголовным делам, находящимся в производстве этих органов (следственных органов, прокуратуры, суда). Однако это вовсе не исключает возможность ведения работы (осуществления ОРМ) по другим, чисто оперативно-розыскным основаниям.

Считается, что с момента заведения уголовного дела главная роль и инициатива в решении задачи раскрытия преступления принадлежат дознавателю, а в последующем — следователю, которые организуют взаимодействие с оперативными подразделениями. Соответственно, оперативно-розыскная работа с точки зрения дознавателя и следователя, отвечающих за раскрытие преступления, играет на этой стадии в определенной мере вспомогательную роль по обеспечению потребностей уголовно-процессуальной деятельности. Однако на самом деле это не совсем так. Указанная работа, осуществляемая методами ОРД, включает в себя:

— всестороннее, наиболее полное выявление, исследование фактов и обстоятельств противоправной деятельности и изучение ее участников;

— принятие негласных мер предупреждения и пресечения;

— подготовку открытых, гласных мер пресечения.

То есть эта работа не просто направлена на удовлетворение потребности уголовно- процессуальной деятельности по раскрытию преступления, а одновременно решает такие важные задачи, как добывание информации, необходимой для организации предупреждения и пресечения противоправной деятельности, подготовка и осуществление гласных и негласных мер предупреждения и пресечения. Тем не менее, эта работа проводится в тесном взаимодействии оперативного работника и следователя при несомненном превалировании интересов следствия.

Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам в порядке, предусмотренном статьей 130 УПК РК (Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам) и ч. 1 ст. 14 Закона об ОРД (Использование результатов ОРД). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами для использования в качестве доказательств по уголовным делам оперативные материалы должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями УПК, в частности ч. 2 ст. 122 (Протоколы процессуальных действий) или ч. 1 ст. 177 УПК РК (Поводы и основания к возбуждению уголовного дела).

Раскрытию преступлений, как виду оперативно-розыскной деятельности, присущи методы выявления, предупреждения и пресечения, а также методы дознания и следствия.

Преступление раскрыто и выявлено в чем разница

Установление степени общественной опасности подразделяет преступления с аналогичным характером общественной опасности. К примеру, лишение жизни нескольких человек характеризуется большей общественной опасностью, нежели убийство одного лица, при том что в обоих случаях характер общественной опасности аналогичен. Таким свойствами обладает количественная характеристика.

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.
Но в этом случае непонятно, по какому принципу те ли иные деяния записываются в разряд преступных, и ничто не препятствует законодателю установить, например, такую норму: «Посадка деревьев наказывается тремя годами лишения свободы». А самое главное — определение не позволяет отграничить преступление от малозначительного деяния, т. е. от деяния, которое по своей малозначимости нельзя карать по всей строгости уголовного права. При формальном определении преступления можно, например, посадить в тюрьму человека за кражу буханки хлеба, ведь формально это все равно кража.

Теоретические проблемы нераскрытых преступлений

Однако позже появились и высказывания о необходимости формулирования собственно криминалистического понятия раскрытия преступления.

Согласно уголовно-процессуальному закону, орган дознания (опера­тивное подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятель­ность), возбудивший уголовное дело, выполнив неотложные следственные действия, обязан передать его следователю. Если по делу лицо, совер­шившее преступление, не было обнаружено, то орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах. Это правило должно соблюдаться и тогда, когда при установлении оперативно-розыскным путем события преступления уголовное дело возбуждает следователь, а не орган дознания.

Читать еще:  Какие преступления относятся

Существенно значима идентификация для установления способа совершения преступления (объективная сторона). Выявление групповой принадлежности орудия по его следам способствует розыску этого орудия (определению круга проверяемых объектов), а индивидуальное отождествление конкретного экземпляра — установлению факта его применения в данных условиях. По этим сведениям определяют лицо, использовавшее данное орудие.

Еще по теме 14.1. Криминалистическое понятие раскрытия преступления:

Данный признак может по-разному фиксироваться в законе. Некоторые правовые акты четко фиксируют, что противозаконно лишь действие, являющееся общественно опасным, иные приводят предполагаемые объекты посягательств, критериями вредоносных последствий, или наличием обоих способов. Выявить и раскрыть преступления означает установить, обнаружить с помощью оперативно-розыскных сил и средств очевидность подготавли­ваемых, совершаемых или совершенных преступлений, которые тщательно скрывались, сохранялись в тайне и потому остались неизвестными для правоохранительных органов и граждан. Следовательно, задача состоит в выявлении и раскрытии так называемых «неочевидных» преступлений.

Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Раскрытие преступления — понятие оперативно-розыскное, означающее, что преступник найден. Все остальное “скорее характеризует стадию расследования преступления, чем раскрытие его, ибо оно уже раскрыто (преступник найден)”.

Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного. Раскрытие преступления — установление всех обстоятельств пре­дмета доказывания, что является основанием для окончания предварительного расследования и составления обвинительного заключения.

В подавляющем большинстве случаев связь отображений даже частей тела, в отношении которых проведена идентификация, не является достаточно очевидной и в силу этого нуждается в специальном доказывании. Оно включает установление фактов, подтверждающих возникновение отображения (следов рук, ног) в связи с совершенным преступлением, а также фактов, исключающих возможность оставления следов ранее или позже совершенного преступления.
Выявлению и раскрытию подле­жат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им матери­альный ущерб. В некоторых случаях усилия оперативных подразделений должны быть направлены на установление личности потерпевшего, его местонахождения, обстоятельств, характеризующих потерпевшего.

Преступления в большинстве своем происходят посредством совершения действий. Серьезное число может отводиться на практике именно такому способу. Гораздо меньше противозаконных деяний приходится на бездействие.

Материальное определение преступления включает в себя такие признаки, которые определяют, почему данное деяние является преступлением, прежде всего это указание на общественную опасность и объекты посягательства. Однако нельзя впадать и в другую крайность, определяя преступление исключительно через материальные признаки, как это было сделано в УК РСФСР 1922 г., где преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка, т. е. для того, чтобы назвать человека преступником, не обязательно даже определять, что же нельзя преступать. Таким образом, судья в 1922 г., основываясь на рабоче-крестьянском правосознании, мог объявить преступлением любое деяние, которое ему по каким-либо причинам показалось опасным для советского государства.

Раскрытие преступления — установление данных о преступлении и виновном в его совершении в таком объеме, который позволяет предъявить обвинение.

Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

Это означает, что деяние должно быть предусмотрено в уголовном законе, в противном случае, каким бы общественно опасным ни был поступок человека, он ни в коем случае не будет считаться преступлением. Например, поступок мужчины, оставляющего свою жену с грудным ребенком без средств к существованию, безусловно аморален и антисоциален, однако он не предусмотрен УК РФ и, следовательно, не считается преступлением. В уголовном праве недопустимо применение аналогии. Например, судья, разбирая случай проникновения в компьютерную сеть и похищения информации из банка данных, не может применять нормы о краже, хотя они в общем-то регулируют сходную ситуацию.

Определение характера общественной опасности зависит от направленности преступных действий на определенные объекты, находящиеся под охраной государства. К примеру, попытка лишить человека жизни опаснее попытки причинения вреда здоровью или ограничения свободы. В этом и заключается суть качественной стороны.

При отсутствии такого предмета о нем позволяют судить акты идентификации объектов, имеющих к нему отношение: одежды потерпевшего, обнаруженной у подозреваемого; упаковки от похищенных предметов и т. п. При расследовании убийств особое значение имеет идентификация физического лица (опознание или отождествление трупа), так как не зная, кто убит, невозможно установить все элементы состава преступления.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

Значение идентификации в каждом из вариантов будет различно, однако во всех случаях факт идентификации, взятый сам по себе, т. е. изолированно от других доказательств, не может свидетельствовать о совершении преступления определенным лицом. Исключение составляют такие ситуации, когда действия, отраженные в идентифицирующем объекте, однозначно и очевидно связаны с преступным событием, например написание преступником клеветнического письма. Раскрытие преступления — весь процесс производства по делу, завершающийся вступлением в законную силу приговора суда; раскрытым является такое преступление, по которому приговор вступил в законную силу.

Читать еще:  К насильственным преступлениям относятся

Во-первых, величиной ущерба. Кража двух автомобилей опаснее кражи одного. Во-вторых, способом совершения преступления: с насилием или без него, группой лиц или индивидуально, с оружием или без него. В-третьих, мотивами, побуждениями к совершению преступления. Всегда будут строже наказываться деяния, совершенные из корысти, мести, желания скрыть другое преступление. В-четвертых, временем и обстановкой совершения деяний. Обстановка общественного бедствия, чрезвычайного положения, военное время, боевая обстановка существенно отягощают степень таких же деяний, совершенных в мирное время, в нормальной обстановке.

По существу, этими и некоторыми еще подобными высказываниями и ограничивалось отношение криминалистов к понятию раскрытия преступления. Довольствуясь процессуальными решениями вопроса, криминалисты связывали с ними обычно и свои представления о периодизации процесса расследования. Так, И. М.

Общественная опасность, другими словами, вредоносность деяния выражается в причинении ущерба каким-либо интересам, охраняемым уголовным правом. Допустим, кража наносит ущерб отношениям собственности, принятым в обществе, и поэтому она антисоциальна. Деяние же, которое формально хотя и подпадает под какой-либо состав преступления, но не обладает признаком общественной опасности, не является преступлением. Например, кто-либо, защищая группу детей от нападения маньяка-убийцы, нанесет ему телесные повреждения. Формально его деяние подлежит наказанию, так как оно предусмотрено УК РФ. Но ведь оно не общественно опасно, а, наоборот, полезно; значит, о преступлении не может идти и речи. Г. Танасевич. В докладе и затем в написанной на его основе статье он развил мысль о том, что о раскрытии преступления можно говорить в двух аспектах — процессуальном и криминалистическом. “В уголовно-процессуальном смысле, — писал он, — раскрытие преступления предполагает выяснение всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, и окончательно вопрос о раскрытии преступления решает суд при вынесении приговора”.

Задача выявления и раскрытия преступления оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в органической связи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку в случае ее успешного решения возбуждается уголовное дело. В ряде случаев уголовное дело может быть возбуждено при обнаружении только события преступления. Однако при этом орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан установить лиц, совершивших преступление.
В этом плане идентификация позволяет выявить предмет преступного посягательства, определить орудия и средства совершения преступления, место и время действия; наличие причинной связи между преступным действием и наступившими последствиями.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.

Выявление и раскрытие преступления включает в себя установление оперативно-розыскным путем события преступления (времени, места, спо­соба и других обстоятельств совершения преступления) и лиц, его совер­шивших.

А. Н. Васильев полагал, что “под раскрытием преступления принято понимать лишь обнаружение преступления и установление виновных, что является главным в расследовании преступлений”. Практически тоже самое писал С. П. Митричев: “Раскрыть преступление — это значит установить факт события преступления и лицо, виновное в его совершении”. По существу, этими и некоторыми еще подобными высказываниями и ограничивалось отношение криминалистов к понятию раскрытия преступления. Довольствуясь процессуальными решениями вопроса, криминалисты связывали с ними обычно и свои представления о периодизации процесса расследования. Так, И. М.

Второй тип действий может вербальным либо письменным, когда преступник говорит или адресует в письменной форме оскорбления гражданина, клевещет на него, предоставляет поддельные документы и тому подобное.

Правоохранительные органы

Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.

В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют дело обычно с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особоуполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением вреда и принятию мер, способствующих устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.

Читать еще:  Мотив и цель преступления относятся

Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности, полноты и объективности во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Отличаются формы расследования в основном следующим:

во-первых, дознание и предварительное следствие осуществляются, как правило, разными органами и должностными лицами. У них неодинаковые не только наименования (к примеру, предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели), но и объем процессуальных полномочий;

во-вторых, эти формы расследования используются в отношении разных категорий преступлений, четко разграниченных в законодательном порядке. Дознание возможно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (имеются в виду преступления, за совершение которых возможно наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы), но не всех таких преступлений, а лишь тех, которые названы в особом перечне (он зафиксирован в ч. 3 ст. 150 УПК). При этом важное значение имеет еще одно условие — в момент выявления подобного преступления должно быть известно конкретное лицо, совершившее его.

Коротко говоря, дознание допускается в отношении т. н. «очевидных преступлений» небольшой и средней тяжести. В отношении всех других преступлений (т. н. «неочевидных», а также не указанных в названном перечне, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений) должно производиться расследование в форме, как правило, предварительного следствия;

в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования.

Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших. Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным просьбам.

Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). В соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июня 1996 г. № 1113 на это подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector